← Назад

Главная ДокументыОсновные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (выдержки)

25 ноября 2008 года / Aviation EXplorer

Выдержки из распоряжения Правительства Российской Федерации

от 17 ноября 2008 г. № 1663-р

 

Введение 

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года - документ, определяющий приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.

Период 2009 - 2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этот период во многом определяет успех в достижении долгосрочной стратегической цели - выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

………………………..
 

4. Развитие науки и формирование национальной инновационной системы 

Ключевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России является формирование эффективной национальной инновационной системы. Усилия в этой области будут направлены на привлечение частных инвестиций для проведения исследований и разработок, укрепления взаимодействия науки, государства и бизнеса. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.

Первое - формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В законодательство будут внесены изменения, призванные обеспечить защиту интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий на уровне самых высоких мировых стандартов.

Будут созданы условия, обеспечивающие активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, в том числе при проведении процедур приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Предстоит усовершенствовать государственную систему учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета.

Следует внести в законодательство изменения, связанные с совершенствованием оценки нематериальных активов компаний и созданием условий для повышения капитализации инновационных компаний.

Второе - реструктуризация государственного сектора науки.

Одновременно с увеличением государственных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) будут внедрены новые формы оплаты работ и услуг, производимых сектором науки, основанные на принципах проектного финансирования и предоставлении грантов. Будут внедрены современные системы оплаты труда в научной сфере, непосредственно увязанные с полученными результатами.

Предстоит создать институт независимой оценки деятельности научных организаций в соответствии с международной практикой.

Будет модернизирована материально-техническая база сектора науки, обновлена его приборная база, реализован комплекс мер по развитию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Третье - завершение формирования современной инфраструктуры национальной инновационной системы.

Будет продолжено развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, венчурных компаний, технико-внедренческих особых экономических зон, инжиниринговых и проектных фирм, создана система государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса.

Развитие научной информационно-коммуникационной инфраструктуры потребует строительства единой информационной сети обеспечения распределенных высокопроизводительных вычислений с применением ГРИД-систем и создания отечественной суперЭВМ мощностью до 500 трлн. операций в секунду.

Четвертое - создание системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов.

Будет сформирована система долгосрочного научного и технологического прогнозирования, основанного на взаимодействии государства, науки и бизнеса (форсайт). На базе форсайта будут определяться научные и технологические приоритеты и подготавливаться программы развития по научным и технологическим направлениям.

Необходимо разработать механизмы отбора и государственной поддержки импорта ключевых комплексных технологий и покупки зарубежных активов - технологических доноров.

Предстоит создать систему межведомственной координации бюджетных расходов на НИОКР гражданского, военного и двойного назначения.

Пятое - стимулирование спроса на инновации и новые технологии.

Будут расширены механизмы содействия предприятиям, осуществляющим научные исследования и разработки, технологическое проектирование, приобретение новых технологий, подготовку и переподготовку персонала, упрощен порядок импорта технологий, патентов и лицензий. С помощью государственных институтов развития расширится поддержка инновационно емких проектов в отраслях экономики.

Следует внедрить механизмы предоставления субсидий предприятиям на цели проведения технологического аудита.

Шестое - усиление интеграции науки, образования и производства, содействие развитию инновационных кластеров.

Будет сформирована система новых форм организации научной и образовательной деятельности, которые возьмут на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики. Эта система включает создание федеральных университетов, создание и приоритетную поддержку системообразующих организаций мирового класса (национальных исследовательских центров) и реализацию программ развития научно-образовательных центров.

Важнейшей формой интеграции науки, образования и производства являются инновационные территориальные кластеры. Предстоит создать нормативную правовую базу поддержки формирования таких кластеров на региональном уровне. Будут реализованы пилотные проекты создания инновационных кластеров, включая авиационный кластер в г. Жуковском. 

 

5. Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности 

Правительство Российской Федерации будет создавать условия для повышения конкурентоспособности обрабатывающих секторов экономики. При этом программы поддержки будут ориентированы прежде всего на инициативу со стороны самих предприятий. 

Высокотехнологичные отрасли 

Одной из важнейших целей деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для достижения Россией лидерства в развитии ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности. При инвестиционной поддержке соответствующих предприятий будет учитываться позиция российских предприятий на мировом рынке.

Первое - авиационная промышленность и двигателестроение.

Предстоит обеспечить выход на внешние и внутренний рынки самолетов Ил-96, SSJ-100, Ту-204, глубоко модернизированного самолета Ту-204СМ, Ан-148, реализовать комплекс мер по развитию малой авиации.

Будет создано семейство "прорывных продуктов" гражданской авиации, включая SSJ-М, среднемагистральный самолет МС-21, широкофюзеляжный ближнемагистральный самолет, в кооперации с одной из ведущих зарубежных компаний. Предстоит реализовать проект создания двигателя нового поколения для "прорывных продуктов".

Будет реализован проект создания многофункционального истребителя пятого поколения (ПАК ФА), создан вертолет нового поколения, создано семейство военно-транспортных самолетов в интересах обороны и с целью коммерческой эксплуатации.

Продолжится процесс создания интегрированных структур в области самолето-, вертолето- и двигателестроения. Будет обеспечено развитие открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", в том числе осуществлено первичное размещение акций. Целесообразно интегрировать необходимые авиационные активы на Украине и в Республике Узбекистан.

Второе - ракетно-космическая промышленность.

Необходимо гарантировать полноценную работу глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, в том числе развертывание спутниковой группировки на базе аппаратов нового поколения с повышенными техническими характеристиками, создать условия для обеспечения оснащения потребителей отечественной навигационной аппаратурой, работающей по сигналам этой системы.

Будут приняты меры по развитию и повышению устойчивости функционирования отечественной спутниковой группировки. К 2012 году следует завершить замену ключевых космических аппаратов орбитальной спутниковой группировки, а также создание 3 многофункциональных космических аппаратов для решения задач связи, вещания, мониторинга и метеонаблюдения в высокоширотных районах в рамках создания многоцелевой космической системы "Арктика".

Будут развернуты работы по созданию космических средств нового поколения, включая современные средства выведения и космические аппараты с увеличенным сроком активного существования, перспективную пилотируемую транспортную систему. Будет начато строительство нового российского космодрома Восточный. Предстоит полностью реализовать обязательства Российской Федерации по проекту международной космической станции.

Предстоит развить механизм использования результатов космической деятельности в социально-экономических, научных и коммерческих целях, создать с использованием механизмов частно-государственного партнерства организации - операторы услуг, предоставляемых на основе результатов космической деятельности.

…………….

Пятое - электронная и радиоэлектронная промышленность.

Необходимо создать современную проектную инфраструктуру электроники, включая 6 - 7 системных центров проектирования, 60 - 70 дизайн-центров проектирования, межотраслевой центр фотошаблонов.

Будет сформирована современная основа производства радиационно стойкой электронной компонентной базы, сверхвысокочастотной электроники, микроэлектроники, электронных материалов и структур, микросистемной техники, а также фотоники и необходимой для этого компонентной базы и материалов. К 2012 году в серийном производстве будет достигнут технологический уровень изделий 0,09 мкм, будет разработано около 200 конкурентоспособных базовых технологий в области электронной компонентной базы и радиоэлектроники.

…………………….
 
 

9. Устранение инфраструктурных ограничений экономического роста 

Задача устранения инфраструктурных ограничений экономического роста обуславливает необходимость ускоренного развития производственной инфраструктуры, включающей прежде всего отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорт и связь, а также создания финансовой инфраструктуры, не нарушая при этом достигнутую финансовую устойчивость.

В связи с этим актуальным становятся привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов частно-государственного партнерства, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах.

Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.

Первое - сокращение масштаба монополий и развитие конкурентной среды в инфраструктуре.

Должны быть созданы прозрачные условия приватизации государственных активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов.

Следует обеспечить равноправный доступ к объектам субъектов естественных монополий. Для этого необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, гарантирующие недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к единой газотранспортной системе и газораспределительным сетям, к объектам транспортной инфраструктуры, электрическим сетям, объектам коммунального хозяйства. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей и провести первые торги.

Второе - внедрение новых принципов тарифного регулирования.

В ближайшие годы следует ликвидировать все виды перекрестного субсидирования в сфере пользования услугами субъектов естественных монополий.

Необходимо перейти к модели тарифного регулирования, основанной на регулировании нормы дохода на инвестированный капитал. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов.

Третье - развитие транспортной системы и повышение конкурентоспособности транспорта.

Предстоит обеспечить строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям. Будут увеличены объемы и повышено качество ремонта автомобильных дорог, обеспечено развитие системы внутрироссийских узловых аэропортов, морских портов, модернизация единой системы воздушного движения Российской Федерации. Будут реализовываться проекты, направленные на освоение территорий Сибири и Дальнего Востока, включая развитие Байкало-Амурской магистрали.

В целях повышения качества строительства и эксплуатации автомобильных дорог и привлечения дополнительных средств для развития сети автомобильных дорог будет создана государственная компания "Российские автомобильные дороги".

Для повышения доступности транспортных услуг для населения будут решены задачи по подготовке и реализации проектов:

организации на железнодорожном транспорте скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на условиях частно-государственного партнерства;

формирования единой автодорожной сети круглогодичной доступности;

обеспечения развития региональных сетей аэропортов;

роста перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, прежде всего в регионах Дальнего Востока и Забайкалья, в направлении Калининграда.

Начнется организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях.

В целях повышения конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривается решение задач по устранению разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях, создание альтернативных маршрутов, комплексное развитие крупных транспортных узлов и логистических комплексов. Будет реализован комплекс инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международных транспортных коридоров "Восток - Запад", "Север - Юг", "Трансполярные авиатрассы", "Северный морской путь", включая развитие пунктов пропуска, создание крупных логистических центров, сети аэропортов-хабов.

Будет решаться задача повышения конкурентоспособности морского и внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, пополнения его новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения.

Предстоит создать и развить портовые особые экономические зоны, освоить логистические технологии "сухого порта", обеспечить конкурентные тарифы на транспортно-логистические услуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.

Четвертое - опережающее развитие энергетической инфраструктуры.

Одним из наиболее серьезных инфраструктурных ограничений устойчивого социально-экономического развития является несоответствие предложения в части электроэнергетических ресурсов растущему спросу. Эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли, установление приоритетов и параметров ее развития являются необходимыми предпосылками для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Преодоление ограничений со стороны электроэнергетики будет осуществляться в рамках реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. При этом будут созданы необходимые правовые, финансовые и организационно-хозяйственные условия для привлечения в отрасль частных инвестиций в масштабах, необходимых для преодоления дефицита генерирующих мощностей.

Пятое - обеспечение эффективности инвестиций в инфраструктуру.

Создание инфраструктурных объектов, финансируемых с использованием государственных капитальных вложений, призвано обеспечить существенный экономический рост на территориях благодаря учету бизнес-интересов, а также развитию новых производств и рабочих мест. При этом в первую очередь необходимо сосредоточиться на достройке объектов, по которым уже приняты решения.

Эффективность инвестиций инфраструктурных компаний с государственным участием должна быть повышена за счет определения четких приоритетов инвестиционной деятельности. Такими приоритетами должны стать проекты, направленные на присоединение новых потребителей и расшивку "узких мест" соответствующей инфраструктуры. Инвестиционные программы ключевых инфраструктурных монополий надо сделать публичными, прозрачными и прогнозируемыми на долгосрочный период времени. Должна быть сокращена доля средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности закона о государственных закупках с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.

……………………
 

10. Внешнеэкономическая политика

…………………..
 

Первое - продвижение на новые глобальные рынки высокотехнологичных товаров и услуг.

Будет создан механизм поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, включая содействие проведению НИОКР, гармонизации национальных и международных стандартов, сертификации и созданию сети послепродажного обслуживания, а также реализации программ ее модернизации. Предстоит обеспечить привлечение необходимых компетенций и технологий через кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями. Планируется оказывать содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию.

Россия готова присоединиться в качестве ассоциированного члена к 7-й рамочной программе научных исследований и технологического развития Европейского союза на 2007 - 2013 годы. Будет разработан перечень ключевых международных проектов с российским участием, включая строительство крупных исследовательских установок.

…………………..

Третье - реализация транзитного потенциала российской экономики.

Предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, создания конкурентоспособных на рынке перевозок логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.

Предстоит приступить к поэтапной интеграции аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации.

……………………..
 

Заключение 

Решение обозначенных задач возможно лишь при скоординированных усилиях государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Реализация настоящих Основных направлений позволит достичь целевых показателей согласно приложению.

Настоящие Основные направления увязаны с приоритетами и мероприятиями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В свою очередь, настоящие Основные направления станут базой для разработки проектов, ориентированных на решение приоритетных задач развития Российской Федерации. Показатели реализации таких проектов будут положены в основу определения критериев результативности деятельности органов государственной власти.

Правительство Российской Федерации, осознавая свою высокую ответственность перед гражданами, предпримет все необходимые действия, чтобы в полной мере реализовать заявленные планы и обеспечить согласованное движение к поставленным целям.

Возможности, которыми сегодня располагает страна, и огромный созидательный потенциал российского народа позволяют ставить и решать самые амбициозные задачи. И в этом главный залог устойчивого, поступательного движения России вперед.

 

Выдержки из Перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года

………………………
 

31. Развитие авиационной промышленности и двигателестроения.

Ответственные органы власти: Минпромторг России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. 

Долгосрочная ФЦП: "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 -2010 годы и на период до 2015 года" 

 

Основные мероприятия проектов: 

2008 год:
  • увеличение производства гражданских воздушных судов (Ил-96, Ту-204/Ту-214, Ан-148) в соответствии с производственной программой открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация";
  • переход к серийному производству самолета SSJ-100;
  • развертывание производства транспортного самолета Ил-76;
  • технологическая и организационная подготовка предприятий к производству перспективных продуктов (Ту-204СМ, широкофюзеляжный ближнемагистральный самолет);
  • начало летных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАКФА);
  • комплекс мероприятий по развитию малой авиации;
  • оптимизация организационно-хозяйственной структуры открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация";
  • создание интегрированных структур в области двигателестроения
 
2009 год:
  • серийный выпуск изделий "переходного продукта" гражданской авиации (Ил-96,
    Ту-204, Ан-148, SSJ-100);
  • развертывание производства глубоко модернизированного самолета Ту-204СМ и транспортного самолета Ил-112;
  • технологическая и организационная подготовка предприятий к производству "прорывных продуктов" гражданской авиации (SSJ-М, МС-21) и транспортной авиации (МТС);
  • проведение первичного публичного размещения акций открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация";
  • подготовка к реализации проектов создания вертолета нового поколения и перспективного учебно-тренировочного самолета;
  • подготовка к реализации проекта создания двигателя нового поколения для "прорывных продуктов";
 
 
 

 




URL: http://www.aex.ru/docs/8/2008/11/26/612/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.