Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

Беспилотная экосистема: единое небо для всех

19 апреля 2021 года / Андрей Максименко / Aviation EXplorer
 

Беспилотная авиации прочно входит в нашу жизнь. Сегодня беспилотные авиационные системы широко используются для решения самых разных задач: картографии, правоохранительной деятельности и мониторинга чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения спортивных и развлекательных мероприятий, мониторинга окружающей среды и грузовых перевозок. Начато использование беспилотных авиационных систем в сфере здравоохранения.

Андрей Максименко
и. о. генерального директора ГосНИИ ГА

Очевидно, что беспилотные авиационные системы (БАС), обладающие широким спектром эксплуатационных преимуществ, формируют свой, быстрорастущий сегмент авиационных услуг, обладающий значительными экономическим потенциалом. Сочетание повышенной эксплуатационной гибкости и потенциально меньших капиталовложений, связанных с созданием и эксплуатацией БАС, делает беспилотную авиацию быстроразвивающейся отраслью.

При этом, стремительное развитие БАС и связанных с ними технологий, требуют от государства в приоритетном порядке решать вопросы нормативного регулирования интеграции беспилотных авиационных систем в единое с пилотируемой авиацией воздушное пространство с безусловным поддержанием заданного уровня безопасности полетов. Важную роль в процессе нормативного регулирования занимает проведение научно-исследовательских работ в данном направлении. За все время деятельности гражданской авиации непременным участником появления новых технологий была наука, именно за ней стоит окончательное формирование научно-обоснованных решений, когда речь заходит о внедрении технологий и систем.

В течение прошедших нескольких лет Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) и его филиал «НИИ Аэронавигации» уделяли самое пристальное внимание вопросам безопасности полетов беспилотной авиационной техники, анализа и оценки перспектив развития воздушного движения в Российской Федерации. Так, в январе 2019 г. ГосНИИ ГА при поддержке Министерства транспорта России проведена всероссийская конференция по теме: «Вопросы интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации». По ее итогам филиалом «НИИ Аэронавигации» при участии Госкорпорации по ОрВД, ЦАГИ, компании «Защита Инфо-Транс», Рабочей группы «Аэронет» НТИ была разработана первая версия «Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство Российской Федерации». В ней было изложено подробное описание всех аспектов интеграции и обозначены ключевые принципы и подходы, на которых необходимо сфокусироваться для целей безопасной интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство Российской Федерации. В первую очередь, речь идет о гармонизированном развитии технологий и нормативной базы.

Эти согласованные принципы и подходы к интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство, предусматривающие поэтапный и технологично-нейтральный подход к развитию аэронавигационных технологий и процедур, позволяющие использовать как уже проверенные и зрелые технологии, так и новые разрабатываемые инновационные технологии, легли в основу «Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство Российской Федерации», разработанной Росавиацией и Минтрансом России.

Вместе с тем следует отметить, что Концепция интеграции – это «живой» документ, и в будущем она, с учетом Стратегии развития аэронавигационной системы России и направленности ее экономики на диверсификацию и наращивание компетенций в сфере инновационной деятельности, потребует систематического научно-методического сопровождения и корректировок, связанных с появлением новых технологий, применением лучших международных практик интеграции и других факторов. В дальнейшем ГосНИИ ГА в тесном взаимодействии с другими участниками авиационной отрасли готов принимать участие в данной работе.

Другой важный аспект – это принцип обеспечения глобального единообразия и функциональной совместимости при интеграции БАС в единое пространство. Российское воздушное пространство, как неотъемлемая часть международного, должно быть гармонизировано с мировыми правилами и нормами. Специалисты института внимательно изучают опыт других государств и международных организаций, таких как ИКАО, RTCA, EUROCAE и других, являющихся главными отраслевыми организациями, разрабатывающими технические требования и руководства для регуляторов и производителей БАС средств, и активно участвуют в их работе. В частности, специалисты нашего института принимают активное участие в рабочей группе, которая занимается концептуальным проектированием будущей системы предупреждения столкновений для небольших БВС (ACAS sXu), что особенно актуально для массовой доставки небольших грузов.

Специалисты ГосНИИ ГА являются официальными экспертами Российской Федерации в различных международных организациях, в том числе Группе экспертов ИКАО по БАС. Для международных перелетов беспилотных воздушных судов ИКАО готовит основной пакет стандартов к 2024 г. Следующий этап – стандартизация полетов небольших БВС, автономных полетов и пассажирских перевозок.

В части формирования научно-технического задела в области отраслевого применения БАС, ГосНИИ ГА в 2020 г. выполнена научно-исследовательская работа (НИР) по теме «Проведение исследований по созданию беспилотной авиационной системы для выполнения летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и систем светосигнального оборудования». Основной задачей данной НИР являлось проведение исследований в сфере использования БАС для выполнения в Российской Федерации настроечных работ или контроля работы наземных средств радиотехнического обеспечения полетов (РТОП) и систем светосигнального оборудования (ССО) перед проведением их летных проверок специализированными воздушными судами-лабораториями (ВСЛ). Были исследованы возможности применения БАС для выполнения летных проверок, а также для их мониторинга помеховой обстановки и поиска источников помех. В результате работы был подготовлен проект технического задания на изготовление образца БАС для выполнения летных проверок наземных средств РТОП в аэродромной зоне. Применение данной беспилотной авиационной системы позволит сократить расходы на выполнение периодических и специальных летных проверок, в том числе, сократить время летных проверок при вводе в эксплуатацию наземных средств РТОП и ССО за счет заблаговременного определения их параметров и проведения необходимых регулировок до прилета ВСЛ.

Еще одно важное направление деятельности ГосНИИ ГА – участие в исследованиях и сертификации классических и перспективных систем наблюдения за воздушным движением: от радиолокаторов нового поколения до многопозиционных систем наблюдения (МПСН). Эти системы, в том числе, позволяют осуществлять контроль выдерживания назначенной высоты воздушными судами (HMU/AHMS), что является обязательной функцией для использования сокращенных интервалов вертикального эшелонирования – 300 м (RVSM). Данные мониторинга автоматически поступают в Региональное мониторинговое агентство «Евразия» – орган, уполномоченный Минтрансом России и ИКАО вести контроль за характеристиками выдерживания высоты воздушных судов. Опыт, полученный специалистами нашего института в работах по созданию систем наблюдения за воздушным движением, позволит более эффективно решать задачи по обеспечению единого уровня отсчета при выполнении полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов.

В заключении хотел бы еще раз подчеркнуть, что вопросы интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, носят комплексный и сложный характер. Их решение потребует тесного взаимодействия и координации всей авиационной отрасли и государства.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Андрей Максименко



комментарии (0):










Материалы рубрики

Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех
ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений



Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН
Валерий Козлов
«Человеческий фактор»: ни человек и ни фактор
Анатолий Липин
Что нужно сделать с существующими схемами SID, STAR, Approach?
Росавиация
Информация по безопасности полетов № 19
Александр Алдюхов
Крутой взлет транспортных гибридов
Фанис Мирзаянов
Об издании Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО
IHST
Результаты глобального опроса IHST по безопасности
Aviation EXplorer
Госавианадзор – итоги 2017 года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer