Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Корзина Программа

О дополнительных мерах по снижению стоимости авиаперевозок

Предложения участников "Круглого стола", Союз транспортников России, 15.04.2013г.


4 июня 2013 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

15 апреля 2013 года в Москве состоялся «круглый стол» Союза транспортников России по вопросу снижения стоимости авиаперевозок на внутренних воздушных линиях Российской Федерации, который проводился в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 7 января 2013 года № Пр-26 и Комплекса мер, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года № 395п-П9.

В заседании, которое вел Президент СТР, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы России по транспорту В.Б. Ефимов, приняли участие представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, руководители предприятий и организаций гражданской авиации, представители авиационной общественности и СМИ.

На заседании были заслушаны и обсуждены доклады представителей органов государственной власти и авиационного бизнеса, членов рабочей группы Саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий» по разработке Комплекса дополнительных мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних воздушных линиях Российской Федерации.

Итоговые материалы «круглого стола» представлены в Правительственную комиссию по транспорту в целях их дальнейшего рассмотрения с привлечением представителей СТР, авиационного бизнеса и общественности.

РЕКОМЕНДАЦИИ
участников «круглого стола»
по вопросу снижения стоимости авиаперевозок
на внутренних линиях Российской Федерации

Участники «круглого стола», руководствуясь поручением Президента РФ от 7 января 2013 года № Пр-26 и основываясь на анализе Комплекса мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях Российской Федерации, утвержденных Председателем Правительства РФ 31 января 2013 года № 395п-П9, отмечают, что высшие органы исполнительной власти предпринимают меры, направленные на повышение транспортной доступности территории страны для граждан и бизнеса.
 
Только в 2013 году вопросы развития региональной авиации и снижения стоимости авиаперевозок на внутренних линиях рассматривались несколько раз на совещаниях под председательством премьер-министра России (13 марта в Москве и 3 апреля в Якутске).

В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденных 31 января 2013 года, предусмотрено к 2018 году увеличить показатель транспортной подвижности населения на 40%. При этом авиации в силу понятных причин здесь отводится ключевая роль.

В настоящее время реализуется семь финансово обеспеченных программ государственной поддержки гражданской авиации. В частности, программа субсидирования воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока / из Сибири в европейскую часть страны и обратно. К реализации данной программы Правительство РФ приступило в 2009 году, и она уже дала определенные результаты.

В 2013 году на реализацию этих перевозок в федеральном бюджете зарезервировано 3 млрд. 550 млн. рублей. В программу субсидированных полетов включены девять дополнительных направлений. Маршрутная сеть дальневосточных льготных авиаперевозок составляет теперь 42 направления, по которым, по прогнозам специалистов Росавиации, может быть перевезено более 520 000 пассажиров.

Около 500 млн. рублей выделяется в 2013 году на субсидирование авиасообщения с Калининградом.

В целом по четырем федеральным округам (Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Дальневосточный) за счет федерального бюджета будет обеспечено субсидирование 50% среднего тарифа на перевозку по региональным авиалиниям в салонах экономического класса для всех категорий пассажиров без возрастных ограничений.
 
Постановлением Правительства РФ № 1 от 16 января 2013 года утверждены внесенный Минтрансом России пилотный проект развития (на условиях софинансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) авиаперевозок пассажиров в пределах территории Приволжского федерального округа и решение о выделении на эти цели 300 млн. рублей из федерального бюджета.
Реализация указанных выше программ льготных авиаперевозок пассажиров на территории Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов началась с 1 апреля с.г. Ожидаемый рост объема перевозок на этих направлениях – примерно в 5 раз в Приволжском ФО, по остальным названным округам – порядка 40% в год.

Минтрансом России разработана и утверждена Правительством РФ дорожная карта «Развитие региональных авиаперевозок», часть мероприятий которой находится в стадии реализации.

По данным Минтранса России, в 2012 году российскими авиакомпаниями в целом было перевезено 74 млн. пассажиров. По отношению к 2011 году – рост на 15,4% по количеству пассажиров и на 18% по пассажирообороту. Для сравнения: рост авиаперевозок в мире – в пределах 5%.

Вместе с тем настораживает тот факт, что из этих 74 млн. пассажиров число реально летающих граждан (если считать не по количеству предъявленных посадочных талонов, а по предъявленным паспортам), по оценкам экспертов, составляет около 4 млн. человек. Данные цифры, обнародованные в марте 2013 года на V Международной конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ», свидетельствуют о том, что чаще летают, в основном, те, кому и раньше был доступен воздушный транспорт.

Вызывает тревогу и то, что на внутренних воздушных линиях Российской Федерации перевезено 33,4 млн. человек, т.е. примерно 45% от всех пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, количество перевезенных российскими авиакомпаниями на внутренних воздушных линиях пассажиров впервые составил менее 50% общего объема авиаперевозок в РФ и рост к 2011 году (8,2%) в этом сегменте почти в 2 раза ниже. При этом по маршрутам между субъектами Российской Федерации, исключая маршруты, непосредственно связанные с Москвой и Санкт-Петербургом, перевезено немногим более 4,76 млн. пассажиров, т.е. рост по отношению к 2011 году – 3,7%.

