← Назад

Главная Безопасность Экспертное мнениеПриобщение ВВС к QNH

14 апреля 2020 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

При разработке нормативных документов необходимо рассмотреть вопрос об использовании единой системы установки давления на высотомерах авиаций всех видов. Какова существующая реальность рассмотрено далее.

На сайте http://regulation.gov.ru/projects#npa=100440 для общественного обсуждения (18.03 – 07.04.2020 г.) был повторно выложен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП).
 
Термины из проекта ФП ИВП
 
В проекте постановления Правительства РФ от 18.03.2020 представлены термины:

«QNH аэродрома – атмосферное давление на аэродроме (вертодроме, посадочной площадке), приведенное к среднему уровню моря (здесь и далее применяется уровень Балтийского моря) по стандартной атмосфере, используемое для гражданской авиации при взлете и посадке вместо QFE;

Pприв.аэр. – атмосферное давление на аэродроме (вертодроме), приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере, используемое для государственной авиации».

Обратим внимание, что Pприв.аэр. приводится к уровню моря не по стандартной атмосфере.
 
Позиция министерства обороны
 
В письме Первого заместителя Министра обороны от 28.11.2019 № 307/3009 (ответ на письмо Минтранса России AЮ-Д1-22/18832 от 15.11.2019 r.) по вопросу Проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» представлено:

«Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. № 1240 «Об установлении Государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы» в качестве государственной системы высот используется Балтийская система высот 1977 года, в том числе для измерения высоты рельефа местности и препятствий на ней.

Государственная авиация при полете вне диспетчерского района ниже эшелона перехода для определения высоты использует минимальное атмосферное давление по маршруту, приведенному к уровню Балтийского моря и времени полета с учетом барометрической тенденции.

Предлагаемые для использования гражданскими воздушными судам и абсолютная высота относительно среднего уровня моря (MSL) и атмосферное давление на аэродроме, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (QNН аэродрома), отличаются от государственной системы высот Российской Федерации».

Отсюда вытекает, что используемый в гражданской авиации на территории России MSL, отличается от используемой Балтийской системы высот 1977 г. Положение верно, если речь идет о разностях в высотах, которые используются геодезистами для анализа усадок различных сооружений, но если учесть, что на высотомерах шкала давления имеет цену деления 1 мм рт. ст. (1 гПа), что составляет 11 (8) м, то для практики в авиации можно принять: MSL соответствует Балтийской системе высот 1977 г.
 
Действующие и планируемые нормы Министерство обороны
 
В Федеральных авиационных правилах производства полетов государственной авиации (ФАП ПП Госавиации), утвержденных приказом МО Российской Федерации от 24.09. 2004 г. N 275, имеется пункт:

«241. В ходе снижения для захода на посадку перевод шкалы давления барометрических высотомеров ВС со стандартного давления на давление на аэродроме (на приведенное давление по стандартной атмосфере) производится в горизонтальном полете на эшелоне перехода после получения разрешения от органа управления полетами аэродрома на снижение до высоты полета по кругу с докладом командиром экипажа высоты в метрах и установленного давления на ВС органу управления полетами».

Приведенное давление к среднему уровню моря по стандартной атмосфере является QNH. Таким образом, государственная авиация не против использования QNН, а следовательно, и не против системы отчета MSL.

Министерство обороны Российской Федерации с 2017 г. проводит работы по совершенствованию ФАП ПП Госавиации. Проект Приказа МО России «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации» подготовлен МО России 22.03.2018 и опубликован на сайте https://demo.garant.ru/#/document/56747767/paragraph/1:0.

В проекте ФАП ПП Госавиации представлено:

 «303. В ходе снижения для захода на посадку перевод шкалы давления барометрических высотомеров ВС со стандартного давления на давление на аэродроме (установка барометрической высоты порога ВПП) производится в горизонтальном полете на эшелоне перехода после получения разрешения от органа управления полетами аэродрома на снижение до высоты полета по кругу с докладом командиром экипажа высоты в метрах и установленного давления на ВС органу управления полетами».

Речь идёт об установке на высотомере значения QFE, а о QNH речь не идёт.

Почему государственная авиация России не переходит на QNH, в то время как U.S. Army/Air Force, Royal Air Force и военная авиация других государств выполняют полёты по QNH? Одной из возможных причин является отсутствие в учебниках по навигации, издаваемых Министерством обороны для учебных заведений, вопросов применения QNH.
 
Положения GAMET
 
GAMET - зональный прогноз, составляемый открытым текстом с сокращениями для полетов на малых высотах, применительно к району полетной информации или его субрайону метеорологическим органом, назначенным соответствующим метеорологическим полномочным органом, и передаваемый метеорологическим органам соседних районов полетной информации по соглашению между соответствующими метеорологическими полномочными органами [1].

В Образце для составления прогнозов GAMET [1] имеется информация только о прогнозе наименьшего значения QNH в течение периода действия, а информация о Р MNM отсутствует.

Приказом Росгидромета от 06.03.2015 г. N 116 утвержден «Инструктивный материал по прогнозам погоды в формате GAMET» в котором при публикации прогноза представляется:

«Прогноз минимального давления, приведенного к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (MNM QNH) [и/или по требованию органов ОВД ‒ прогноз минимального давления, приведенного к среднему уровню моря по реальной атмосфере (Р MNM)]».

В проекте ФАП ПП Госавиации при определении безопасной высоты используется прогноз Рприв. мин. Информация о MNM QNH отсутствует.
 
Информация военных синоптиков
 
В Наставлении по метеорологической службе авиации вооруженных сил РФ (НАМС-2014) при обеспечении полетов на малых и предельно малых высотах во время консультации, пилотам представляется информация об атмосферном давлении на уровне порога ВПП аэродрома вылета, а при полетах на малых и предельно малых высотах и минимальное приведенное к уровню моря атмосферное давление на маршруте полета и барическая тенденция.

Данная норма была в НАМС-64 и НАМС-84. Получается, что с годами нормы не меняются.
 
Приведение давления к уровню моря
 
Приведение давления к уровню моря (Рприв.) осуществляется на всех метеостанциях с целью сравнения данных по давлению, находящихся на разных высотах метеостанций. На синоптические карты наносится давление, приведённое к единой эталонной отметке – уровню моря.

Значение поправки для приведения давления к уровню моря определяется по атмосферному давлению на метеостанции, виртуальной температуре воздуха и высоте расположения барометра.

Вычисление Рприв. по фактически наблюдаемому на станции атмосферному давлению и по температуре воздуха, осуществляется по градиенту 0,5° на каждые 100 м понижения, а при определении QNH применяется 0,65° на каждые 100 м, т.е. градиент температуры Стандартной атмосферы (СА).
 
Что нужно для навигации
 
При определении безопасной высоты полета ниже эшелона перехода проекте издания ФАП ПП Госавиации используется Рприв. мин - значение минимального атмосферного давления по маршруту (участку маршрута) приведенного к уровню моря и времени полета с учетом барической тенденции, которое определяется по синоптической карте и приводится ко времени полета.

При выдерживании высоты по Рприв. мин, высота полета ВС будет отличаться от высоты выдерживаемой по QNH MIN. Отличие будет тем больше, чем больше разница между фактической температурой и влажностью воздуха по отношению к СА. При отрицательной температуре высота, выдерживаемая по высотомеру с установкой Рприв. мин, будет меньше высоты с установкой на высотомере QNH MIN. Причиной этого является применение различных градиентов температуры и учета влажности воздуха.

Для выдерживания барометрических высот ВС государственной и гражданской авиации необходима единая система отсчета – QNH аэродрома и QNH MIN, а Рприв. пусть используют синоптики для составления прогнозов.
 
Заключение
 
Не переход государственной авиации на QNH и QNH MIN в последствии будет приводить к конфликтам при полетах в несегрегированном и сегрегированном воздушных пространствах, т.к. переход в гражданской авиации к полетам с применением QNH неизбежен.
 
  1. Приложение 3 к Конвенции о международной гражданской авиации. Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации.

Анатолий Липин


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2020/4/14/3050/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.