Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Отчет

Госавианадзор – итоги 2017 года

21 марта 2018 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

По материалам Итоговой коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) «Об итогах контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2017 году и основных направлениях деятельности на 2018 год», 20.03.2018г.

Общая информация

В настоящее время под контролем Ространснадзора находится 252 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе Российской Федерации.

В 2017 году центральным аппаратом Ространснадзора и его территориальными управлениями проведено более 55 тыс. плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, по результатам которых выдано 28 тыс. предписаний. Всего выявлено 316 тыс. правонарушений в сфере транспорта, вынесено 314 тыс. постановлений и определений по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности 314 тыс. нарушителей транспортного законодательства.

Показатель устранения нарушений, выявленных при проверках государственными инспекторами, составил 94,88%, при установленном Минтрансом России - 83,54%.

Всего в бюджетную систему Российской Федерации за 2017 год поступило доходов, администрируемых Ространснадзором, в сумме 1 млрд. 739,7 млн. рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет - 1 млрд. 346,7 млн. рублей;

- в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 393 млн.
рублей.

Контроль и надзор в сфере гражданской авиации

Госавианадзором и его территориальными органами в 2017 году проведено свыше 700 плановых и внеплановых проверок, около 40 проверок воздушных судов на перроне, 725 проверок при выполнении полетов.



 

В рамках реформы контрольных и надзорных органов Российской Федерации было сокращено общее количество плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 15%.

Кроме этого, в 2017 году не проводились плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году было выявлено свыше 5 000 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 99.32% нарушений установленных требований (включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде).

Несмотря на общее снижение количества плановых проверок по отношению к 2016 году относительный показатель выявляемых нарушений воздушного законодательства не снижается, а меры административного реагирования имеют положительную динамику.

За нарушение установленных требований по безопасности полётов значительно эффективнее применялись меры административного реагирования в отношении юридических, должностных и физических лиц. При снижении общего количества плановых проверок на 15% - общая сумма взысканных штрафов увеличилась на 34%.

Статистические данные результатов контрольно-надзорной деятельности свидетельствуют, с одной стороны о близком к приемлемому уровню эффективности государственного надзора в сфере гражданской авиации, а с другой -не учетом в полном объеме бизнес сообществом изменений в государственной системе надзорных мероприятий, полном или частичном отсутствии культуры безопасности полетов и культуры ведения бизнеса. Но и мы прекрасно понимаем, что нужны принципиальные изменения в работе Ространснадзора, прежде всего изменения методологии планирования, организации и проведения инспекторских проверок, проведения предупредительной и профилактической работы, рабочего взаимодействия с бизнес сообществом для достижения общей цели - обеспечения безопасности полетов, снижения аварийности и тяжести последствий авиационных происшествий.

Анализ изменения показателей авиационных происшествий за последние 3 года свидетельствует о том, что состояние безопасности полетов в коммерческой авиации в 2017 году имело устойчивую тенденцию к стабилизации.

Количественные показатели аварийности в гражданской авиации в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, значительно улучшились, количество авиационных происшествий сократилось на 25,0%, тяжесть последствий (количество погибших -один из основных критериев безопасности полетов) уменьшилась на 15,3%. Однако количество авиационных инцидентов увеличилось к концу года почти на 10%, что показывает рост рисков.

При этом наблюдается увеличение количества авиационных инцидентов на земле и в воздухе, что является объективным условием появления и развития катастрофических ситуаций. Именно динамика изменения авиационных инцидентов учитывается прежде всего в ведущих авиационных государствах -членах ИКАО при реализации государственной системы обеспечения безопасности полетов.

Так, например, Ассоциация пилотов авиакомпаний Канады (представители бизнес сообщества) выступила с инициативой к правительству об увеличении расходов, связанных с надзором за обеспечением безопасности полетов из-за увеличения количества инцидентов с коммерческими самолетами.

Стоит отметить, что основным фактором опасности в коммерческой авиации является состояние безопасности полетов вертолетов и самолетов 4 класса (со взлетной массой до 10 тонн). Из 15 авиационных происшествий в коммерческой авиации - 9 приходится на вертолеты (60%).

При этом следует отметить, что за последние годы была выстроена жесткая система профилактических мероприятий в рамках комплексных проверок, направленных на упреждение, локализацию и предотвращение авиационных событий. Основу этой системы составляет подготовленный инспекторский состав, в том числе с действующими свидетельствами авиационных специалистов, которые выполняют рамповые проверки и проверки в полете, что позволяет комплексно оценить работу всей авиационной системы (экипажа, наземных служб аэропортов, органов ОрВД, топливозаправочных комплексов). Это единственный вид надзорных мероприятий, позволяющий выявить опасные факторы в деятельности экипажей воздушных судов, комплексно оценить работу инспекторских служб проверяемого субъекта и эффективность систем управления безопасностью полетов эксплуатантов.

Это позволяет комплексно оценить безопасность работы всей авиационной системы (экипажа, наземных служб аэропортов, органов ОрВД, топливозаправочных комплексов и других служб, обеспечивающих полеты).

Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах, в том сегменте гражданской авиации, где существуют наибольшие риски, связанные с тяжестью последствий авиационных происшествий и материальным ущербом для государства.

Этот положительный опыт необходимо распространять и применять в других сегментах гражданской авиации, где количественные показатели безопасности полетов имеют отрицательную динамику.

Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:
- низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов;
- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;
- нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения.

Однако из-за нормативно-правового неурегулирования и во исполнение представления Генеральной прокуратуры рамповые проверки и проверки в полете -один из самых эффективных оперативных механизмов контрольно-надзорных мероприятий, стал выполняться в авиакомпаниях только в рамках плановых и внеплановых выездных проверок, т.е. один раз в 3-4 года. А ведь именно в «межпроверочный» период накапливаются серьезные нарушения установленных требований, напрямую влияющих на безопасность полетов.

Кроме этого, так и не удалось создать с Росавиацией единое информационное поле по доступу к результатам сертификационных проверок. Обмен информацией в рамках уже заключенного Соглашения осуществляется в основном по запросам.

При этом основной угрозой безопасности полетов остается так называемый «человеческий фактор», систематические нарушения, прежде всего пилотами легкой и сверхлегкой авиации, норм и правил летной эксплуатации и использования воздушного пространства Российской Федерации.

С целью повышения эффективности и качества проведения надзорных мероприятий Госавианадзором была изменена процедура планирования и организации проверок на авиапредприятиях, сделан акцент на подготовку инспекторского состава по разработанным учебным программам с использованием современных тренажеров.

В основу нового подхода положен переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности (в соответствии с требованиями Президента, Правительства Российской Федерации, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации).

Основной задачей подготовки инспекторского состава являлось, повышение качества осуществления надзора за соблюдением воздушного законодательства, а также применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, с учетом массовой эксплуатации воздушных судов иностранного производства.

Это позволило значительно повысить результативность предупредительных и профилактических мероприятий, особенно при выполнении «рамповых проверок» воздушных судов во всех аэропортах России и проверок российских эксплуатантов подготовленным инспекторским составом на маршруте (в полете).

К сожалению, в начале 2018 года произошла тяжелая авиационная катастрофа в которой погиб 71 человек. Расследование катастрофы еще не завершено, но уже сегодня очевидно, что по результатам расследования необходимо будет внести коррективы в нормативно-правовое регулирование в отрасли, в том числе и в подход к реформе контрольно-надзорной деятельности.

Последняя плановая проверка авиакомпании Ространснадзором была проведена в 2015 году, а очередная плановая проверка, согласно действующему законодательству, могла быть запланирована не ранее 2019 года.

Необходимо отметить, что все реорганизации и реформы в гражданской авиации неизбежно сопровождались всплеском аварийности с большим количеством человеческих жертв. В этой связи полагаем целесообразным еще раз комплексно проанализировать все возможные риски при проведении новой реформы и скорректировать ключевые мероприятия реформирования и круг органов, задействованных в реформе. Тем более, что недавняя проверка ИКАО в целом подтвердила эффективность нашей работы в последние 3 года.

Основные задачи Госавианадзора на 2018 год

  1. Обеспечить в дальнейшем долгосрочную динамику снижения количества тяжелых авиационных происшествий, количества погибших и травмированных в авиационных происшествиях.

  2. Продолжить работу по плану законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2018 год над законопроектом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности для статей 11.3.1, 11.15.1, 11.15.2, 19.7.5 и 19.7.9 КоАП до одного
    года».

  3. С учетом целей и задач реформы контрольно-надзорных органов необходимо обеспечить обучение государственных транспортных инспекторов, предусмотреть выделение Минтрансом России целевых бюджетных средств на профессиональную подготовку (переподготовку) инспекторского состава по разработанным и утвержденным программам подготовки.

  4. Продолжить совершенствование комплексной системы профилактических, предупредительных, ограничительных мер в отношении всех субъектов авиационной системы (экипажей, органов управления и обеспечения полетов) в основе которых применяются проверки на маршруте (в полете), подготовленным для работы на всех современных типах воздушных судов, инспекторским составом.

  5. С учетом целей и задач реформы контрольно-надзорных органов предусмотреть оснащение государственного транспортного инспектора необходимыми техническими средствами и обмундированием, а также оснащение вертолетов (предусмотренных ФЦП) дополнительным оборудованием технических средств, необходимых для осуществления контрольно-надзорных мероприятий
    в полевых условиях, в том числе дистанционных, предусмотрев при этом бюджетные средства и на использование, обслуживание, хранение, ремонт приобретаемой авиационной техники.

  6. Возобновить практику создания межведомственного плана мероприятий по реализации рекомендаций государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Контроль и надзор в сфере авиационной и транспортной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса

Транспортный комплекс, будучи технически и технологически сложным, концентрирующим большие массы людей и опасных грузов потенциально подвержен различным формам незаконного вмешательства, в том числе и террористическим атакам, которые приводят к негативным, а порой и к трагическим результатам и имеют большой отрицательный политический и социально-экономический резонанс.

Необходимо признать, что количество зарегистрированных АНВ (включая угрозы телефонных «террористов» и обнаружение бесхозных предметов) продолжает увеличиваться. Отчасти это происходит из-за повышения ответственности и бдительности российских граждан.

Так в 2017 году было зарегистрировано:
- 1396 угроз совершения актов незаконного вмешательства, что на 36% больше по сравнению с 2016 годом;
- 4 совершенных акта незаконного вмешательства;
- травмировано 58 человек;
- погибло 14.

Но все же стоит отметить о ежегодном повышении эффективности проводимых Ространснадзором контрольных (надзорных) мероприятиях в области транспортной безопасности.

Так, центральным аппаратом и территориальными управлениями Службы в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности и авиационной безопасности, за 2017 год проведено 3415 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Количество проведенных проверок в 2017 году на 4% меньше по сравнению с 2016 годом.

Несмотря на снижение количества проверок важно отметить рост их эффективности.

За 2017 год:
- выявлено 18026 нарушений, что на 12 % больше, чем за аналогичный период 2016 года;
- составлено сотрудниками Управления 4891 протокол об административныхправонарушениях;
- привлечено к административной ответственности 5602 юридических и должностных лиц, рост составил 19 %;
- наложено штрафов на сумму 184 миллиона 937 тысяч рублей (рост 4 %),
- взыскано 143 миллиона 750 тысяч рублей (рост 6 %).

В рамках проводимой Правительством Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности, в 2017 году Управлением транспортной безопасности большое внимание уделялось профилактическим мероприятиям, нацеленным на предупреждение совершения правонарушений. В рамках профилактических мероприятий были проведены публичные обсуждения по применению правоприменительной практики, семинары по разъяснению нормативно правовых актов и обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности предъявляемых к субъекту, в адрес субъектов направлено 80 предостережений.

В 2017 году Ространснадзором большое внимание, в части контрольно-надзорной деятельности в области транспортной безопасности, уделялось объектам, задействованным при подготовке и проведении Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в целях осуществления контроля по выполнению субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками требований законодательства в области транспортной безопасности на территории городов-организаторов Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года:

- проведено проверок: 255 (плановых - 71, внеплановых - 184);
- выявлено 2562 нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности;
- выдано 316 обязательных к исполнению предписаний об устранении нарушений;
- составлено 315 протоколов об административных правонарушениях;
- вынесено 301 постановление о привлечении к административной ответственности;
- наложено штрафов на общую сумму 13 млн. 52 тыс. рублей.

Так же хотелось бы отметить, что в 2018 году Ространснадзором будет продолжен контроль за объектами, задействованными при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко разработан График проведения внеплановых выездных проверок.

В ходе проведения контрольно-надзорной деятельности Ространснадзором выявлен ряд проблемных вопросов, препятствующих более эффективной деятельности за соблюдением требований по обеспечению транспортной безопасности, в их числе:

- незначительные сроки привлечения к ответственности юридических лиц, в том числе иностранных, за совершение административных правонарушений в области обеспечения транспортной безопасности (2 месяца).
- в Федеральном законе 294-ФЗ при проведении проверок юридических лиц, имеющих филиалы, представительства и структурные подразделения,расположенные в субъектах Российской Федерации, установлена недостаточная продолжительность проведения проверок 60 рабочих дней.
- отсутствие в Федеральном законе «О транспортной безопасности» (статья 11.1) положений, дающих Ространснадзору право проведения рейдовых осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации, в том числе при перевозках пассажиров и грузов повышенной опасности.
- в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные перевозчики не попадают под требование законодательства в сфере транспортной безопасности. Данный факт создает не равные конкурентные условия для российских перевозчиков.
- международной организацией гражданской авиации (ИКАО) принят для исполнения механизм непрерывного мониторинга (МНМ) безопасности, который обязателен для исполнения в т.ч. и Российской Федерацией. Вместе с тем, при переходе на риск-ориентированную модель организации государственного надзора, не учтены особенности реализации МНМ ИКАО.

Основные задачи в сфере транспортной безопасности на 2018 год

  1. Проверки и мониторинг состояния защищенности от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, в том числе задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

  2. Профессиональная подготовка и переподготовка инспекторского состава по авиационной и транспортной безопасности.

  3. Подготовка к проверке комиссией Международной организации гражданской авиации эффективности государственного контроля и надзора в области авиационной безопасности.


Aviation EXplorer


комментарии (4):

d1973      27/03/2018 [11:17:47]#1
"...Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах..."
Интересно, а L-410, рейс НИ463, упавший в Нелькане 15.11.17 (https://mak-iac.org/upload/ibl ... - это "не считается?
А когалымский А321 над Синаем - тоже "не в счет"?
Занятная статистика...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      31/03/2018 [00:50:26]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя d1973 от 27.03.2018 11:17
   
"...Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах..." Интересно, а L-410, рейс НИ463, упавший в Нелькане 15.11.17 (https://mak-iac.org/upload/iblock/3b7/pr_report_ra-67047.pdf) - это "не считается? А когалымский А321 над Синаем - тоже "не в счет"? Занятная статистика...
Вы не отличаете безопасность полётов от авиационной безопасности?

d1973      04/04/2018 [09:49:23]#3
Отличаю. Но в данной статье есть и на этот счет: "...стоит отметить о ежегодном повышении эффективности проводимых Ространснадзором контрольных (надзорных) мероприятиях в области транспортной безопасности.". Т. е. в части транспортной безопасности про 2017 год можно указать "... было зарегистрировано:
- 1396 угроз совершения актов незаконного вмешательства, что на 36% больше по сравнению с 2016 годом;
- 4 совершенных акта незаконного вмешательства;
- травмировано 58 человек;
- погибло 14."
Удобно 217 погибших в 2015 в эту статистику не включать, хотя по другим аспектам и более ранние годы рассматриваются как "база".

d1973      04/04/2018 [09:52:07]#4
А L-410 в Нелькане - это разве тоже из разряда "авиационной безопасности"?










Материалы рубрики

Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования



Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН
Валерий Козлов
«Человеческий фактор»: ни человек и ни фактор
Анатолий Липин
Что нужно сделать с существующими схемами SID, STAR, Approach?
Росавиация
Информация по безопасности полетов № 19
Александр Алдюхов
Крутой взлет транспортных гибридов
Фанис Мирзаянов
Об издании Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО
IHST
Результаты глобального опроса IHST по безопасности
Aviation EXplorer
Госавианадзор – итоги 2017 года
МАА
О требованиях по обеспечению транспортной безопасности ВТ
Росавиация
Встреча Росавиации и FAA по регулированию использования БАС
Сергей Пятко
Повышение эффективности управления воздушным движением в Московской зоне ЕС ОрВД
Денис Людчик
О проблемах обязательной сертификации техсредств обеспечения транспортной безопасности
Анатолий Липин
О минимумах на некатегорируемых аэродромах
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
"Проект Руководства по управлению безопасностью полетов", 4-е издание
Андрей Ситнянский
Давайте пугать пилотов, а не пассажиров
Александр Книвель
О сертификации типа, разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники
Дмитрий Карибов
Анализ статистики авиапроисшествий с вертолетами ГА РФ 2012-2016 годы
Росавиация
Одной из главных причин авиасобытий с судами АОН остается бравада в полете
Леонид Щербаков
Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы
Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту
Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Бытовой ремонт: ремонт швейных машин в г одинцово здесь.
Бытовой ремонт: доставка грузов из нижнего новгорода по россии можно найти здесь.
Услуги профессионалов: фирмы по укладки плитки в Санкт Петербурге, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer