Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

Терминологические страдания по аэронавигационной информации

22 мая 2019 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

Для выполнения полета нужна аэронавигационная информация (АНИ). Отцом АНИ для полетов был американский летчик Elray Jeppesen, который в середине 30-х годов прошлого столетия стал записывать данные по аэродромам в свои записные книжки. Позднее он начал издавать сборник АНИ для пилотов. При этом не от имени государства, а как частное лицо.

Понимая важность АНИ для производства полетов ИКАО в 1960 г. на Специализированном совещании по обслуживанию аэронавигационной информации и аэронавигационным картам пришло к решению, что государствам необходимо издавать публикацию АНИ (AIP - Aeronautical Information Publication).

По мере увеличения авиаперевозок для повышения безопасности полетов возрастали требования к объему и качеству АНИ. В AIP государства включается информация как необходимая для производства полетов, так и так которая носит общий характер и в полете не нужна. С годами объем AIP, издаваемый в формате А4 увеличивался.  К примеру, AIP России, книга 1, для аэродромов гражданской авиации издается в трех томах и весит более 12 кг.

Вполне понятно, что использовать AIP в полете неудобно. А при выполнении международных полетов использовать на борту ВС AIP нескольких стран не реально.  Производители АНИ понимая эту проблему издают АНИ в компактном виде (размер листа формата А5) с разными названиями: AIRWAY MANUAL, AERAD IFR Manual (современное название UK Touring Flight Guide), Lido/RouteManual.

В ФАП-128 [1] представлено (выдержка с сокращением):

«Судовые документы

5.68. На воздушном судне должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

РЛЭ;

MEL;

актуализированные сборники аэронавигационной информации;

аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях;

…».

Возникает вопрос, о каком актуализированном сборнике аэронавигационной информации идет речь? Обратимся к документам.

Выдержка из Приказа Минтранса России от 31.10.2014 г. N 305 «Об утверждении порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации»:

«33. Орган аэронавигационной информации издает следующие документы, содержащие официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные:

АИП России, включая поправки к ним;

Дополнения к АИП России;

Сборник маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

Сборник четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов и посадочных площадок;

Сборник искусственных препятствий (объектов высотного строительства) Российской Федерации;

Сборники аэронавигационной информации, включая поправки к ним;

Обзорные карты;

AIC и контрольные перечни AIC;

NOTAM и контрольные перечни действующих NOTAM».

В документе: «О реализации полномочий Росавиации во исполнение положений Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2014 N 305 "Об утверждении порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации", приказа Росавиации от 05.08.2015 г. N 478» имеется пункт (дано с сокращением):

«3. Федеральному государственному унитарному предприятию "Центр аэронавигационной информации":

осуществлять сбор, обработку исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации, хранение и распространение официальных аэронавигационных данных, официальной аэронавигационной информации для обеспечения полетов воздушных судов на территории Российской Федерации и за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;

проверять и регистрировать исходные аэронавигационные данные, исходную аэронавигационную информацию для включения в АИП России (поправки и дополнения к АИП России), извещения, передаваемого по каналам связи и содержащего информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию (NOTAM) и циркуляры аэронавигационной информации (AIC);

издавать документы аэронавигационной информации и обеспечивать пользователей воздушного пространства:

- АИП России, включая поправки к ним;

- дополнениями к АИП России;

- AIC и контрольными перечнями AIC;

- NOTAM и контрольными перечнями действующих NOTAM;

- Сборником маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

- Сборником четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов и посадочных площадок;

- Сборником искусственных препятствий (объектов высотного строительства) Российской Федерации;

- обзорными картами;

…».

В документе речь идет о Сборнике аэронавигационной информации (АИП), а Сборники аэронавигационной информации, который не является АИП речь не идет. Получается, что Росавиация не поручает ЦАИ обеспечивать пользователей воздушного пространства Сборником аэронавигационной информации.

Вот что опубликовано ЦАИ (по состоянию на 20.05.2019):

СБОРНИК

Аэронавигационной информации № 11

УВЕДОМЛЕНИЕ

Сборник аэронавигационной информации (далее Сборник), издаваемый филиалом  «Центр аэронавигационной информации» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – Издатель), содержит аэронавигационные данные и аэронавигационную информацию по аэродромам, вертодромам, посадочным площадкам Российской Федерации, ОрВД, радиоданным, метеорологическому обеспечению, правилам полетов, аварийным процедурам и предназначен для обеспечения подготовки и выполнения полетов.

Издатель самостоятельно определяет содержание, форму представления и полноту аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, публикуемых в Сборнике.

Для разработки Сборника, поправок к нему используются:

- АИП России, поправки и дополнения к нему;

- Циркуляры АНИ;

- НОТАМ серии «Б» постоянного срока действия (включается при разработке поправки к Сборнику по согласованию с оператором аэродрома). В этом случае аэронавигационные карты (схемы) в Сборнике могут отличаться от аналогичных карт (схем) АИП России);

- АНП/ИПП аэродромов аэронавигационные данные и аэронавигационная информация которых не внесенные в АИП России, включаются в поправку к Сборнику по согласованию с оператором аэродрома.

Достоверность аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, опубликованных в Сборнике, обеспечивается изданием поправок применительно к датам AIRAC, дополнительных поправок (в случае необходимости), НОТАМ серий: Б, Е, Г, Ж, Й, К, П, Я.

Гарантии и ответственность

Система менеджмента качества применительно к процессу обработки аэронавигационных данных и аэронавигационной информации сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO серии 9001.

Процесс подготовки, обработки и поставки аэронавигационных данных и аэронавигационной информации обеспечивает надлежащий уровень качества и, по заключению АР МАК, соответствует требованиям КТ200А.

Издатель несет ответственность за достоверное отображение аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, используемых для разработки Сборника и поправок к нему.

Авторские права

ЗАПРЕЩАЕТСЯ, без предварительного письменного разрешения Издателя, полное или частичное воспроизведение, сохранение на электронных носителях или передача каким бы то ни было способом страниц Сборника и поправок к нему. …»

Из Уведомления ЦАИ вытекает, что речь идет о сборнике АНИ, который используется при подготовке к полету и в полете. На картах РНК на титульной странице в разделе ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ опубликовано: «2. Условные обозначения, используемые на РНК опубликованы в сборниках АНИ (полетных) и на http://wwwcaiga.ru/rnk.php».

Таким образом ЦАИ издает Сборники АНИ (полетные).

Следует отметить, что по содержанию и качеству представления АНИ Сборники АНИ (полетные) заслуживают положительной оценки.

Не только ЦАИ издает Сборники АНИ. Различные коммерческие структуры, например, ЗАО «АвиаКомИнфо», ООО «СЗ РЦАИ», ООО «Информавиасервис» издают сборники АНИ преимущественно для авиации общего назначения.

Анализ названий Сборников АНИ зарубежных издателей показывает, что слово СБОРНИК в названиях не встречается. Чаще встречается – Manual. Почему в СССР и России используют название СБОРНИК.

Обратимся к истории. В таблице представлена информация о названиях документа АНИ, опубликованных в разных Наставлениях по производству полетов гражданской авиации начиная с 1951 г.

Год издания НПП ГА

Наименование документа АНИ

1951

Схемы пробивания облаков.

1958

Схемы пробивания облаков.

1966

Сборник аэронавигационной информации.

1971

Сборник аэронавигационных данных аэродромов по воздушным трасам СССР.

Сборник аэронавигационных данных для обеспечения международных полетов экипажей воздушных судов СССР.

Сборник аэронавигационной информации (АИП СССР).

1978

Сборник аэронавигационных данных. Регламенты средств радиосвязи и радиотехнического обеспечения полетов.

1985

Сборник и регламент аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР.
Приложения к сборникам аэронавигационной информации (минимумы аэродромов для взлета и посадки самолетов гражданской авиации).

Сборник аэронавигационной информации (АИП СССР).

Сборник аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.
Сборники аэронавигационной информации по местным воздушным линиям.
Радионавигационные карты.

Напомним, что в п. 58 ФАП-128 используется название «сборники аэронавигационной информации».

Откуда появилось словосочетание: Сборник аэронавигационной информации?

Ответ дан в Приложении 15 «Службы аэронавигационной информации» [2].

Специализированное совещание по обслуживанию аэронавигационной информации и аэронавигационным картам 20 июня 1960 г. приняло поправку 6 в Приложение 15, которая определила Содержание сборников аэронавигационной информации (АIР) и представила термин:

Aeronautical Information Publication (AIP). A publication issued by or with the authority of a State and containing aeronautical information of a lasting character essential to air navigation.

Сборник аэронавигационной информации (АIР). Выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации.

Переводчики ИКАО перевели Publication как Сборник. Можно согласится с таким переводом, т.к. по слово СБОРНИК лучше отражает содержание того, что в нем содержится, чем Publication (публикация). Publication от латинского publicare - объявлять всенародно.

В Толковом словаре Ожегова С. И. представлено: Сборник, -a. мужской род. Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы. C. стихов. C. постановлений.

При выполнении международных полетов эксплуатанты используют АНИ иностранных издателей, например, LIDO и Jeppesen: Lido/RouteManual, JEPPESEN AIRWAY MANUAL. В содержании названий отсутствует соответствие слову СБОРНИК.

Сборник АНИ, как RouteManual и AIRWAY MANUAL включает текстовую и картографическую информацию.

Прогресс не стоит на месте. В конце 90-х годов прошлого столетия США разработали концепцию Electronic Flight Bag (EFB) - электронный полетный планшет.

ИКАО в 2014 г. 38 поправкой внесло в Приложение 6 [3] термин:

«Электронный полетный планшет (EFB). Электронная информационная система для летного экипажа, состоящая из оборудования и прикладных программ и позволяющая ему использовать функции EFB по хранению, обновлению, отображению и обработке данных, применяемых при выполнении полета или обязанностей, связанных с полетом»

и пункт: 6.25 Электронные полетные планшеты (EFB). В этом пункте содержится подпункт:

«6.25.2.2 Государство эксплуатанта утверждает правила использования функций EFB для обеспечения безопасности полетов самолетов».

Для оказания помощи авиационным властям государств ИКАО в качестве технического документа издало Руководство по электронным полетным планшетам (EFB) [5].

К сожалению, Минтранс не издал нормативного документа по утверждению правил использования функций EFB. В ФАП-246 [4] в Приложении 1 «Образец заполнения эксплуатационных спецификаций (самолет)» в Сертификате эксплуатанта указывается только о разрешении на EFB.

Эксплуатанты ВС высоко оценили эффективность EFB и активно используют его в качестве электронной библиотеки с обширным перечнем. Поставщики АНИ Jeppesen и LIDO оперативно отреагировали на возможность представления в электронной форме, как текстовой, так и картографической АНИ. И, естественно, эксплуатанты перешли от бумажных источников АНИ к электронным.

Инспекторы SAFA при проверке в зарубежных аэропортах воспринимают электронную АНИ в EFB как само собой разумеющееся. Чего не скажешь о российских инспекторах. В качестве примера можно привести письмо Заместитель руководителя Росавиации от 07.05.2019 № Исх-14618/01 «О судовых документах», которое было направлено Руководителям (начальникам) МТУ ВТ Росавиации (по списку) и Руководителям авиакомпаний (согласно списку).

В письме речь идет о том, что в ходе проведения плановых проверок эксплуатантов на перроне и на маршруте (в полете), обнаружено отсутствии на борту ВС на бумажных носителях ряда судовых документов, предусмотренных пунктом 5.68 ФАП-128.

Некоторые выдержки из письма.

«Доводы эксплуатантов о возможности нахождения указанных судовых документов только на электронных носителях, в том числе в связи с имеющимися в эксплуатационных спецификациях специальными разрешениями на использование электронных полетных планшетов (EFB), являются несостоятельными и немеющими под собой оснований.

Пунктом 5.68 ФАП-128 установлен перечень документов, находящихся на воздушном судне, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц.

В соответствии с абзацем 21 данного пункта на электронных носителях на борту воздушного судна могут находиться только аэронавигационные (полетные) карты.

До внесения соответствующих изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, определяющих требования к электронным носителям информации, а также порядок и правила их использования на воздушных судах гражданской авиации, отсутствие на воздушном судне остальных документов, предусмотренных пунктом 5.68 ФАП-128, на бумажных носителях является нарушением данного пункта федеральных авиационных правил».

При проверках инспекторами акцентировалось внимание на отсутствие на борту ВС актуализированных сборников АНИ в бумажном виде.

В ФАП-128, да и других ФАПах отсутствует раскрытие термина: «Сборник аэронавигационной информации», который используется на борту ВС. Существует только понятие, а что оно в себя включат – отсутствует. Можно ли считать сборником АНИ документы АНИ Lido/RouteManual, JEPPESEN AIRWAY MANUAL на электронном носителе? В тоже время наличие этих документов АНИ у эксплуатантов, которое еще не используют EFB, не вызывает нареканий со стороны проверяющих инспекторов.

Таким образом вполне очевидно, что коль в мировом сообществе отсутствует единство в наименованиях АНИ, используемой на борту ВС, то регулятору можно предложить в п. 58 ФАП-128 внести уточнение понятия Сборник аэронавигационной информации.

В качестве термина можно предложить:

Бортовой сборник аэронавигационной информации – актуальная аэронавигационная информация в текстовом и графическом виде, представленная на электронном или бумажном носителе, предназначенная для аэронавигации и обслуживания воздушного движения.

С учетом этого (дано с сокращением):

5.68. На воздушном судне должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

РЛЭ;

MEL;

бортовой сборник аэронавигационной информации;

аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях;

…».

А так как бортовой сборник АНИ в электронном виде включают как текстовую, так картографическую информацию (полетные карты), то пункт: «аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях» является лишним.

Литература.

  1. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Утверждены Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128.

  2. Приложение 15 к Конвенции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. ИКАО, изд. 16, 2018.

  3. Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации. Эксплуатация воздушных судов. Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. ИКАО, изд. 10. 2016.

  4. Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил». Утверждены Приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246.

  5. Руководство по электронным полетным планшетам (EFB). Doc 10020. ИКАО. 2016.


Анатолий Липин


комментарии (2):

НМ      28/05/2019 [09:15:54]#1
А так как бортовой сборник АНИ в электронном виде включают как текстовую, так картографическую информацию (полетные карты), то пункт: «аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях» является лишним.
====
этот пункт допускает нахождение на борту аэронавигационных (полетных) карт только на электронных носителях.
И вопрос лежит в совсем другой плоскости: о соответствии должностных лиц, а в частности заместителя руководителя Росавиации, издавшего сей перл от 07.05.2019 № Исх-14618/01 «О судовых документах», занимающей должности.
Росавиация, находящаяся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, согласно Положению https://m.favt.ru/o-rosaviacii ... не наделена полномочиями толкования правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации.
Таким образом, налицо факт превышения служебных полномочий.
...уже умолчу о самой сути, предоставленных Вами выдержек из письма.
Это лечится, для начала, обращением в Прокуратуру.

НМ      29/05/2019 [16:18:10]#2
Это лечится, для начала, обращением в Прокуратуру.
====
...вот и лёгок на помине..:)))
https://www.aex.ru/news/2019/5 ...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer