Часть 1. ИТОГИ ВНЕДРЕНИЯ СУБП ПИЛОТИРУЕМОЙ АВИАЦИИ
Со времени начала внедрения системы управления безопасностью пилотируемой авиации прошло более 15 лет. Представителями авиационной отрасли: как руководством, так и поставщиками обслуживания для внедрения системы и достижения приемлемых уровней общей безопасности продукции гражданской авиации произведен большой, но пока не достаточный объем работы. Сегодня набралось достаточно информации для анализа и рассмотрения некоторых итогов этой работы.
Согласно SMS ICAO руководить процессом внедрения СУБП страны должно руководство авиационной отрасли. Нельзя сказать, что все получилось.
Так, принятое на веру утверждение, верное лишь по форме: «Вводите СУБП и будет вам безопасность» (полетов) не сработало, потому что мы не доработали все что должно было быть сделано, ведь разработчики SMS ICAO еще в начале внедрения разъяснили в Предисловии генерального секретаря ИКАО к doc. 9859, что «SMS - это только руководящие принципы безопасности», согласно которых должна быть выполнена 2-я основная часть работы: государством - работа по внедрению системы и разработке Госпрограммы по безопасности (ГосПБП), и поставщиками обслуживания – внедрение СУБП в их предприятиях, в которых должны были быть описаны условия, порядок, приемы и способы руководства руководителями безопасностью продукции, производимой исполнителями.
ИКАО, при разработке системы, взяло на себя описание общих принципов, остальное «отдало на откуп» государствам и поставщикам продукции, поскольку не могло описать в одном документе все многообразие видов авиационной продукции в мире, потому что даже в пределах одной организации поставщика продукции[1] может быть несколько видов продукции, например, полеты по выполнению коммерческих воздушных перевозок и авиаработ, полеты БПЛА, техобслуживание ВС и т.д. Продукция одной авиакомпании, может значительно отличаться от продукции другой авиакомпании, работающей в других условиях. Также, гарантирование безопасности продукции пилотом отличается, от гарантирования безопасности продукции авиатехником или авиадиспетчером. Хотя конечно же, в целом, безопасность продукции поставщиков продукции достигается с использованием единых принципов и технологий, но инструменты, методы и способы внедрения и использования в силу различий в деятельности, используются разные. Поэтому ИКАО, описав организационные аспекты СУБП ограничилось лишь описанием общих принципов гарантирования безопасности.
При этом важно учитывать, что внедрение СУБП не означает автоматического достижения безопасности продукции поставщика продукции. Безопасность – это, главный, но не единственный из свойств качества. Поэтому очевидно, что достижение заданного уровня безопасности возможно только при комплексном сложении: эффективной работы руководителей в отношении безопасности продукции и эффективности проводимой ими работы с исполнителями, которой они должны их научить, организовать и контролировать, с реально безопасной работой исполнителей, с эффективным функционированием СУБП, с полным обеспечением организационной и ресурсной составляющих. Согласно SMS ICAO для внедрения системы безопасности, каждая организация поставщика продукции должна разработать такой РУБП, в котором важно прописать все существенные детали производства безопасной продукции, приемы и способы руководства руководителями деятельностью исполнителей в отношении безопасности в заданных условиях работы, требования к исполнительскому персоналу в отношении безопасности с дополнением технологий их работы в отношении безопасного выполнения работ. Деятельность же СУБП организации должна, контролировать собственно работу руководителей в отношении гарантирования безопасности. Контролировать, как они организуют, участвуют в процессе выполнения работ и ведут контроль безопасности выполнения работ исполнителями.
Среди общих недостатков работы по организации руководства безопасностью в отрасли, можно назвать искаженное донесение информации, содержащейся в документах ИКАО до работников отрасли, где ошибки заложены начиная с перевода содержания текстов ICAO на русский язык. Даже само название СУБП не соответствует оригиналу, не говоря о множественных переводческих недочетах. Возможно, что это произошло в результате ликвидации ранее существовавшей для этих целей терминологической комиссии или по иным причинам. Призывы авиационного сообщества о необходимости исправления ситуации остались вне внимания руководителей отрасли.
Так, например, в переводах с английского на русский язык[2], для описания процессов внедрения и использования системы управления безопасностью (СУБП[3]) везде применен технический термин «управление», в то время, когда в РУБП ИКАО (SMM ICAO) речь идет о работе с персоналом, имеющим отношение к безопасности[4], где логичнее применять термин «руководства». Поскольку, РУБП (SMM), это фактически инструкция по руководству безопасностью, тогда и переводиться документ (doc. 9859) должен «Инструкция по руководству безопасностью». Такая неточность многое объясняет.
Очевидно, что нет необходимости относиться с предубеждением к той работе, которую проводили и проводят руководство отрасли и поставщики продукции. Мы все вместе растем во времени в понимании того, что такое система управления безопасностью и какой она должна быть в условиях нашей страны. Сделано много, но требуются уточнения. Рассмотрим, как в целом проходил процесс внедрения системы гарантирования безопасностью.
Планирование. За прошедшие годы, мы не увидели единого отраслевого календарного плана внедрения СУБП объединенного с календарными планами внедрения СУБП поставщиков продукции, который бы нивелировал разные подходы в безопасности разных поставщиков продукции, чтобы к какому-то определенному моменту создать единое поле безопасности отрасли, соответствующее какому-то заданному уровню безопасности. Долго разрабатывалась Госпрограмма по БП, не устанавливались заданные государством уровни безопасности. Руководство отрасли регулировало процесс внедрения СУБП по факту, по мере развития понимания системы Постановлениями правительства РФ и внесением изменений в ФАП-128, что привело к разной скорости внедрения СУБП разными поставщиками продукции к различиям в безопасности продукции участников авиационной деятельности. Такова картина и на сегодня.
Обеспечение ресурсами. Согласно СУБП, материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами обеспечивают поставщики продукции. Но, для того чтобы обеспечить единство требований и единую базу используемых знаний, методик внедрения и пользования СУБП отрасль вероятно должна была бы обеспечить поставщиков продукции едиными информационными ресурсами (методиками внедрения, типовыми образцами документации, учебными курсами, материалами и т.д.), так как это делали FAA, EASA и другие авиационные администрации.
Гарантирование безопасности. Организация процесса гарантирования безопасности продукции при внедрении и дальнейшем функционировании СУБП поставщиков продукции производилась госорганами реактивным методом - проверками практической деятельности поставщиков продукции, а не проактивно, как того требует SMS ICAO. Поэтому заметного повышения общего уровня безопасности не произошло, т.к. мероприятия запаздывали (били по хвостам). Системные вопросы, которые регулируются РУБП поставщиков продукции не были в центре внимания и не были доведены до требований. Они значительно отличаются друг от друга, разной глубины проработки и не нацелены на проактивное решение вопросов безопасности продукции поставщиков продукции. Технологии достижения руководителями и исполнителями безопасности продукции не разработаны и не взаимоувязаны между поставщиками продукции, что также способствовало тому, что достичь единого поля безопасности поставщиков продукции не получилось.
Контроль выполнения. Контроль внедрения и работы СУБП госорганами производится по установившемуся шаблону: проверяется лишь наличие РУБП, в которых в большинстве своем изложены в основном организационные аспекты СУБП, без учета положения SMM ICAO, что «каждая организация поставщика продукции подбирает индивидуальный порядок внедрения принципов управления безопасностью полетов в соответствии с ее конкретными условиями» (Предисловие к doc. 9859. Обращение Генерального секретаря ИКАО). Вследствие недостаточной практики внедрения СУБП и контролирования функционирования мы не смогли выявить факт недовыполнения рекомендаций ИКАО, а именно, не организовали выполнение второго условия внедрения системы.
В результате сложилась ситуация, когда у поставщиков продукции РУБП есть, но они одинаковы по форме (как под копирку) предлагающие лишь общие приемы решения организационных аспектов и задач без описания «технологии гарантирования безопасности» руководителями и исполнителями. В них, как правило, не изложена технология гарантирования безопасности руководителями при выдаче распоряжений и указаний при выполнении каждого производственного задания.
Как известно, цепь управления производством, как мы знаем, включает: «планирование деятельности - обеспечение ресурсами – изготовление продукции - контроль. В нашем случае, исполнители до начала выполнения каждого предусмотренного «технологией работы» действия этапа «изготовления продукции» должны были бы выполнять умственные действия по гарантированию безопасности и только при условии приемлемости рисков, выполнять следующее технологическое действие. Руководители, выдавая производственные задания, должны выполнить определенные действия необходимые для гарантирования безопасности данного вида продукции.
Часть 2. ГАРАНТИРОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Говоря о безопасности, мы должны прежде всего понимать, как именно с помощью руководящих инструкций, изложенных в РУБП, распоряжений и указаний, руководители должны обеспечивать безопасность продукции, производимой исполнителями. Что такого особенного должен делать руководитель каждого уровня для обеспечения гарантированной безопасности продукции производимой его подчиненными и организации в целом?
Согласно SMS ICAO, «система управления безопасностью» поставщика продукции - это, прежде всего инструкция (РУБП), в которой должно быть расписаны условия занятия должности ключевыми руководителями каждого уровня, которые заключаются в том, что руководитель должен иметь действующие допуски для работы и квалификацию не менее чем исполнители. Иметь достаточный опыт самостоятельного выполнения технологических операций, которые должны выполнять исполнители. Для того, чтобы иметь право выдавать обоснованные руководящие указания и распоряжения исполнителям и указывать на имеющиеся опасности, он должен иметь: собственные устойчивые навыки прогнозирования развития производственных ситуаций, способность производить мониторинг опасностей, их анализ, оценку, умение разрабатывать и выполнять корректирующие меры, быть способным принимать решения и контролировать гарантированность безопасности продукции.
Также, в РУБП должен быть указан перечень случаев, когда предусмотрена обязательность выдачи руководящих указаний и распоряжений руководителями, входящими в производственный управленческий контур касающихся безопасности продукции.
Второй частью каждого РУБП должно быть описание функций СУБП по непрерывному контролирование деятельности руководителей: группой сбора чувствительной информации (ИБП), аналитической группой, группой по разработке корректирующих мер, ОГБП, и Советом (комитетом) по БП, обеспечивающими мониторинг руководящей деятельности руководителей, контроль своевременности и полноты обеспечения ресурсами, своевременности контролирования работы исполнителей и в случае, неприемлемости рисков - корректирования действий исполнителей.
Что важно, система контролирования руководящей деятельности руководителей не должна быть еще одним инструментом административного или дисциплинарного давления и принуждения исполнителей. СУБП должна прежде всего стать в руках руководителя предприятия безопасностью продукции: действенным инструментом контролирования, результата руководства руководителями деятельностью исполнителей. Этот инструмент, должен точно определять, своевременность, полноту, действенность и достаточность указаний и распоряжений руководителей на каждом этапе производства для гарантирования безопасности продукции (не эффективность).
Обязанности, права и ответственность исполнителей в отношении безопасности продукции должны быть прописаны в должностных инструкциях и технологиях их работы.
Исходя из такой постановки задачи, РУБП должна детально описывать:
- список ключевых руководителей производства, начиная от руководителя производства, до КВС, бригадира, отделения и т.д.
- обязанности, ответственность и критерии качества работы ключевых руководителей в отношении безопасности и их соответствие принципам руководства безопасностью SMS ICAO;
- «Технологию обеспечения руководителем безопасности продукции». Она должна описывать обязанности и то, как руководители должны производить умственную работу, чтобы обеспечить безопасность продукции: как производить мониторинг процесса производства и работы исполнителей, как выявлять опасности, оценивать риски, в случае неприемлемости рисков - как разрабатывать корректирующие меры, условия принятия решений и исключения опасностей и ответственность руководителей за своевременное применение приемов, методов, способов руководства деятельностью исполнителей (специалистов: пилотов, диспетчеров, авиатехников и т.д.) каждого производственного звена;
- как производить: планирование, обеспечение ресурсами, постановку и выдачу заданий с указанием на возможные неприемлемые риски и разъяснением исполнителю его действий при выявлении неприемлемых рисков;
- как и когда применять руководителями приемы корректирования хода работ исполнителей на каждом значимом этапе выполнения производственных заданий;
- как организация поставщика продукции выявляет с помощью СУБП опасности с неприемлемыми рисками, возникающими в результате недостаточного уровня компетентности и ошибок руководителей при руководстве производственной деятельностью исполнителей;
- процесс контролирования СУБП своевременности, полноты, действенности, достаточности и качества указаний и распоряжений ключевых руководителей каждого производственного звена на каждом этапе производства;
- как СУБП анализируя результаты, дает руководящей деятельности руководителя оценку и как он самостоятельно или с помощью решений вышестоящих руководителей выполняет корректирование процесса руководства: доучивается, переучивается, тренируется и как СУБП определяет меры обучения, принуждения и т.д.;
- действия вышестоящих руководителей в случае, если корректирующие меры нижестоящих руководителей не приводят к снижению рисков и исключению опасностей.
Часть 3. ГАРАНТИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Говоря о безопасности продукции исполнителя (специалиста, работника) мы должны понимать: когда и как, обученный соответствующим образом исполнитель (специалист) той или иной специальности должен применять способы, приемы умственной работы и действия по обеспечению безопасности его продукции.
Очевидно, что без понимания того, как люди анализируют, представляют ход развития различных производственных процессов, планируют, принимают решения, действуют невозможно. Также обязательным условием безопасности продукции является внесение в «Технологии работы» обязанностей специалистов в отношении безопасности (того, когда, что и как именно они должны делать).
Обязательно должно быть произведено обучение исполнителей условиям, обязанностям, способам, приемам производства и контролирования соответствие требованиям безопасности продукции.
Исполнители должны выполнять производственные задания с обязательным приоритетным выполнением условий безопасности на протяжении всего технологического процесса производства продукции.
Часть 4. ПРИМЕРЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ НЕКОТОРЫХ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Как пилот пилотируемого ВС обеспечивает безопасность продукции (полетов)
В процессе предполетной подготовки пилот пилотируемого воздушного судна, представляя предстоящий полет на всю глубину производит мониторинг и умственный анализ условий полета с целью выявления опасностей. Решение на полет он принимает при условии, что до принятия решения на полет (взлет), он разработал вариант полета с приемлемыми для него уровнями рисков для каждого этапа полета и уверен в гарантировании безопасности разработанного им варианта.
Встречая опасность в полете, пилот на основании информации об условиях полета и показаний приборов и иной информации, представляет возможные варианты развития полетной ситуации, разрабатывает и выбирает такой вариант продолжения полета, который не содержит опасности с неприемлемыми рисками и гарантирует безопасность полета.
Таким образом, пилот пилотируемого воздушного судна обеспечивает безопасность полета выполнением умственной работы по мониторингу опасностей до полета и в процессе полета, путем их заблаговременного анализа, выбора варианта продолжения полета с приемлемыми для него рисками и принятием обоснованных этим выбором решений.
Повторяемый алгоритм умственных действий.
Перед каждым полетом: сбор информации о предстоящем полете – мониторинг и выявление опасностей – анализ их рисков – в случае выявления неприемлемых рисков, разработка корректирующих мероприятий – при обеспечении во вновь разработанном варианте приемлемости рисков выявленных опасностей, принятие решения на взлет – осознанное выполнение взлета.
В полете: мониторинг набегающего воздушного пространства и иной информации и выявление опасностей - анализ характеристик опасности - выявление рисков (вероятности и тяжести последствий) - в случае неприемлемых рисков, разработка корректирующих мер (изменение маршрута, высоты, скорости и т.д.) - при обеспечении приемлемости рисков выявленных опасностей, принятие решения и продолжение полета по выбранному варианту.
Как внешний пилот БПЛА обеспечивает безопасность продукции (полетов)
Внешний пилот БПЛА также в начале процесса выполнения в ходе предполетной подготовки производит мониторинг и производит умственный анализ предстоящих условий полета с целью выявления опасностей. Решение на полет он принимает при условии, что до принятия решения о взлете, он разработал вариант полета с приемлемыми для него и воздушного судна рисками и уверен в гарантировании безопасности разработанного им варианта полета.
Встречая опасность в полете, пилот БПЛА на основании информации об условиях полета, умственно представляет возможные варианта развития полетной ситуации, разрабатывает в уме и выбирает такой вариант продолжения полета, который гарантирует приемлемые для него риски. Однако, если пилот пилотируемого ВС реально находится в текущих условиях полета и руководствуется информацией о реальных текущих условиях на основании сенсорной информации, того, что он реально видит, чувствует и показаний приборов, то внешний пилот БПЛА, как правило, видит только переднюю полусферу и ограниченный набор параметров полета. Естественно, обоснованность и точность решений внешнего пилота будет ниже, чем решения пилота, пилотируемого ВС.
Дополнительно, в этом случае от внешнего пилота потребуются знания об особенностях взаимодействия ВС с воздушными потоками и умение принимать решения на основе ранее обретенного опыта полетов. Поскольку он находится на большом удалении от ВС, и поскольку он не чувствует на себе влияние условий полета, он получает по сравнению с пилотом пилотируемого ВС менее полную информацию об условиях полета. Ему потребуется бо́льшая способность к выполнению умственной работы, воображения и представления условий полета по поиску варианта безопасного полета с приемлемыми рисками.
Повторяемый алгоритм умственных действий.
Перед каждым полетом: сбор информации о предстоящем полете – мониторинг и выявление опасностей – анализ их рисков – в случае выявления неприемлемых рисков, разработка корректирующих мероприятий – при обеспечении приемлемости рисков выявленных опасностей, принятие решения на полет (взлет) – выполнение взлета.
В полете (встречая опасность): анализ характеристик опасности - выявление рисков (вероятности и тяжести последствий) - в случае неприемлемости рисков, разработка корректирующих мер (изменение маршрута, высоты, скорости и т.д.) - при обеспечении приемлемости рисков выявленных опасностей, принятие решения и продолжение полета по выбранному варианту.
Как диспетчер системы ОВД обеспечивает безопасность продукции (диспетчеризация полетов)
В процессе выполнения производственной деятельности (диспетчеризации полетов) авиадиспетчер обеспечивает безопасность полётов регулируя и управляя воздушным движением в границах своей ответственности.
Для выполнения таких действий авиадиспетчер должен быть:
во-первых, быть «немного» пилотом» для того, чтобы уметь представлять и понимать, что происходит в полете на борту ВС; представлять текущие и предстоящие условия полета, уметь предвидеть действия пилота, которые тот может предпринять в той или иной полетной ситуации, знать его технические характеристики и
во-вторых, собственно управлять и регулировать воздушное движение путем мониторинга полетной обстановки с помощью оборудования, систем и бортовой информации от экипажей, упорядочивать поток воздушного движения, обеспечивать приоритеты в движении ВС, согласовать условия приёма и вылета ВС, приема и передачи управления воздушным движением, разрешать потенциальные опасные конфликты в процессе движении ВС, предотвращать столкновения между ВС и т.д.
Выполнение такого большого объема умственной работы в отношении одного ВС, является сложной умственной задачей, но, еще более сложной задачей является управление воздушным движением нескольких ВС с обеспечением приемлемости рисков. Эта задача решается путем деления воздушного движения на сектора и зоны ответственности. В результате диспетчер получает в управление выделенный ему для управления ограниченный по высоте и удалению сектор, который зависит от возможностей, пределов и объема требуемой от авиадиспетчеров умственной нагрузки, необходимой для выполнения: своевременного мониторинга, выявления и анализа опасностей, оценки рисков, разработки в случае неприемлемости рисков корректирующих мер, принятия решений и подачи управляющих команд в каждой полетной ситуации.
Т.е. каждому решению и команде авиадиспетчера предшествует большой объем умственной работы, который является фактором, ограничивающим объем выполняемой им работы.
Повторяемый алгоритм умственных действий.
В каждый момент времени в процессе рабочей смены авиадиспетчер целях безопасности полетов:
- мониторит полетную обстановку в выделенном секторе воздушного пространства;
- выявляет опасности и анализирует их риски (вероятность и тяжесть последствий) - в случае выявления неприемлемых рисков разрабатывает корректирующие мероприятия, которые ведут к исключению опасностей - принимает решения - выдает управляющие команды.
Как авиатехник обеспечивает безопасность продукции (техобслуживания ВС)
В процессе выполнения цепочки производственной деятельности (выполнение техобслуживания воздушного судна) авиатехник должен уметь представлять как должны работать агрегаты и системы ВС в полете и какими возможностями будет располагать экипаж в ходе выполнения предстоящего полета. Уметь, в результате умственного мониторинга условий предстоящего полета, выявлять опасности для функционирования воздушного судна и экипажа. Уметь оценивать опасности и в случае их неприемлемости, разрабатывать корректирующие мероприятия, принимать своевременные решения и выполнять действия в целях снижения уровня риска до приемлемого уровня.
Авиатехник обеспечивает гарантирование безопасности работ, сочетая технические меры с возможными действиями экипажа. Для решения этой задачи, он должен уметь представлять в каких условиях предстоит работать воздушному судну, знать ограничения и пределы его возможностей, возможностей его систем, экипажа, особенности эксплуатации и производить такую умственную оценку технической готовности воздушного судна, его агрегатов и систем, которая гарантирует сохранение его заданных эксплуатационных характеристик.
Делает он это через контроль работы функциональных систем ВС и контроль исправности сигнализации об их отказах, выявление опасных факторов, которые могут повлиять на безопасность полётов, информирование экипажа об опасностях и о приближении к критическим режимам и характеристикам работы в пределах установленных ресурсов агрегатов, оборудования, систем и информирование экипажа об алгоритмах действий при их отказах и неисправностях. При возникновении отказов MEL, отключением отказавших систем и подключением аварийных или резервных систем. Оказанием иной помощи экипажу ВС.
Т.е. при каждом выпуске воздушного судна в полет, авиатехник наряду с выполнением работ по его техническому обслуживанию, производит более сложную чем пилот умственную работу по выявлению возможных опасных факторов предстоящего полета, связанных с функционированием воздушного судна, и информирует о них экипаж.
Повторяемый алгоритм умственных действий.
В каждый момент выполнения техобслуживания и перед выпуском воздушного судна в полет целях безопасности полетов: умственно представляет предстоящий полет и производит мониторинг полета и возможных вариантов работы воздушного судна, агрегатов, систем на предмет выявления опасностей – анализирует опасности и производит оценку рисков (вероятность возникновения и тяжесть последствий) - в случае выявления неприемлемых рисков разрабатывает корректирующие мероприятия, выполняет их и исключает опасность снижением рисков до приемлемого уровня - принимает меры для исключения рисков в последующих полетах.
Послесловие к Части 4
Из данных «примеров гарантирования безопасности продукции исполнителями некоторых авиационных специальностей» можно сделать вывод, что все исполнители (пилот, диспетчер, авиатехник и т.д.) обеспечивают безопасность по единой технологии: мониторят процесс деятельности, выявляют в них опасности - оценивают их риски - в случае, если риски неприемлемы разрабатывают корректирующие меры - принимают решения - выполняют осознанные действия. Обращает на себя внимание то, что все эти действия – умственные. Отсюда очевиден вывод, что процесс гарантирования безопасности продукции исполнителем – это, прежде всего умственная работа!
Еще более сложную умственную работу выполняют руководители. Для того, чтобы правильно руководить, они должны знать и уметь сами обеспечивать безопасность продукции на позициях исполнителей своих подразделений. Умственно разрабатывать и выдавать такие указания и распоряжения, в которых учтено влияние выявленных ими опасностей, оценены риски. В случае их неприемлемости предприняты корректирующие меры, приняты обоснованные с точки зрения безопасности решения. Выполнено осознанное доведение распоряжений до исполнителей. Иначе, их указания и распоряжения часто для исполнителей становятся алогичными.
То есть, принятие решений и выдача указаний и распоряжений руководителями производится в результате умственной работы по учету влияния опасностей на безопасность продукции в заданных условиях работы и в работе исполнителей, плюс произведенной умственной работе по гарантированию безопасности собственных указаний и распоряжений!
Именно поэтому, мы считаем абсурдом назначение руководителями лиц, которые сами не работали исполнителями («эффективных менеджеров»). В этом случае без умения учитывать условия безопасности работы исполнителей и собственной умственной работы по гарантированию безопасности, их распоряжения становятся опасными для продукции поставщика продукции.
В то же время, мы знаем, что на сегодняшний момент развития авиации, по мере развития медицины в целом и ее направлений, связанных с изучением мозга (нейробиологии, когнитивной нейронауки, нейрофизиологии, нейропсихологии и т.д.) произведено много прорывных работ по изучению особенностей работы мозга, которые дают возможность понять как он работает в тех или иных условиях и ситуациях, в том числе в стрессовых и экстремальных случаях. Важно понять, что умственная работа чрезвычайно энергозатратна (мозг использует до 30% энергии вырабатываемой организмом человека) и с учетом того, что мозг человека в каждый момент времени может решать только одну задачу, требуется достаточно много времени для выполнения умственной работы в процессе выполнения технологических действий. Эти знания дают нам основания для дальнейшего исследования особенностей умственной работы в прикладном значении, в нашем случае в авиации. Основной целью таких исследований (хронометража) должна стать переработка на предмет достаточности выделенного исполнителям времени на выполнение действий согласно действующих сегодня процедур и технологий работы исполнителей (в особенности летных), которые выполняются в условиях дефицита времени, с тем чтобы, заложить в них временные отрезки на накопление энергии, выполнения умственной работы и отдыха от нее.
Часть 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что процесс гарантирования безопасности – это, умственно выполняемая работа до выполнения каждого значимого этапа деятельности человека. Она определенным образом выполняется исполнителями и более сложным образом выполняется руководителями. При этом, гарантирование безопасности продукции возможно только при условии, когда условия гарантирования безопасности соблюдаются как руководителями, так и исполнителями.
Констатируем, что СУБП – это система контролирования управленческой деятельности руководителей производства по гарантированию безопасности продукции.
На данном этапе развития «системы управления безопасностью» важно обратиться к личности человека, детально изучить пределы его физических, психических, психологических, умственных (рациональных и иррациональных) и иных возможностей. Изучить особенности каждого органа, участвующего в процессе обеспечения безопасности, притом, изучить не только и не столько с медицинской точки зрения, а с точки зрения гарантирования работоспособности человека для реального гарантирования безопасности производимой им продукции. Детально изучить возможности обучения руководителей и исполнителей, составить программы, написать методический материал и т.д. с изложением сути «технологии достижения безопасности», как составной части качества каждого вида производимой ими продукции.
Итак, подведем итоговые предложения:
- предложить провести рассмотрение и коррекцию материалов по СУБП, изложенные в данной статье;
- в организациях поставщиков продукции:
- доработать РУБП поставщиков продукции в части дополнения их «Технологией гарантирования безопасности продукции» ключевыми руководителями различных уровней иерархии организации;
- превратить СУБП в действенный инструмент руководителя организации поставщика продукции в целях гарантирования безопасности ее продукции.
Для этого:
- Уточнить список ключевых руководителей производства и обучить их приемам, методам и способам руководства работой исполнителей, направленным на безопасность производимой ими продукции.
- Во исполнение рекомендаций ИКАО, доработать РУБП поставщиков продукции. Описать в них «Технологию гарантирования безопасности продукции» ключевыми руководителями различных уровней иерархии предприятия.
- Перенацелить работу структур СУБП (Совет по БП, ИБП, ОГБП и т.д.) на контроль работы и оказание помощи ключевым руководителям производства в гарантировании безопасности их собственных указаний и распоряжений, а также в освоении и применении приемов, методов и способов руководства работой исполнителей в целях гарантирования безопасности производимой ими продукции.
[1] Поставщик продукции. В тексте SMS ICAO применяется словосочетание: “service provider”. Согласно Оксфордского словаря, идиоматическое существительное” service” - переводится как: «providing something/предоставляя что-то…», т.е. это многозначное слово, означает предоставление потребителю продукции, произведенной в результате какой-то работы (в т.ч. обслуживания). Это может быть материальная продукция, разные виды обслуживания, услуги и т.д. Глагольная форма слова service используется (обычно в passive) для обозначения ремонта, ТО и т.д. для того, чтобы устройство правильно работало. Поэтому, в контексте SMS, правильнее использование более общего термина «продукция», где: продукция авиакомпаний – полеты; организаций ПЛГ – техобслуживание ВС; ОВД – диспетчеризация; аэропортов – аэропортовые услуги, учебных заведений – обученный персонал; разработчиков и производителей – воздушные суда. Исходя из этого, для перевода словосочетания “service provider” более логичен перевода «поставщик продукции», в понимании, что продукция поставляется заказчику, который заинтересован в качестве продукции и в ее составляющей «безопасности продукции», как составной части качества, а не «поставщик обслуживания», которое является одним из видов продукции, как это сделано в действующем переводе на русский язык SMS ICAO.
[2] Слово “management” в словарях английского языка переводится в двух вариантах: в одном – как слово «управление» и в другом – как «руководство». Для технических целей (объектов) как правило применяется слово «управление», например, параметрами технических устройств, систем посредством изменения входных данных по определенному закону. Когда дело касается людей, то используется термин «руководство», который предполагает определенную последовательность действий.
[3] СУБП – это, часть функциональной структуры поставщика обслуживания, предназначенная для руководства безопасностью продукции.
[4] «безопасность» — это приоритетна составная часть качества продукции.