Средняя себестоимость перевозок на региональных и местных авиалиниях в расчете на кресло-километр в разы выше, чем на магистральных авиаперевозках.
 
На магистральных воздушных линиях себестоимость составляет примерно 2,5 рубля, на региональных – 5 рублей, на местных – 35 рублей.

В итоге средняя цена билетов на региональных и местных авиалиниях существенно выше, чем в США и Канаде – странах, приближенных к России по расстояниям и условиям.

При этом, по данным ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» (ТКП), средний тариф экономического класса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно составляет 23,2 тыс. рублей, что эквивалентно среднемесячной заработной плате населения Российской Федерации, которая по данным Росстата в 2012 году составила 26,35 тыс. рублей. Для сравнения: в США и Канаде стоимость перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно составляет не более 5% среднемесячной заработной платы населения.

Эту тревожную картину состояния дел в области внутрироссийских авиаперевозок дополняет анализ итогов работы отечественной гражданской авиации, проведенный специалистами Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Основной рост был обеспечен перевозками в международном воздушном сообщении. Иностранные авиакомпании в/из пунктов России перевезли 17,8 млн. пассажиров, на 11,9% больше чем в 2011 году. Рост объемов пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях обеспечивается авиакомпаниями, занимающими 15 лидирующих позиций в рейтинговом списке авиаперевозчиков. По сравнению с предыдущим годом они увеличили перевозки на 5,3 млн. человек. Остальные авиакомпании уменьшили количество перевезенных пассажиров на 2,6 млн. человек. Более 80% всех внутренних перевозок осуществляется по маршрутам «Региональный аэропорт» – Москва/Санкт-Петербург. Вместе с тем, на 12 из 30 маршрутов с наибольшими пассажиропотоками (все на московском направлении) произошло снижение количества перевезенных пассажиров. В 2012 году увеличился удельный вес перевозок Tоп-5 авиакомпаний. Если в 2011 году в пассажирообороте он составлял 81,7%, в пассажиропотоке – 68,7%, то в 2012 году 84,9%, и 72,5% соответственно. Средняя цена за 1 тонну авиакеросина в крупнейших аэропортах на 01.01.2013 г. зафиксирована в размере 31750,5 руб. (+ 6,93%). Средняя цена билета на бланке ТКП (при средней дальности полета в 2018 км) на финише 2012 года составила 5162 рубля, т.е. выросла по сравнению с 2011 годом на 4,5%. Стоимость полета в салоне экономического класса на расстояние в 1 тыс. км, по данным Росстата, выросла в 2012 году на 9,3% и составила 4675 рублей. Сохраняется высокая убыточность перевозок на ВВЛ. Внутренние резервы авиакомпаний практически исчерпаны. Уровень финансовых обременений имеет устойчивую тенденцию к повышению. В течение 2012 года рыночные механизмы со стороны государства по поддержке авиационного бизнеса практически не применялись. В альтернативу им были предложены и в известной степени реализованы меры бюджетного субсидирования. В качестве основной линии избран нерыночный контент.

Резюме специалистов АЭВТ по итогам 2012 года разделяют представители авиационного сообщества:

1.    Более чем ярко выраженный рост объемов перевозок вряд ли стоит принимать за индикатор «здоровья» отрасли. Рынок продолжает демонстрировать устойчивое снижение доли перевозок внутри страны в пользу перелетов за ее пределы. Почти весь прирост – у лидеров (ТОР-5) и на линиях через столицу. Внутренние перевозки не через Москву деградируют.
2.    Финансовая устойчивость авиационных перевозок находится на уровне погрешности измерения. Для большинства отечественных авиакомпаний главный тезис сегодняшнего дня – выживание. Необходимы не имитационные, а реальные системные решения по созданию условий роста, снижению фискальной нагрузки, обеспечению контроля за ростом цен монопольных провайдеров услуг. Но не ограничения и, тем более, запреты.
3.    Восстановление процесса аэрофикации страны на современном уровне требует гигантских капиталовложений. В полном объеме бюджет с этим справиться не может. Нужна реальная активизация частного инвестирования. Очевидно, что это может быть связано только с созданием новых бизнесов и новых рабочих мест, а также значительным увеличением количества субъектов авиатранспортной деятельности: авиакомпаний и аэропортов.

Причины такого положения и выводов специалистов АЭВТ в достаточной степени известны авиационному сообществу. Как показывает мировой опыт, воздушный транспорт объективно низко рентабелен. В российских условиях положение усугубляется чрезмерной финансовой нагрузкой на авиаперевозчиков, к которой, в первую очередь, относится:

–    взимание налога на добавленную стоимость на внутренних линиях;
–    монопольное положение поставщиков авиационного топлива и, как следствие, явно завышенные цены на топливо (внутри страны они существенно выше, чем за рубежом, несмотря на то, что Россия является поставщиком энергетических ресурсов на внутренний и международный рынок). На Сахалин, например, при наличии там шельфовых нефтегазовых месторождений авиационное топливо завозится с материка, и цена его запредельная, особенно в Магадане, Чукотке, Камчатке и на том же Сахалине;
–    высокая стоимость заемных средств и высокая стоимость приобретения/лизинга самолетов, которая существенно выше, чем у зарубежных конкурентов. Кредиторская задолженность крупнейших российских авиакомпаний в последние годы существенно возросла в связи с решением задач массового перевооружения парка воздушных судов;
–    дорогостоящие аэропортовые услуги;
–    высокие, по сравнению с другими видами транспорта, социальные начисления на фонд отплаты труда;
–    другие финансовые обременения;
–    неудовлетворительное состояние нормативной правовой базы гражданской авиации, ее хроническое отставание от реалий современной жизни и от уровня развития международного воздушного права.

Перечисленные выше факторы не позволяют авиаперевозчикам снижать цены на авиабилеты на внутренних линиях.

Вопрос о снижении финансовой нагрузки на отечественных авиаперевозчиков на внутренних воздушных линиях, опыт и проблемы развития региональных и местных авиаперевозок неоднократно поднимался авиационным сообществом. В том числе на заседаниях Клуба командиров авиапроизводства России и Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (июль 2010, Якутск), на Всероссийской конференции транспортников (ноябрь 2011, Новосибирск) и Всероссийском съезде транспортников (октябрь 2012, Москва); на состоявшихся в рамках этих форумов встречах с Путиным В.В. По итогам указанных встреч предложения авиационного сообщества включены в перечень поручений Председателя Правительства РФ (№ ВП-П9-8452 от 29.11.2011) и Президента РФ (№ Пр-3130 от 21.11.2012; № Пр-26 от 07.01.2013).

Отмечая повышение внимания государства к указанной проблеме, участники «круглого стола» констатируют, что комплекс мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях, утвержденный Председателем Правительства РФ, основывается на действующих экономических моделях и содержит набор недостаточно увязанных между собой локальных решений. Реализация этих мер не позволит радикально решить проблему снижения стоимости авиаперевозок, поскольку бюджетные средства ограничены, а сами меры недостаточно учитывают международный опыт и мнение авиационного сообщества.

Инициаторы проведения «круглого стола» и эксперты Союза транспортников России из числа специалистов Международной ассоциации руководителей авиапредприятий подготовили Комплекс дополнительных мер, которые систематизированы поблочно по основным сферам деятельности гражданской авиации и сориентированы на снижение основных составляющих стоимости авиаперевозок на внутренних линиях. Последовательность расположения (приоритетность) блоков выстроена с учетом их удельного веса в себестоимости перевозок:

БЛОК  I.  МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА АВИАТОПЛИВО-ОБЕСПЕЧЕНИЕ направлены на развитие конкуренции в сфере поставок авиатоплива, ограничение маржи компаний-посредников внутри российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний, радикальное изменение сложившейся системы топливообеспечения. Реализация этих мер позволит снизить до 20-25% цены на авиатопливо «в крыло» и, как следствие, стоимость авиаперевозок на внутренних линиях до 7,5%.
БЛОК  II.  МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ направлены на упорядочение ценообразования на аэропортовые услуги и формирование конкурентной среды. Реализация этих мер позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 1,5-2%.
БЛОК  III.  МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА АЭРОНАВИГА-ЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ направлены на широкое использование международной практики аэронавигационного планирования, введение неконтролируемого воздушного пространства и аэродромов. Реализация предлагаемых мер, основанных на принципиальном изменении производственной структуры и системы управления ОрВД, позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях в среднем на 0,5%.
БЛОК  IV.  МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИКИ ПРОДАЖ АВИАБИЛЕТОВ направлены на широкое использование апробированной на практике программы низкотарифной маршрутизации полетов авиапассажиров. Реализация этой программы не потребует от перевозчиков дополнительных затрат и позволит снизить до 30% цену авиабилетов для пассажиров, согласившихся с ее условиями при полетах на внутренних воздушных линиях, и в целом для отрасли (в зависимости от масштабов внедрения) – снизить расходы на ВВЛ до 0,5%.
БЛОК  V.  МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ сориентированы на снижение налоговой, страховой нагрузки, упорядочение ценообразования на основные затраты и услуги на внутренних линиях, совершенствование правового поля и создание благоприятной рыночной среды для эффективного функционирования перевозчиков. Реализация мер блока V позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 5%.
БЛОК  VI.  МЕРЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВИАТЕХНИКИ И ЗАМЕЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, НЕ ПРОИЗВОДЯЩИХСЯ В РФ. Меры по ликвидации неудовлетворенного спроса авиаперевозчиков на экономичные воздушные суда для региональной и местной авиации, а также вопросы поддержания летной годности воздушных судов и ряд других требуют специального рассмотрения и в рамках настоящего круглого стола подробно не обсуждались.

Мультипликативный эффект от реализации комплекса дополнительных мер, предлагаемых во всех блоках, позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 14–15%.

Участники «круглого стола» исходят из того, что предлагаемые для решения данной проблемы меры (и утвержденные правительством, и представленные авиационной общественностью и бизнесом) являются планом предстоящих действий. Для его реализации необходима разработка конкретного инструментария, консолидация власти, авиационной общественности и бизнеса. Осознание этого является одним из ключевых условий для успешного решения поставленной задачи.

Рассмотрев и всесторонне обсудив представленные материалы, участники «круглого стола» признали необходимым:

1.    одобрить и принять за основу Комплекс дополнительных мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях (приложение) и в двухнедельный срок доработать их с учетом высказанных предложений;
2.    представить на рассмотрение Правительственной комиссии по транспорту Комплекс дополнительных мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях Российской Федерации;
3.    считать целесообразным проведение «круглого стола» по вопросам создания новой авиатехники для региональной и малой авиации совместно с представителями Минпромторга России, конструкторских бюро и производителей воздушных судов в сроки, дополнительно согласованные сторонами;
4.    рекомендовать хозяйствующим субъектам гражданской авиации организовать разработку программы повышения конкурентоспособности и эффективности российского авиационного бизнеса, руководствуясь Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р «Об утверждении плана мероприятий «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»;
5.    опубликовать материалы обсуждения и рекомендации «круглого стола» по вопросу снижения стоимости авиаперевозок на внутренних линиях Российской Федерации в средствах массовой информации.

Рекомендации приняты участниками «круглого стола»
 

КОМПЛЕКС ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ

НА СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ АВИАПЕРЕВОЗОК НА ВНУТРЕННИХ ЛИНИЯХ РФ*

– в целом позволят сократить стоимость авиаперевозок на ВВЛ на 14-15%

№ пп
Наименование мероприятия
Вид
документа
Сроки
исполнения
Ответственные
исполнители
Ожидаемый
эффект
Примечания
1
2
3
4
5
6
7
 
БЛОК I: МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЕ [1]
1.
Введение государственного регулирования начальной стоимости авиатоплива на основании цены товара-представителя (дизельного топлива) за минусом величины акциза на дизельное топливо.
Постановление Правительства РФ.
Декабрь 2013
Минэкономразвития России,
Минэнерго
России
 
Реализация мер блока I позволит снизить на 20-25% действующую цену на авиатопливо «в крыло» и, как следствие, стоимость авиаперевозок на внутренних линиях до 7,5%.
2.
Создание механизма государственного регулирования объемов производства стратегического товара – авиатоплива – путем государственных закупок и интервенций на рынке биржевой торговли.
Постановление Правительства РФ («Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка авиационного топлива»).
Декабрь 2013
Минэнерго
России
Росрезерв,
Минтранс
России
Снижение влияния возможного корпоративного сговора при фор-мировании цен на авиатопливо.
Соблюдение интересов пассажиров за счет минимизации зависимости регулярности перевозок от колебаний спроса и предложения на авиатопливо.
3.
Установление нормативного ограничения суммарной посреднической, в том числе внутрикорпоративной в рамках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), маржи (в %) при реализации авиатоплива в цепочке от производителей до конечных потребителей.
Приказ
ФАС России,
Приказ Минэкономразвития России.
Июль 2013
Минтранс
России,
ФАС России,
Минэкономразвития России
Снижение неправомерного увеличения цены авиатоплива на пути от поставщика до перевозчика (в «крыло»).
Дочерние компании ВИНК (Лукойл-Аэро, Газпромнефть-Аэро и др.), должны приобретать авиатопливо на общих основаниях.
4.
Развитие биржевой торговли путем:
–увеличения доли продаж авиатоплива нефтяными компаниями до 25%;
– запрещения адресных сделок на бирже, т.е. сделок, где покупатель продукта известен до заключения сделки, а через биржу идет регистрация.
Постановление Правительства РФ.
Проект Федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ.
Методика ценообразования на топливо на бирже.
Август 2013
ФАС России,
Минэкономразвития России
Снижение оптовых закупочных цен на авиатопливо.
Допуск всех участников рынка к свободному приобретению авиатоплива, формирование «прозрачной» рыночной цены.
5.
Определение поставщиков авиа-топлива на конкурсной основе главным оператором аэропорта и перевозчиком.
Постановление Правительства РФ.
Август 2013
ФАС России,
Минэкономразвития России,
Минтранс
России
Снижение закупочных цен на авиатопливо.
В условиях конкурса предусмотреть обременение по топливообеспечению всей региональной аэродромной сети.
 
БЛОК II: МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [2]
6.
Разработка экономических механизмов совместного участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований во владении и управлении аэропортами в форме акционерных обществ.
Поправки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о разграничении предметов ведения в отношении аэропортов и аэродромов Российской Федерации) (ко второму чтению в Госдуме РФ).
Июнь 2013
Минтранс
России
1. Повышение эффективности деятельности и развития аэропортов за счет сбалансированного участия органов управления федерального, регионального и местного уровней.
2. Имеется положительный опыт подобных отношений собственности в странах ЕС, США, Японии и их экономической эффективности.
Реализация мер блока II позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 1,5-2 %.
7.
Разграничение предметов ведения и экономических механизмов обеспечения деятельности аэропортов и аэродромов между государством (Российской Федерацией, субъектами РФ), муниципальными образованиями и субъектами предпринимательской деятельности с учетом спе-цифики условий их функциони-рования.
Постановление Правительства РФ.
Методические рекомендации.
Проект приказа Минтранса России о внесении изменений в Федеральные авиационные правила.
Декабрь 2013
Минэкономразвития России,
Минтранс
России
 
Примечание
к п. 7 – см. сноску [3]
8.
Определение Методики расчета арендной платы за использование имущества аэродромных комплексов, находящихся в государственной собственности (аналогично уже имеющимся методикам в отношении земельных участков под аэродромами и аэропортами).
Проекты Федеральных законов о внесении изменений в Федеральные законы: О бюджете РФ;
«О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ
(ст. 11.1);
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (ст. 8).
Декабрь 2013
Минтранс
России,
Минэкономразвития России
1. Снижение стоимости перевозок за счет уменьшения финансовой нагрузки на аэропорты и авиакомпании.
2. Исключается коррупциогенный фактор.
3. Сокращение расходов федерального бюджета на проведение оценки имущес-тва, а также времени для согласования оценки в федеральных органах исполнительной власти.
4. Исключается вариативность расчета, манипуляции оценщиком.
1. Целесообразно установить минимальные (вплоть до нулевой) ставки  арендной платы за использование аэродромных комплексов, находящихся в государственной собственности и расположенных в удаленных и северных регионах.
2. Достигается сопоставимость результатов.
3. Обеспечивается прозрачность и простота расчетов.
9.
Сохранение присутствия государства в управлении имуществом аэропортов Московского авиационного узла.
Постановление Правительства РФ
2014
ФАС России,
Минэкономразвития России,
Минтранс
России
Обеспечение единой транспортной политики в столичном регионе.
Примечание
к п. 9 – см. сноску [4]
10.
Дифференциация требований к аэропортам и аэродромам с различными объемами перевозок, упрощение требований по сертификации, лицензированию, безопасности и т.д., предъявляемых к региональным и местным аэропортам и аэродромам.
Проект приказа Минтранса России о внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Сертификация аэропортов. Процедуры» (приказ Минтранса России от 24 апреля 2000 г. № 98).
Декабрь 2013
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет уменьшения аэропортовых тарифов и сборов в региональных аэропортах, стимулирование развития региональных перевозок.
 
11.
Передача полномочий и ответственности по физической охране периметров аэродромов совместного базирования авиационным  воинским частям, базирующимся на данных аэродромах.
Постановление Правительства РФ,
Приказ
Минобороны России.
Декабрь 2013
МВД России,
Минобороны России,
Минтранс
России
1. Снижение стоимости аэропортовых услуг и как следствие, снижение стоимости авиаперевозок.
2. Повышение уровня авиационной безопасности.
 
12.
Создание конкурентной среды в сфере обслуживания перевозчиков в аэропортах (с учетом объемов авиаобслуживания в аэропортах).
Проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 599
Октябрь 2013
Минтранс
России,
ФАС России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет повышения конкуренции, снижения стоимости услуг для перевозчиков.
 
13.
Введение стандартизированного перечня аэропортовых услуг и обязательного условия предварительного обсуждения аэропортом с перевозчиками, осуществляющими полеты в данный аэропорт, изменений регулируемых аэропортовых тарифов.
Проект приказа Минтранса России о внесении изменений в приказ Минтранса России от 17 июля 2012 г. № 241 (в части формирования в нем перечней видов аэропор-товых /неаэро-портовых услуг, включая разделение на «авиационную» и «неавиационную» деятельность).
Декабрь 2013
Минтранс
России
Создание единых правил игры на рынке для участников взаи-моотношений.
Снижение стоимости перевозок за счет применения единых правил, требований.
 
 
БЛОК III: МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ [5]
14.
Внедрение рекомендованной ИКАО и предусмотренной Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России (одобрена Правительством РФ 26.12.2006) процедуры аэронавигационного планирования с целью экономии эксплуатационных расходов аэронавигационной системы, приведения аэронавигационных услуг в соответствие с потребностями пользователей воздушного пространства и снижения тарифов на АНО до уровня государств с аналогичными районами ответственности, плотностью и интенсивностью воздушного движения.
План мероприятий, утвержденный Правительством РФ
Июнь 2013
Минтранс
России,
Минобороны России,
Минпромторг России,
ФСБ России,
МЧС России
1. Координация планов развития субъектов АНС на основании государственно-частного партнерства по инвестированию их развития.
2. Снижение стоимости авиаперевозок за счет сокращения эксплуатационных расходов субъектов АНС.
Реализация мер блока III позволит снизить стои-мость авиаперевозок на внутренних линиях на 0,5%.
15.
Разработка критериев создания и эксплуатации органов ОВД:
– центров полетной информации в воздушном пространстве класса G и на неконтролируемых аэродромах;
– органов ОВД в зонах и районах класса С и на контролируемых аэродромах.
Приказ
Минтранса России
Август 2013
Минтранс
России
Исключение затрат на поддержание, эксплуатацию и развитие более 300 органов ОВД (местных диспетчерских пун-ктов и неконтролируемых аэродромов).
 
16.
Создание механизма эффективного управления реализацией ФЦП в интересах выгодоприобретателей и производителей АНО для реализации стратегических целей развития аэронавигационной системы.
Приказ
Минтранса России
Май 2013
Минтранс
России
Повышение производительности и объемов АНО до уровней, необходимых пользователям воздушного пространства.
 
17.
Разработка программы устранения различий национальных правил, регулирующих авиационную деятельность, с международными стандартами и мировой практикой.
Доклад в Правительство РФ
Июль 2013
Минтранс
России,
Минобороны России,
Минпромторг России,
ФСБ России,
МЧС России
Внедрение ресурсосберегающих технологий работы ГА.
 
18.
Использование формулы Евроконтроля при расчете величин сборов за аэронавигационное обслуживание.
Приказ
Минтранса России
2014 год
Минтранс
России,
ФСТ России
Оптимизация системы взимания сборов в зависимости от максимальной взлетной массы  используемых воздушных судов.
 
 
БЛОК IV: МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИКИ ПРОДАЖ АВИАБИЛЕТОВ
19.
Подготовка рекомендаций по использованию российскими авиакомпаниями программы низкотарифной маршрутизации полетов авиапассажиров.
Информационное письмо Минтранса России
Май 2013
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок для граждан с относительно низкими доходами.
Примечание к п. 19 – см. сноску [6]
20.
Установление максимальных сроков (три банковских дня) возврата денежных средств при процедуре холдирования или возврата банками-эмитентами в случае получения уведомления о снятии холда или возврата от банков-эквайеров.
Приказ Центробанка
России
Июль 2013
Центробанк
России
1. Повышение доверия граждан к безналичным платежам по банковским картам. Увеличение денежного оборота с использованием пластиковых карт.
2. Повышение лояльности пассажиров к интернет-прода-жам и программе «Тариф Мастер» в частности.
 
 
БЛОК V: МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [7]
21.
Отнесение, в силу высокой социальной значимости, услуг по перевозке пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях к услугам, облагаемым НДС по ставке 10%.
Проекты Федеральных законов о внесении изменений в
Налоговый кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ
Сентябрь 2013
Минфин России,
Минтранс
России
1. Снижение стоимости авиаперевозок за счет сокращения налоговой нагрузки.
2.  Создание более приемлемых экономических возможностей для реализации гражданами конституционного права на свободу передвижения.
Реализация мер блока V позволит снизить сто-имость авиаперевозок на внутренних линиях на 5%.
22.
Снижение налоговой нагрузки на авиакомпании, в частности:
а) освобождение перевозчиков и лизинговых компаний от уплаты налога на имущество, касающегося воздушных судов современных типов, произведенных не более 10 лет назад, предназначенных для перевозки пассажиров на региональных и местных линиях и находящихся в собственности авиаперевозчиков, либо лизинговых компаний;
б) снижение повышенной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда членов летных экипажей воздушных судов.
Проект Федерального закона о внесении изменений в
Налоговый кодекс РФ.
Июнь 2013
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет сокращения налоговой нагрузки на авиакомпании.
Особое внимание уделить воздушным судам, используемым на региональных и местных направлениях.
23.
Разработка мер по стимулированию развития внутренних перевозок за счет снижения федеральных, региональных и муниципальных налогов и сборов.
План мероприятий, утвержденный Правительством РФ
Сентябрь 2013
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок.
 
24.
Изменение механизма субсидирования региональных и местных перевозок, а именно: переход от субсидирования пассажира к субсидированию выполнения рейса авиакомпании.
Доклад в Правительство РФ
Июнь 2013
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет непосредственной поддержки авиакомпаний, более эффективное использование бюджетных средств.
 
25.
Перевод администрирования процедур субсидирования региональных и местных маршрутов с использованием средств федерального бюджета на региональный уровень (федеральные округа и/или крупные по территориям субъекты РФ). Предоставление субъектам РФ субвенций на выполнение авиаперевозок по социально-значимым межрегиональным маршрутам. 
Постановление Правительство РФ
Декабрь 2013
Минтранс
России
Минфин России
Снижение стоимости авиаперевозок.
 
26.
Возмещение перевозчикам из средств федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот для отдельных категорий пассажиров, если такая обязанность установлена Воздушным кодексом РФ.
Создание необходимой нормативной правовой
базы.
 
Минфин России
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок за счёт сокращения расходов перевозчиков.
Примечание к п. 26 – см. сноску [8]
27.
Предоставление перевозчику возможности прекращения договора воздушной перевозки в случае невозможности выполнения рейса в силу форс-мажорных обстоятельств и освобождение перевозчика от ответственности при задержке рейса при форс-мажорных обстоятельствах, а также в случаях, когда она произошла не по его вине.
Предоставление перевозчику возможности изменять условия договора перевозки с соблюдением прав пассажира.
Проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 107 Воздушного
кодекса РФ
и Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок…»
Август 2013
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет сокращения расходов перевозчиков.
Примечание к п. 27 – см. сноску [9]
28.
Предоставление перевозчику возможности не менее чем за 30 дней до осуществления, отменить (объединить с иным) соответствующий рейс с предоставлением пассажирам перевозки аналогичной либо возможности расторгнуть договор воздушной перевозки без штрафных санкций.
Проект Федерального закона о внесении изменений в Воздушный
кодекс РФ
(ст. 107)
Август 2013
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет сокращения расходов перевозчиков.
 
29.
Уточнение требований к резервированию воздушных судов, предъявляемых к перевозчикам, но не имеющих четких критериев.
Проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г.
№ 457
(«Положение о лицензировании…»).
Проект приказа Минтранса России о внесении изменений в приказ Минтранса России от 4 февраля 2011 г. № 11 («Сертификационные требования...»).
Декабрь 2013
Минтранс
России
Введение однозначно трактуемого требования к резервированию воздушных судов перевозчиком.
Примечание к п. 29 – см. сноску [10]
30.
Исключение дублирования процедур, установленных в отношении перевозчиков (досмотр транзитного багажа, авиационная безоасность; сертификация/ лицензирование; техническое обслуживание и ремонт воздушных судов).
Перечень нормативных правовых документов к п. 30, в которые необходимо внести изменения – см. сноску [11]
 
Правительство РФ,
Минтранс
России
 
 
31.
Исключение воздушных судов из перечня объектов недвижимого имущества.
Проект Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ
и другие связанные нормативные правовые
акты.
2014
Правительство РФ
Снижение стоимости авиаперевозок за счет снижения финансовой нагрузки на перевозчиков при оформлении сделок с воздушными судами.
 
32.
Отнесение «соглашения о совместной эксплуатации авиалиний» (code-share) и «соглашения о признании бланков перевозочной документации» (interline) к специальным видам договоров по реализации перевозки наравне с договором фрахта (воздушного чартера).
Проект Федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ.
Постановление Правительства РФ
Сентябрь 2013
Минтранс
России
 

 

 
БЛОК VI: МЕРЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВИАТЕХНИКИ
И ЗАМЕЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, НЕ ПРОИЗВОДЯЩИХСЯ В РФ
33.
Создание производства самолетов вместимостью до 20 мест и до 50 мест.
Постановление Правительства РФ о внесении дополнений в Государственную программу РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»,
утвержденную Постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2509-р.
2014 год
Минпромторг России,
Минфин России,
Минтранс
России
Обеспечение воздушными судами для местных и региональных перевозок.
В РФ имеет место высокий неудовлетворенный спрос на экономичные воздушные суда данного класса.
34.
Финансирование установки экспериментального оборудования и летных испытаний безаэродромного самолета в соответствии с Поручением Президента РФ от 30.10.2012 № Пр-2912.
Приказ
Минпромторга России
Июль 2013
Минпромторг России,
Минтранс
России
Повышение транспортной доступности отдаленных районов, экономия средств на создание наземной инфраструктуры.
 
35.
Государственная поддержка процесса ремоторизации самолета Ан-2 для его использования на местных воздушных линиях на период создания современных отечественных ВС.
Постановление Правительства РФ
Сентябрь 2013
Минфин России,
Минэкономразвития России,
Минтранс
России
Снижение стоимости авиаперевозок на ВВЛ.
 
36.
Продление срока действия Решения Комиссии Таможенного Союза в отношении возможности отнесения иностранных воздушных судов (самолетов и вертолетов, а также запасных частей к ним) к товарам, временно ввозимым, с полным условным бессрочным освобождением перевозчиков от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Решение КТС об исключении из п. 26 Решения КТС от 18.06.2010 № 331 слов «в случае заключения ...» и до конца предложения.
Август 2013
Минтранс
России,
ФТС России
Снижение стоимости авиаперевозок за счет сокращения налоговой нагрузки.
Примечание к п. 36 – см. сноску [12]
 

* Материал подготовлен членами Рабочей группы Союза Транспортников России, состоящей из экспертов Международной ассоциации руководителей авиапредприятий, в качестве дополнения к Комплексу мер, утвержденных Председателем Правительства РФ 30.01.2013 № 395п-П9.

В подготовке материала участвовали (по алфавиту): Володина Т.Б., Гусаров Р.В., Ермаков Д.В., Мирзаянов Ф.М., Объедков В.Н., Окутин А.Г., Поплетеев А.С., Потапов А.П., Спиридонов В.А., Сулейманов Р.Р. (координатор, к.э.н., доц.), Сухоребрик К.П., Тегза С.С., Тимочкин А.В., Ударцев Д.В. (к.э.н.), Фридлянд А.А. (д.э.н, проф.), Чернов Г.И., Шварц Л.С. (к.э.н.), Щербаков Л.К. (к.т.н.), Шурховецкий Ю.А., Юматов Г.С.


[1] Меры блока I направлены на упорядочение ценообразования на авиатопливо.

[2] Меры блока II направлены на упорядочение ценообразования на аэропортовые услуги и формирование конкурентной среды.

[3] Финансирование развития и содержания аэродромных комплексов должно осуществляться в основном за счет государственных средств.

Аэропортов, в зависимости от форм собственности, как субъектов предпринимательской деятельности, – за счет средств собственников и аэропортовых сборов и тарифов.

[4] Реализация меры, предусмотренной п. 9, будет способствовать привлечению инвестиций на базе государственно-частного партнерства, созданию условий для опережающего развития наземной инфраструктуры аэропортов, увеличению их пропускной способности, а также обеспечению удобной транспортной доступности аэропортов на основе скоростной наземной транспортной системы.

[5] Меры блока III направлены на широкое использование международной практики аэронавигационного планирования, введение неконтролируемого воздушного пространства и аэродромов.

[6] Использование данной программы (п. 18) позволит: 1) снизить цену авиабилетов до 30% для пассажиров с низкими личными доходами, что в целом для отрасли  может принести существенное расширение числа авиапассажиров, общее снижение расходов авиапассажиров, в зависимости от масштабов внедрения – до 0,5% от суммы расходов на ВВЛ; 2) повысить доступность авиатранспорта для граждан РФ; 3) повысить экономический эффект деятельности авиаперевозчиков.

[7] Меры блока V сориентированы на снижение налоговой, страховой нагрузки, упорядочение ценообразования на основные затраты и услуги на внутренних линиях, совершенствование правового поля и создание благоприятной рыночной среды для эффективного функционирования перевозчиков. Мультипликативный эффект от реализации комплекса дополнительных мер, предлагаемых во всех блоках, позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 14–15%.

[8] Действующие нормативные правовые акты (например, ст. 106 Воздушного кодекса РФ, п. 106 Федеральных авиационных правил № 82) обязывают

предоставлять льготы отдельным категориям пассажиров, не предусматривая при этом порядок возмещения расходов, которые несут перевозчики. Часть 5 ст. 790 ГК РФ гласит «В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета».

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 декабря 2011 г. N 29-П постановил, что нормы, содержащиеся в п. 3. ст. 106 Воздушного кодекса РФ не противоречат Конституции Российской Федерации. Суд отдельно указал на отсутствие в действующем законодательстве норм права, регулирующих порядок такого возмещения, и, как следствие, на необходимость внесения соответствующих изменений в действующую систему правового регулирования. Необходимые изменения к настоящему моменту не подготовлены ни органами исполнительной, ни органами законодательной власти РФ.

[9] В силу отсутствия в настоящее время – дополнить права перевозчика правом расторжения договора перевозки при действии непредвиденных обстоятельств природного либо техногенного характера, не зависящих от перевозчика и влияющих на безопасность полетов и авиационную безопасность, когда момент окончания таких обстоятельств определить невозможно. Предлагается разработать систему страхования рисков пассажира и грузоотправителя в условиях, когда перевозчик не может выполнить перевозку по ранее согласованному плану в силу возникшего форс-мажора и действующих нормативных правовых ограничений, установленных государством.

[10] В настоящий момент условия, позволяющие определить соответствие перевозчика указанному требованию, отсутствуют в нормативных правовых документах, регулирующих деятельность перевозчиков. Внесение изменений в «Положение о лицензировании…» и «Сертификационные требования..», определяющих достаточность резервирования как, например, «возможность исполнения планируемого расписания перевозок воздушным транспортом на соответствующий сезон ИАТА при предположении о задействовании парка воздушных судов эксплуатанта не более чем на 80%, исключая время нахождения воздушных судов эксплуатанта на плановом техническом обслуживании».

[11] Перечень нормативных документов к п. 29, в которые необходимо внести изменения: 1) Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ; 2) постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 240; 3) приказы Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104 и Федеральной авиационной службы России от 19 февраля 1999 г. № 41.

[12] В настоящее время ввоз под указанную процедуру с применением льгот по уплате возможен только до конца 2013 года. В соответствии с п. 7 Решения КТС от 16.07.2010 № 328 (которым были внесены нормы в РК331) предусмотрен срок – 01.07.2013, не позднее которого необходимо «...рассмотреть вопрос о целесообразности продления сроков, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Решения».

 


Aviation EXplorer

комментарии (3):

ddddddd      04/06/2013 [22:34:39]#1
Спасибо Александру Абрамовичу Фридлянду за ответ на вопрос, заданный в прошлой ветке.

Анатолий-Пулково      11/06/2013 [11:51:02]#2
Реализация предлагаемых мер, основанных на принципиальном изменении производственной структуры и системы управления ОрВД, позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях в среднем на 0, 5%.

Аж прослезился! Вот где , оказывается, скрытые резервы! :))))

Инквизитор      16/06/2013 [16:50:46]#3
Зачем морочить людям голову. Зачем писать просто ради того, что б написать.
Как уже было в предыдущих презентациях АЭВТ про этот метод евроконтроля. Если сравнить да с тарифами на внутренние полеты, то придется в разы больше платить.
Или это написаь ради того, что б написать, если кто не в курсе, что б сказать мол какие дяди умные.
До 2 тонн – 129, по формуле евроконтроля – 288.5
2-5 тонн -129, евроконтроль – 495.1
5-20 тонн –235, евроконтроль – 928.9
20-50 тонн –370, евроконтроль – 1242.3
50-100 тонн –628, евроконтроль – 1993
100-200 тонн –892, евроконтроль – 2829
200-300 тонн – 892, евроконтроль – 3590
300-400 тонн – 892, евроконтроль – 4623
Свыше 400 тонн – 892, –евроконтроль - 4897

Вы, АЭВТ куда клоните?







Материалы рубрики


Встреча знакомых и незнакомых людей

"Мир с высоты" глазами Яна Артюс-Бертрана

Журнал Flight International: история мировой авиации и космонавтики



 

 

 

 

Реклама от YouDo
Объявление: установка подоконника, описание.
Контурная пластика на https://youdo.com/beauty/cosmetology/contouring/.
Автоперевозки: грузовое такси 24 Щелково телефон, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer