Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Документы

О правовом режиме перевозки пассажира лишенного зрения

24 февраля 2009 года / Aviation EXplorer
 

Авиакомпания "Сибирь" отказалась взять на борт слепого инвалида

Москва. 18 февраля. ИНТЕРФАКС - Авиакомпания "Сибирь" не пустила на борт самолета инвалида по зрению Павла Обиуха, говорится в сообщении региональной общественной организации инвалидов "Перспектива", поступившем в среду в "Интерфакс".
"18 февраля в аэропорту "Домодедово" авиакомпания "Сибирь" (S-7) в очередной раз не пустила на борт самолета инвалида, вылетавшего рейсом 026 Москва-Казань в 19:45", - отмечается в сообщении организации.
В организации "Перспектива" подчеркнули, что инвалид по зрению первой группы П.Обиух при бронировании билета предупредил о своей инвалидности авиакомпанию.
"Обоснованием отказа стало отсутствие у П.Обиуха зрения", - отметили в организации "Перспектива".
В настоящее время П.Обиух купил билет другой авиакомпании, и в 22:25 планирует вылететь в Казань.
В организации "Перспектива" напомнили, что в прошлом году Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой к той же авиакомпании в связи с отказом допустить ее на борт самолета без сопровождающего лица.
Суд постановил взыскать с компании в качестве возмещения морального вреда в пользу Н.Пресецкой 50 тыс. рублей, а также штраф в пользу государства в размере 25 тыс. рублей.
Авиакомпания "Сибирь" от комментариев отказалась.
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Отношения которые возникают между авиакомпанией (перевозчиком) и пассажиром по поводу перевозки пассажира из пункта отправления в пункт назначения, по своей природе являются имущественными, а следовательно, подлежат регулированию нормами гражданского права. Основным нормативным правовым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (п.2 ст.3 ГК РФ).
К другим законам, регулирующим данные конкретные отношения, относятся, в первую очередь, Воздушный кодекс РФ (далее – ВК РФ) и Закон о защите прав потребителей.
В некоторых случаях, применительно к отдельным категориям граждан, как в нашем случае, источником права регулирующим отношения между перевозчиком и пассажиром будет являться также и Федеральный закон «О социальной защите прав инвалидов в РФ».
Все выше перечисленные законы можно условно отнести источникам первого уровня.
2. Далее следуют нормативные правовые акты второго уровня – подзаконные. Применительно к рассматриваемому случаю, следует руководствоваться «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса РФ от 28.06.2008 №82 (далее – Общие правила). Общие правила не должны противоречить источникам гражданского права первого уровня.
Перевозчики, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (п.1 ст.102 ВК РФ).
3. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (п.2 ст.102 ВК РФ).
Речь здесь идет об источнике права третьего уровня. Данный источник права не является нормативным правовым актом, однако, принимая во внимание положение п.2 ст.102 ВК РФ, которое носит бланкетный характер (отсылает к другому порядку), стороны этих отношений должны им руководствоваться.
4. Важно четко себе представлять, как вышеперечисленные источники соотносятся между собой. Каждый последующий источник не должен противоречить предыдущему.
 
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АГЕНТА ПЕРЕД ПАССАЖИРОМ
Агентства по продаже и бронированию пассажирских перевозок (далее – Агент).
Между Агентом и Перевозчиком заключается, как правило, договор посреднического типа – агентский договор (гл.52 ГК РФ) или договор комиссии (гл.51 ГК РФ). Данная конструкция неприменима, когда Агент является структурным подразделением Перевозчика.
Во всяком случае, Агент вступает в отношения с пассажирами от имени Перевозчика. Выписанный Агентом авиабилет подтверждает заключение договора воздушной перевозки пассажира между Пассажиром и Перевозчиком. Поскольку авиабилет регулирует отношения между Пассажиром и Перевозчиком, следовательно, вся ответственность за надлежащую перевозку пассажира лежит на Перевозчике, а не на Агенте.
 
ОБ ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА ИЗВЕЩАТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА (АГЕНТА) О СОСТОЯНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ
Поскольку функцией Агента является заключение договора перевозки от имени Перевозчика то, он обязан выполнять все те действия, которые источниками права предписаны для Перевозчика. В частности, для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку пассажира, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или чье состояние требует особого внимания при обслуживании (п.25 Общих правил).
Тот факт, что авиабилет был выписан и выдан на руки пассажиру свидетельствует о том, что все существенные условия договора между сторонами были согласованы и договор перевозки был заключен.
Взаимоотношения между Агентом и Перевозчиком по поводу обмена данными о пассажире с ограниченными возможностями в данном случае не имеют никакого значения. Эти отношения регулируются другим договором, неисполнение своих обязанностей по которому никак не влияет на действительность договора перевозки пассажира.
Вышесказанное относится и к положению п.111 Общих правил, где говорится, что Пассажир, лишенный зрения и/или слуха, перевозится с сопровождающим лицом или без сопровождающего под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.
В данном случае источник права второго уровня отсылает к источнику третьего уровня. Но, поскольку договор воздушной перевозки уже был заключен, следовательно, следует руководствоваться источником права первого уровня.
Так, в ст. 107 ВК РФ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда возможно прекращение действия договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке по инициативе перевозчика. К нашему случаю применимы два положения, дающего перевозчику право на одностороннее расторжение договора: отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (речь идет об Общих правилах, о чем речь уже шла выше – ОА) и если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц (п.1 ст.107).
 
О РАСЧЕТАХ ПРИ ОТКАЗЕ В ПЕРЕВОЗКЕ
В соответствии с п.2 ст.107 ВК РФ, в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи.
В подпункте 6 п.1 ст.107 ВК РФ речь идет о нарушении пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 ВК РФ, что к нашему случаю не применимо.
 
МЕДОСМОТР ПРИ ПРЕДПОЛЕТНОМ ДОСМОТРЕ ПАССАЖИРА
Медосмотр не входит в понятие предполетного осмотра пассажира.
Пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья (п.108 Общих правил).
 
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЕРЕВОЗКИ СЛЕПОГО ПАССАЖИРА
Всего предусмотрено три варианта перевозки пассажира, лишенного зрения.
1. Без сопровождения, но под наблюдением перевозчика (п.111 Общих правил). Этот вариант возможен лишь в тех случаях, если перевозчик готов обеспечить такому пассажиру сопровождение на борт воздушного судна, с борта воздушного судна и во время полета. Именно в такой ситуации оказался гражданин Обиух.
2. В сопровождении с сопровождающим лицом (п.111 Общих правил).
3. В сопровождении собаки-поводыря (п.113 Общих правил).
Перевозка пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-поводыря может быть произведена при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря.
Собака-поводырь, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.
 
ИТОГИ
Принимая во внимание вышесказанное отметим, что в настоящее время перевозчики вправе устанавливать особенности перевозки отдальных категорий граждан, как в нашем случае. Однако, с того момента, как выписан авиабилет, договор воздушной перевозки пассажира считается заключенным, а следовательно, стороны должны его исполнять.
Отказ перевозчика от перевозки пассажира означает ни что иное, как односторонний отказ от исполнения договора перевозки. Однако, возможные случаи расторжения договора в одностороннем порядке строго регламентированы действующим гражданским законодательством.
Возможные случаи расторжения договора в судебном порядке по инициативе одной из сторон предусмотрены в п.2 ст.450 ГК РФ. О возможных вариантах расторжения договора перевозки в одностороннем порядке по инициативе перевозчика без суда, сказано в ст.107 ВК РФ, о чем уже упоминалось выше.
Положения предусмотренные в правилах воздушных перевозок конкретного перевозчика (третий уровень источника) не могут противоречить правилам закрепленным в источниках первого уровня. А следовательно, с момента заключения договора перевозки "отыграть обратно" со ссылкой на внутренние правила перевозчика невозможно. Все согласования с пассажиром необходимо проводить до выписки билета.
 
Олег Аксаментов, AEROHELP.ru




комментарии (0):













Материалы рубрики

Минтранс РФ
Требования к членам экипажа ВС, специалистам по техническому обслуживанию и обеспечению полетов
Минтранс РФ
Новые основания для внеплановых проверок авиакомпаний Ространснадзором
Правительство РФ
Изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли РФ до 2030 года
Союза авиапроизводителей России
Проект стратегии развития авиационных поставщиков до 2030 года
AVIA.RU
Меморандум о взаимопонимании между авиационными властями Исламской Республики Иран и Российской Федерации
Правительство РФ
Об особенностях разрешительных режимов Федерального агентства воздушного транспорта
Правительство РФ
Правительство запускает специальную кредитную программу поддержки системообразующих организаций транспортного комплекса
Президент РФ
Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения



Росавиация
«О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов»
Президент РФ
О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами
Росавиация
Временный алгоритм по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов
Президент РФ
ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"
Правительство РФ
Правительство утвердило Концепцию интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России
Росавиация
Авиакомпании, которым будут предоставлены субсидии на семейные авиаперелёты
Правительство РФ
Правила субсидирования семейных авиаперелетов по России
Росавиация
Изменение правил субсидирования аэропортов Крайнего Севера
Росавиация
О результатах отбора получателей субсидии в рамках реализации постановления Правительства РФ от 27.12.2017 № 1665 (полеты госавиации)
Правительство РФ
О переводе 44 аэродромов гражданской авиации в категорию «посадочная площадка»
Росавиация
Допуск перевозчиков к выполнению международных рейсов
АЭВТ
Протокол заседания экспертов Комитета АЭВТ по аэронавигационному обслуживанию
AVIA.RU
Соглашение о взаимодействии и сотрудничеству Ространснадзора и ООП ГА
Мирослав Бойчук
ПЛС РФ предлагает рассмотреть вопрос предоставления отпусков исключительно на научных принципах
Правительство РФ
Изменения в правила предоставления субсидий российским авиакомпаниям
Росавиация
Отбор авиаперевозчиков на предоставление субсидий
СПК ВТ
Профстандарт "Представитель авиационного предприятия-перевозчика"
ФАВТ
О мерах по сохранению и развитию воздушных перевозок в условиях пандемии
Правительство РФ
Выделение Росавиации 4 млрд рублей
Росавиация
Допуск перевозчиков к выполнению международных рейсов
Росавиация
Обеспечение транспортной безопасности
Правительство РФ
Изменения в правила предоставления субсидий
ICAO
Год культуры авиационной безопасности ICAO
ICAO
Информация для центра осуществления мер по реагированию на COVID-19
Министерство транспорта РФ
Перераспределение средств на субсидии для ГТЛК
ICAO
Содействие выполнению пассажирских авиарейсов
Правительство РФ
Безопасность на воздушном транспорте
Правительство РФ
Авиасообщение с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Кореей
Минтранс РФ
Систематизация обязательных требований в сфере воздушного транспорта
Минтранс РФ
Совершенствование порядка установления и использования приаэродромной территории
Правительство РФ
Субсидии труднодоступным аэропортам
ICAO
Самодекларация пассажира о состоянии здоровья

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer