Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзор

О партнёрстве России с Airbus

9 августа 2011 года / Airbus / Aviation EXplorer
 

Россия является одним из стратегических партнеров для компании Airbus как в коммерческом , так и в промышленном плане. Этот регион имеет богатый опыт в аэрокосмической области и входит в десятку самых крупных рынков гражданской авиации в мире. Многочисленные авиационные проекты и уникальные разработки российских ученых, а также высокий профессионализм инженеров и конструкторов создали здесь прочную промышленную базу.

Сотрудничество Airbus с российской авиационной отраслью началось в 1991г. Именно тогда двухдвигатель­ный широкофюзеляжный самолет А310 стал первым западным лайнером, получившим рос­сий­ский сертификат типа, и одно­вре­менно с этим Airbus приступил к реа­лизации первых сов­местных иссле­довательских программ с ведущими российскими НИИ.  

В 1995 году Airbus открыл представительство в Москве, деятельность которого заключается в решении широкого спектра вопросов от марке­тинга и координации работы со СМИ до разработки и под­держки направлений существующей и будущей кооперации с российской авиапро­мыш­лен­ностью. 

В 2003 году в Москве был открыт инженерный центр Airbus ECAR, который стал первым конструкторским бюро, созданным Airbus в Европе за пределами своих стран-участниц. Этот инженерный центр полностью интегрирован во всю производственную деятельностью компании. 

За последние 20 лет Airbus также значительно нарастил свое присутствие в парке российских авиакомпаний. На сегодняшний день 9 авиакомпаний России эксплуатируют свыше 170 самолетов Airbus, тогда как более 80 лайнеров будут поставлены в ближайшие годы.  

I. Промышленная кооперация.

Уже около 20 лет Airbus успешно развивает международную кооперацию с российской авиационной промышленностью, при этом обе стороны демонстрируют стремление к построению долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений. Крупные кооперационные соглашения, подписанные в 2001 году между Airbus и российской авиационной промышленностью, дали новый толчок к укреплению и расширению этого стратегического партнерства. 

В настоящий момент компания Airbus развивает сотрудничество с Россией по четырем направлениям: исследования и технологии, проектирование, закупка материалов, производство компонентов. Такая всеобъемлющая и уникальная программа позволяет России участвовать в качестве полноправного партнера во всех основ­ных этапах создания самолетов Airbus. Это, в свою очередь, способствует интеграции российской и европейской авиапромышленностей и освоению европейских стандартов качества.  

1. Исследования и технологии

На протяжении многих лет российские ученые вносят существенный вклад в разработку и дальнейшие улучшения самолетов Airbus.К настоящему моменту завершено свыше 120 проек­тов по программам Airbus, в ко­торых участвовали около 1000 российских ученых и инже­не­ров. Основными партнерами Airbus здесь являются ведущие российские научно-исследовательские организации: Российская Академия Наук, ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, МАИ, Государственный Политехнический Университет (Санкт-Петербург).

В настоящее время осуществляются совместные проекты по следующим направлениям: аэродинамика, новые материалы, про­изводственные процессы, перспективные конструктивно-силовые схемы планера, нетра­диционные схемы самолетов и математическое моделирование.

Российские ученые и инженеры причастны к созданию и самого большого в мире пассажирского самолета А380: они провели очень важные аэродинамические исследования и расчеты по весовой оптимизации конструкции фюзеляжа. Более того, разработка лайнера нового поколения А350 XWB также осуществляется при участии российских специалистов, которые проводят для этого проекта важные исследования в области перспективных материалов и технологий. 

Компания Airbus также активно содействовала участию российских научных организаций в крупных исследовательских проектах, осуществляемых ЕС. Благодаря этому, российские НИИ (ЦАГИ, ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ) являются теперь полноправными партнерами в проектах международной значимости (NACRE, AEROMAG, ALCAS, MAAXIMUS). Эти исследования осуществляются по таким темам , как: перспективные слоистые материалы и модифицированные наночастицами композиты, перспективные компоновки, методы моделирования аэродинамических процессов и вопросы интеграции двигательных установок. 

2. Проектирование

Инженерный центр Airbus ECAR начал работать в Москве в марте 2003 года. В настоящее время в центре работают около 200 российских инженеров, которые полностью интегрированы в конструкторское бюро Airbus и проходят регулярные стажировки на заводах Airbus в Тулузе и Гамбурге. 

За прошедшие годы российские специалисты выполнили значи­тельный объем работ по проектированию силовой конструкции и систем самолетов Airbus, расчетам на статическую и усталостную прочность, сопровождению серийного производства. Центр за­вершил более 30 крупномасштабных проектов по программам А320, А330/А340, А380. В частности, российские инженеры выполнили очень важный проект по весовой оптимизации силовой конструкции фюзеляжа самолёта А380. 

Еще одним знаковым событием стало участие ECAR в программе создания нового грузового самолета А330-200F. Инженеры центра выполнили более половины всех инженерных работ по этой программе, в частности, конструирование и расчет на прочность фюзеляжа, грузового пола основной палубы, размещение систем. Реальный вес силовой конструкции оказался примерно на 1 тонну ниже, чем это планировалось в начале проекта. 

В настоящий момент инженеры центра выполняют значительный объем работ по программам А320 и А320neo, а также А350 XWB. 

Так, ECAR участвует в конструкторских работах по разработке законцовок Sharklets. В рамках этих проектов ECAR выполняет конструирование, прочностные и усталостные расчеты зоны центроплана – одной из наиболее сложных с инженерной точки зрения зон фюзеляжа. 

Кроме того, российские инженеры выполняют проектно-конструкторские работы по продольным и орбитальным стыкам панелей фюзеляжа А350 XWB, грузовому полу, установке систем и интерьера кабины, включая все необходимые расчёты на прочность и выпуск сертификационных отчётов по прочности. В рамках этого проекта российские инженеры используют совершенно новые методы и инструменты, что обусловлено широким использованием в конструкции A350 XWB композиционных материалов. 

Одно из важных направлений деятельности ECAR - сотрудничество с российскими инженерными центрами и конструкторскими бюро путем их привлечения для выполнения инженерных работ по программам Airbus. 

Участие российских инженеров в текущих и перспективных программах Airbus позволяет им приобретать уникальный опыт, повышать квалификацию и вносить свой вклад в развитие самолетостроения. 

3. Производство компонентов для самолетов Airbus

Airbus – единственная западная самолетостроительная компания, осуществляющая поставки компонентов для своих самолетов из России. Российские компании активно участвуют в производстве сложных сборных компонентов для самолетов семейства А320, А380, А330/А340, A350 XWB. 

Так, в 2004 и 2005 годах Airbus разместил на российских заводах крупные пакеты производ­ственных заказов в рамках долгосрочных контрактов по программе А320. Основными партнерами в этой программе стали корпорация «Иркут», которая по­лучила большинство заказов и осуществляет производство ниш передней стойки шас­си, килевых балок и на­правляющих закрылков для само­летов семейства А320. Воронежское авиа­строи­тельное объеди­нение (ВАСО) производит компо­ненты пило­нов двигателей для самолетов семейства А320. В настоящий момент каждый третий самолет семейства А320 имеет детали, сделанные на российских заводах.  

В ходе реализации этих программ на заводах была проведена глубокая модернизация производства, внедрены новейшие технологические процессы, обновлен парк оборудования, гармонизирована нормативно-технологическая база. Российские специалисты из Иркутска и Воронежа всех уровней, начиная от руководящего состава и заканчивая конкретными рабочими, прошли стажировки и тренинги на заводах Airbus во Франции и Германии.  

Кроме того, ВСМПО-Ависма поставляет титановые штамповки для основных опор шасси А350 XWB и А380, тогда как компании Наmilton Standard Наука и Гидромаш производят для А380 теплообменники-конденсаторы систем подготовки воздуха и блоки клапанов систем управления полетом. 

4. Закупка материалов 

Закупка материалов для производства самолетов Airbus была одним из самых первых направлений сотрудничества компании с рос­сий­ской промышлен­нос­тью. ВСМПО-Ависма является ключевым поставщиком титана для Airbus , обеспечивая свыше 60% потребностей компании в этом материале.  

Сотрудничество компаний началось еще в 90-x, когда были подписаны первые соглашение на поставку необработанных материалов. Однако за последние годы номенклатура поставляемых россий­ских материалов значи­тельно изме­нилась и стала включать в себя продукты более высокой добавочной стои­мости.  

В 2009 году Airbus/EADS подписали с ВСМПО-Ависма самый крупный и долгосрочный контракт в истории партнерства с российской промышленностью. Подписанное соглашение, стоимостью 4 млрд. долларов, предусматривает поставку титановой продукции до 2020 года. Контракт включает поставку плоского и круглого проката из титановых сплавов, а также штампованных изделий, которые будут использоваться в производстве всех лайнеров Airbus, в том числе и самолета нового поколения А350 XWB.

Новым шагом в укреплении двустороннего партнерства стала совместная работа по созданию вертикально интегрированной цепочки поставок, включающей механообработку титановой продукции на ВСМПО-АВИСМА.

Кроме того, Airbus завершил аттестацию алюминиевых плит, производимых Каменск-Уральским металлургическим заводом, что дополнило производственную цепь по выпуску компонентов на российских предприятиях, в частности, на «Иркуте». 

II. Партнерство с российскими авиакомпаниями.

В 1992 году «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию свой первый самолет западного произ­вод­ства, кото­рым стал Airbus A310, для обслуживания маршрутов как большой, так и средней протяженности. Начиная с этого времени, компания постепенно развивала свой парк самолетов, заключив ряд твердых контрактов о поставке лайнеров: 4 А319, 1 А320, 26 А321, 11 А330 и 22 A350 XWB. В настоящий момент «Аэрофлот» уже эксплуатирует 75 самолетов семейства А320 и 11 лайнеров А330 на внутренних и международных направлениях. Таким образом, Аэрофлот является самым крупным эксплуатантом самолетов Airbus в регионе. 

В июле 2004 года авиакомпания S7 AIRLINES ввела в коммерческую эксплуатацию два А310. В настоящее время в состав ее парка входят один лайнеров А310. В 2006 году S7 AIRLINES стала эксплуатантом самолетов семейства А320, а в июне 2007 года авиакомпания подписала c Airbus крупный контракт на покупку 25 самолетов А320 . В настоящий момент S7 AIRLINES эксплуатирует 20 самолетов А319 и девять лайнеров А320 на внутренних и международных направлениях. 

Три ведущие российские авиакомпании: «Уральские авиалинии», «Владивосток Авиа» и ГТК «Россия» также стали эксплуатантами самолетов семейства А320 в ноябре 2006, в феврале 2007 и в июне 2007 соответственно. Данные авиакомпании эксплуатируют самолеты семейства А320 по соглашению об операционном лизинге, в то время , как «Владивосток Авиа» эксплуатирует еще и А330 . 

С августа 2009 года новая бюджетная авиакомпания «Авианова» начала выполнять полеты по России на самолетах Airbus. В настоящее время флот авиакомпании насчитывает шесть А320. В 2010 году региональный авиаперевозчик «Когалымавиа» пополнил свой парк воздушных судов двумя самолетами А320.В 2011 году в России появились два новых оператора самолетов Airbus: SkyExpress( два A319) и TatarstanAirlines (два А319).

III. Техническая поддержка эксплуатантов. 

Airbus имеет развитую сеть профессиональной технической поддержки эксплуатантов своей техники в России. В представительстве компании в Москве расположен департамент послепродажного обслуживания, главной задачей которого является оказание помощи заказчикам в организации эффективной, регулярной и надежной эксплуатации воздушных судов. 24 часа в сутки 7 дней в неделю специалисты компании оказывают всестороннюю техническую поддержку операторам Airbus в решении разнообразных вопросов: от обеспечения летной и технической документацией, поставок запасных частей и расходных мате­риалов, до обучения летно-технического состава и переоборудования самолетов.  

Кроме того, большинство аэропортов России (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск, Хабаровск) уже сертифицированы на выполнение линейного техобслуживания самолетов семейства А320. Авиакомпании Аэрофлот и S7 Airlines имеют также сертифицированные центры для проведения обслуживания и ремонта, в том числе C-check, самолетов семейства А320. Центр Аэрофлота расположен в аэропорту Шереметьево; S7 Airlines предоставляет услуги по обслуживанию и ремонту самолетов Airbus в аэропортах Москвы, Новосибирска и Минеральных Вод. 

Airbus также при­нимал активное участие в модернизации Центра подготовки авиационного персонала авиакомпании «Аэро­флот». Компания внесла весомый вклад в осна­щение центра совре­менной компьютерной систе­мой обучения CBT для подготовки спе­циа­листов по эксплуа­тации и обслуживанию само­летов Airbus и установку в нем полно­пилотажного тренажера семейства А320. В настоящее время в центре находятся два тренажера А320.  

Учебный центр S7 Airlines, S7 Training, также проводит подготовку летного персонала для самолетов семейства А320. В центре находится один полнопилотажный тренажер А320. 

IV. Сотрудничество с авиационными властями. 

Компания Airbus уделяет особое внимание вопросам безопасной эксплуатации воздушных судов, поддержания летной годности и гармонизации авиационных правил. В рамках этой стратегии Airbus осуществляет ряд проектов совместно с Межгосударственным Авиационным Комите­том, российскими авиационными властями, а также регулярно проводит семинары и конференции для летного и технического персонала авиакомпаний.  

Так, Airbus активно участвует в осуществлении регио­нальной программы поддержки ИКАО-МАК RER/01/901 «Повышение безопасности полетов и поддержание летной годности в государствах-участниках межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства».

Кроме того, в 2009 году Airbus договорился с Министерством транспорта РФ о сотрудничестве в области безопасности полетов. Airbus также активно поддерживает внедрение Глобальной Дорожной Карты Безопасности Полетов в регионе. 

Специалисты Airbus также ока­зали содействие Российской фирме «Бериев» в получении сертификата типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на самолет-амфибию Be-200ЧС-E, предназначенного для тушения пожаров. Начиная с 2006 года, группа специалистов Airbus предоставляла всестороннюю техническую поддержку "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в подготовке сертификационной документации, процессе ее валидации с EASA и проведении сертификационных испытаний. 

Парк самолетов Airbus, эксплуатируемых в России (июль 2011) 

No
Авиакомпания
A319
A320
A321
A310
A330
Всего
1
Аэрофлот
15
42
18
 
 11
 86
2
Авиаnova
 
6
 
 
 
6
3
ГТК Россия
9
6
 
 
 
 15
4
Когалымавиа
 
2
 
 
 
2
5
S7 Airlines
20
9
 
1
 
30
6
Уральские Авиалинии
 
13
5
 
 
18
7
Владивосток Авиа
 
7
 
 
3
10
8
Sky Express*
2
 
 
 
 
2
9
Tatarstan Airlines*
2
 
 
 
 
2
 
Правительства/частные владельцы
5 ACJ
 
 
 
 
5
 
Всего
53
85
23
1
14
176
 
 * Новые эксплуатанты в 2011 году
  

Свыше 175 самолетов Airbus у 9 авиакомпаний и более 80 лайнеров будут поставлены в ближайшие годы.

 

О продуктовой линейке Airbus читайте в материале "Airbus летит в Россию"


Airbus


комментарии (2):

pylon101      10/08/2011 [16:47:56]#1
Замечательно. Замечательно.
Но всё ж мы МС-21 постараемся сами "вытянуть".

wc      11/08/2011 [08:57:43]#2
Нет у Татарстана А319.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики




 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer