Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Отчет

Госавианадзор – итоги 2017 года

21 марта 2018 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

По материалам Итоговой коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) «Об итогах контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2017 году и основных направлениях деятельности на 2018 год», 20.03.2018г.

Общая информация

В настоящее время под контролем Ространснадзора находится 252 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе Российской Федерации.

В 2017 году центральным аппаратом Ространснадзора и его территориальными управлениями проведено более 55 тыс. плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, по результатам которых выдано 28 тыс. предписаний. Всего выявлено 316 тыс. правонарушений в сфере транспорта, вынесено 314 тыс. постановлений и определений по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности 314 тыс. нарушителей транспортного законодательства.

Показатель устранения нарушений, выявленных при проверках государственными инспекторами, составил 94,88%, при установленном Минтрансом России - 83,54%.

Всего в бюджетную систему Российской Федерации за 2017 год поступило доходов, администрируемых Ространснадзором, в сумме 1 млрд. 739,7 млн. рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет - 1 млрд. 346,7 млн. рублей;

- в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 393 млн.
рублей.

Контроль и надзор в сфере гражданской авиации

Госавианадзором и его территориальными органами в 2017 году проведено свыше 700 плановых и внеплановых проверок, около 40 проверок воздушных судов на перроне, 725 проверок при выполнении полетов.



 

В рамках реформы контрольных и надзорных органов Российской Федерации было сокращено общее количество плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 15%.

Кроме этого, в 2017 году не проводились плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году было выявлено свыше 5 000 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 99.32% нарушений установленных требований (включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде).

Несмотря на общее снижение количества плановых проверок по отношению к 2016 году относительный показатель выявляемых нарушений воздушного законодательства не снижается, а меры административного реагирования имеют положительную динамику.

За нарушение установленных требований по безопасности полётов значительно эффективнее применялись меры административного реагирования в отношении юридических, должностных и физических лиц. При снижении общего количества плановых проверок на 15% - общая сумма взысканных штрафов увеличилась на 34%.

Статистические данные результатов контрольно-надзорной деятельности свидетельствуют, с одной стороны о близком к приемлемому уровню эффективности государственного надзора в сфере гражданской авиации, а с другой -не учетом в полном объеме бизнес сообществом изменений в государственной системе надзорных мероприятий, полном или частичном отсутствии культуры безопасности полетов и культуры ведения бизнеса. Но и мы прекрасно понимаем, что нужны принципиальные изменения в работе Ространснадзора, прежде всего изменения методологии планирования, организации и проведения инспекторских проверок, проведения предупредительной и профилактической работы, рабочего взаимодействия с бизнес сообществом для достижения общей цели - обеспечения безопасности полетов, снижения аварийности и тяжести последствий авиационных происшествий.

Анализ изменения показателей авиационных происшествий за последние 3 года свидетельствует о том, что состояние безопасности полетов в коммерческой авиации в 2017 году имело устойчивую тенденцию к стабилизации.

Количественные показатели аварийности в гражданской авиации в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, значительно улучшились, количество авиационных происшествий сократилось на 25,0%, тяжесть последствий (количество погибших -один из основных критериев безопасности полетов) уменьшилась на 15,3%. Однако количество авиационных инцидентов увеличилось к концу года почти на 10%, что показывает рост рисков.

При этом наблюдается увеличение количества авиационных инцидентов на земле и в воздухе, что является объективным условием появления и развития катастрофических ситуаций. Именно динамика изменения авиационных инцидентов учитывается прежде всего в ведущих авиационных государствах -членах ИКАО при реализации государственной системы обеспечения безопасности полетов.

Так, например, Ассоциация пилотов авиакомпаний Канады (представители бизнес сообщества) выступила с инициативой к правительству об увеличении расходов, связанных с надзором за обеспечением безопасности полетов из-за увеличения количества инцидентов с коммерческими самолетами.

Стоит отметить, что основным фактором опасности в коммерческой авиации является состояние безопасности полетов вертолетов и самолетов 4 класса (со взлетной массой до 10 тонн). Из 15 авиационных происшествий в коммерческой авиации - 9 приходится на вертолеты (60%).

При этом следует отметить, что за последние годы была выстроена жесткая система профилактических мероприятий в рамках комплексных проверок, направленных на упреждение, локализацию и предотвращение авиационных событий. Основу этой системы составляет подготовленный инспекторский состав, в том числе с действующими свидетельствами авиационных специалистов, которые выполняют рамповые проверки и проверки в полете, что позволяет комплексно оценить работу всей авиационной системы (экипажа, наземных служб аэропортов, органов ОрВД, топливозаправочных комплексов). Это единственный вид надзорных мероприятий, позволяющий выявить опасные факторы в деятельности экипажей воздушных судов, комплексно оценить работу инспекторских служб проверяемого субъекта и эффективность систем управления безопасностью полетов эксплуатантов.

Это позволяет комплексно оценить безопасность работы всей авиационной системы (экипажа, наземных служб аэропортов, органов ОрВД, топливозаправочных комплексов и других служб, обеспечивающих полеты).

Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах, в том сегменте гражданской авиации, где существуют наибольшие риски, связанные с тяжестью последствий авиационных происшествий и материальным ущербом для государства.

Этот положительный опыт необходимо распространять и применять в других сегментах гражданской авиации, где количественные показатели безопасности полетов имеют отрицательную динамику.

Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:
- низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов;
- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;
- нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения.

Однако из-за нормативно-правового неурегулирования и во исполнение представления Генеральной прокуратуры рамповые проверки и проверки в полете -один из самых эффективных оперативных механизмов контрольно-надзорных мероприятий, стал выполняться в авиакомпаниях только в рамках плановых и внеплановых выездных проверок, т.е. один раз в 3-4 года. А ведь именно в «межпроверочный» период накапливаются серьезные нарушения установленных требований, напрямую влияющих на безопасность полетов.

Кроме этого, так и не удалось создать с Росавиацией единое информационное поле по доступу к результатам сертификационных проверок. Обмен информацией в рамках уже заключенного Соглашения осуществляется в основном по запросам.

При этом основной угрозой безопасности полетов остается так называемый «человеческий фактор», систематические нарушения, прежде всего пилотами легкой и сверхлегкой авиации, норм и правил летной эксплуатации и использования воздушного пространства Российской Федерации.

С целью повышения эффективности и качества проведения надзорных мероприятий Госавианадзором была изменена процедура планирования и организации проверок на авиапредприятиях, сделан акцент на подготовку инспекторского состава по разработанным учебным программам с использованием современных тренажеров.

В основу нового подхода положен переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности (в соответствии с требованиями Президента, Правительства Российской Федерации, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации).

Основной задачей подготовки инспекторского состава являлось, повышение качества осуществления надзора за соблюдением воздушного законодательства, а также применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, с учетом массовой эксплуатации воздушных судов иностранного производства.

Это позволило значительно повысить результативность предупредительных и профилактических мероприятий, особенно при выполнении «рамповых проверок» воздушных судов во всех аэропортах России и проверок российских эксплуатантов подготовленным инспекторским составом на маршруте (в полете).

К сожалению, в начале 2018 года произошла тяжелая авиационная катастрофа в которой погиб 71 человек. Расследование катастрофы еще не завершено, но уже сегодня очевидно, что по результатам расследования необходимо будет внести коррективы в нормативно-правовое регулирование в отрасли, в том числе и в подход к реформе контрольно-надзорной деятельности.

Последняя плановая проверка авиакомпании Ространснадзором была проведена в 2015 году, а очередная плановая проверка, согласно действующему законодательству, могла быть запланирована не ранее 2019 года.

Необходимо отметить, что все реорганизации и реформы в гражданской авиации неизбежно сопровождались всплеском аварийности с большим количеством человеческих жертв. В этой связи полагаем целесообразным еще раз комплексно проанализировать все возможные риски при проведении новой реформы и скорректировать ключевые мероприятия реформирования и круг органов, задействованных в реформе. Тем более, что недавняя проверка ИКАО в целом подтвердила эффективность нашей работы в последние 3 года.

Основные задачи Госавианадзора на 2018 год

  1. Обеспечить в дальнейшем долгосрочную динамику снижения количества тяжелых авиационных происшествий, количества погибших и травмированных в авиационных происшествиях.

  2. Продолжить работу по плану законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2018 год над законопроектом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности для статей 11.3.1, 11.15.1, 11.15.2, 19.7.5 и 19.7.9 КоАП до одного
    года».

  3. С учетом целей и задач реформы контрольно-надзорных органов необходимо обеспечить обучение государственных транспортных инспекторов, предусмотреть выделение Минтрансом России целевых бюджетных средств на профессиональную подготовку (переподготовку) инспекторского состава по разработанным и утвержденным программам подготовки.

  4. Продолжить совершенствование комплексной системы профилактических, предупредительных, ограничительных мер в отношении всех субъектов авиационной системы (экипажей, органов управления и обеспечения полетов) в основе которых применяются проверки на маршруте (в полете), подготовленным для работы на всех современных типах воздушных судов, инспекторским составом.

  5. С учетом целей и задач реформы контрольно-надзорных органов предусмотреть оснащение государственного транспортного инспектора необходимыми техническими средствами и обмундированием, а также оснащение вертолетов (предусмотренных ФЦП) дополнительным оборудованием технических средств, необходимых для осуществления контрольно-надзорных мероприятий
    в полевых условиях, в том числе дистанционных, предусмотрев при этом бюджетные средства и на использование, обслуживание, хранение, ремонт приобретаемой авиационной техники.

  6. Возобновить практику создания межведомственного плана мероприятий по реализации рекомендаций государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Контроль и надзор в сфере авиационной и транспортной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса

Транспортный комплекс, будучи технически и технологически сложным, концентрирующим большие массы людей и опасных грузов потенциально подвержен различным формам незаконного вмешательства, в том числе и террористическим атакам, которые приводят к негативным, а порой и к трагическим результатам и имеют большой отрицательный политический и социально-экономический резонанс.

Необходимо признать, что количество зарегистрированных АНВ (включая угрозы телефонных «террористов» и обнаружение бесхозных предметов) продолжает увеличиваться. Отчасти это происходит из-за повышения ответственности и бдительности российских граждан.

Так в 2017 году было зарегистрировано:
- 1396 угроз совершения актов незаконного вмешательства, что на 36% больше по сравнению с 2016 годом;
- 4 совершенных акта незаконного вмешательства;
- травмировано 58 человек;
- погибло 14.

Но все же стоит отметить о ежегодном повышении эффективности проводимых Ространснадзором контрольных (надзорных) мероприятиях в области транспортной безопасности.

Так, центральным аппаратом и территориальными управлениями Службы в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности и авиационной безопасности, за 2017 год проведено 3415 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Количество проведенных проверок в 2017 году на 4% меньше по сравнению с 2016 годом.

Несмотря на снижение количества проверок важно отметить рост их эффективности.

За 2017 год:
- выявлено 18026 нарушений, что на 12 % больше, чем за аналогичный период 2016 года;
- составлено сотрудниками Управления 4891 протокол об административныхправонарушениях;
- привлечено к административной ответственности 5602 юридических и должностных лиц, рост составил 19 %;
- наложено штрафов на сумму 184 миллиона 937 тысяч рублей (рост 4 %),
- взыскано 143 миллиона 750 тысяч рублей (рост 6 %).

В рамках проводимой Правительством Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности, в 2017 году Управлением транспортной безопасности большое внимание уделялось профилактическим мероприятиям, нацеленным на предупреждение совершения правонарушений. В рамках профилактических мероприятий были проведены публичные обсуждения по применению правоприменительной практики, семинары по разъяснению нормативно правовых актов и обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности предъявляемых к субъекту, в адрес субъектов направлено 80 предостережений.

В 2017 году Ространснадзором большое внимание, в части контрольно-надзорной деятельности в области транспортной безопасности, уделялось объектам, задействованным при подготовке и проведении Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в целях осуществления контроля по выполнению субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками требований законодательства в области транспортной безопасности на территории городов-организаторов Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года:

- проведено проверок: 255 (плановых - 71, внеплановых - 184);
- выявлено 2562 нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности;
- выдано 316 обязательных к исполнению предписаний об устранении нарушений;
- составлено 315 протоколов об административных правонарушениях;
- вынесено 301 постановление о привлечении к административной ответственности;
- наложено штрафов на общую сумму 13 млн. 52 тыс. рублей.

Так же хотелось бы отметить, что в 2018 году Ространснадзором будет продолжен контроль за объектами, задействованными при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко разработан График проведения внеплановых выездных проверок.

В ходе проведения контрольно-надзорной деятельности Ространснадзором выявлен ряд проблемных вопросов, препятствующих более эффективной деятельности за соблюдением требований по обеспечению транспортной безопасности, в их числе:

- незначительные сроки привлечения к ответственности юридических лиц, в том числе иностранных, за совершение административных правонарушений в области обеспечения транспортной безопасности (2 месяца).
- в Федеральном законе 294-ФЗ при проведении проверок юридических лиц, имеющих филиалы, представительства и структурные подразделения,расположенные в субъектах Российской Федерации, установлена недостаточная продолжительность проведения проверок 60 рабочих дней.
- отсутствие в Федеральном законе «О транспортной безопасности» (статья 11.1) положений, дающих Ространснадзору право проведения рейдовых осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации, в том числе при перевозках пассажиров и грузов повышенной опасности.
- в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные перевозчики не попадают под требование законодательства в сфере транспортной безопасности. Данный факт создает не равные конкурентные условия для российских перевозчиков.
- международной организацией гражданской авиации (ИКАО) принят для исполнения механизм непрерывного мониторинга (МНМ) безопасности, который обязателен для исполнения в т.ч. и Российской Федерацией. Вместе с тем, при переходе на риск-ориентированную модель организации государственного надзора, не учтены особенности реализации МНМ ИКАО.

Основные задачи в сфере транспортной безопасности на 2018 год

  1. Проверки и мониторинг состояния защищенности от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, в том числе задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

  2. Профессиональная подготовка и переподготовка инспекторского состава по авиационной и транспортной безопасности.

  3. Подготовка к проверке комиссией Международной организации гражданской авиации эффективности государственного контроля и надзора в области авиационной безопасности.


Aviation EXplorer

комментарии (4):

d1973      27/03/2018 [11:17:47]#1
"...Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах..."
Интересно, а L-410, рейс НИ463, упавший в Нелькане 15.11.17 (https://mak-iac.org/upload/ibl ... - это "не считается?
А когалымский А321 над Синаем - тоже "не в счет"?
Занятная статистика...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      31/03/2018 [00:50:26]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя d1973 от 27.03.2018 11:17
   
"...Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах..." Интересно, а L-410, рейс НИ463, упавший в Нелькане 15.11.17 (https://mak-iac.org/upload/iblock/3b7/pr_report_ra-67047.pdf) - это "не считается? А когалымский А321 над Синаем - тоже "не в счет"? Занятная статистика...
Вы не отличаете безопасность полётов от авиационной безопасности?

d1973      04/04/2018 [09:49:23]#3
Отличаю. Но в данной статье есть и на этот счет: "...стоит отметить о ежегодном повышении эффективности проводимых Ространснадзором контрольных (надзорных) мероприятиях в области транспортной безопасности.". Т. е. в части транспортной безопасности про 2017 год можно указать "... было зарегистрировано:
- 1396 угроз совершения актов незаконного вмешательства, что на 36% больше по сравнению с 2016 годом;
- 4 совершенных акта незаконного вмешательства;
- травмировано 58 человек;
- погибло 14."
Удобно 217 погибших в 2015 в эту статистику не включать, хотя по другим аспектам и более ранние годы рассматриваются как "база".

d1973      04/04/2018 [09:52:07]#4
А L-410 в Нелькане - это разве тоже из разряда "авиационной безопасности"?









Материалы рубрики

Анатолий Липин
Что нужно сделать с существующими схемами SID, STAR, Approach?
Росавиация
Информация по безопасности полетов № 19
Александр Алдюхов
Крутой взлет транспортных гибридов
Фанис Мирзаянов
Об издании Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО
IHST
Результаты глобального опроса IHST по безопасности
Aviation EXplorer
Госавианадзор – итоги 2017 года
МАА
О требованиях по обеспечению транспортной безопасности ВТ
Росавиация
Встреча Росавиации и FAA по регулированию использования БАС



Сергей Пятко
Повышение эффективности управления воздушным движением в Московской зоне ЕС ОрВД
Денис Людчик
О проблемах обязательной сертификации техсредств обеспечения транспортной безопасности
Анатолий Липин
О минимумах на некатегорируемых аэродромах
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
"Проект Руководства по управлению безопасностью полетов", 4-е издание
Андрей Ситнянский
Давайте пугать пилотов, а не пассажиров
Александр Книвель
О сертификации типа, разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники
Дмитрий Карибов
Анализ статистики авиапроисшествий с вертолетами ГА РФ 2012-2016 годы
Росавиация
Одной из главных причин авиасобытий с судами АОН остается бравада в полете
Леонид Щербаков
Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы
Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту
Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА
Анатолий Липин
Еще раз. Кому нужны минимумы?
Росавиация
Резолюция круглого стола по проблемам недисциплинированных пассажиров
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 2)
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 1)
Aviation EXplorer
Предложения Аэрофлота по мерам борьбы с авиадебоширами
Петр Дейнекин
Перед нами стоит задача огромной государственной важности
Вячеслав Глазунов
Экспертиза катастрофы FlyDubai в Ростове-на-Дону
АЭВТ
Предложения АЭВТ по доработке проекта "Требований по обеспечению транспортной безопасности"
Сергей Байнетов
Современный взгляд на формирование концепции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ
Андрей Ситнянский
Воздушное движение – взгляд из кабины  самолета
Александр Книвель
Философия управления безопасностью
АЭВТ
Обеспечение транспортной безопасности на ВС
Игорь Моисеенко
Стать равным среди лучших
Роман Гусаров
ACI: Отказ России выполнять свои государственные обязанности - аномалия
Росавиация
Безопасность полетов АОН в 2006 – 2015 годах
АЭВТ
Письмо АЭВТ Министру транспорта по вопросам транспортной безопасности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Бытовой ремонт: ремонт швейных машин в г одинцово здесь.
Бытовой ремонт: доставка грузов из нижнего новгорода по россии можно найти здесь.
Услуги профессионалов: фирмы по укладки плитки в Санкт Петербурге, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer