← Назад

Главная Документы На заметку специалистуВнедрение стратегии сверхлимитных продаж (овербукинга) на авиаперевозках

31 января 2013 года / Кристина Мозговая / Aviation EXplorer

Вопрос об актуальности внедрения в деятельность авиакомпаний стратегии сверхлимитных продаж не вызывает сомнения. Стратегия сверхлимитных продаж связана с маркетинговой политикой, которую проводили авиакомпании США в 1950-е годы. Идея продавать большее, чем имеющееся в наличии количество мест на воздушном судне, возникает в условиях предварительного резервирования с возможностью отказа от него до наступления момента реализации и/или наличия неявок покупателей уже в момент реализации продаж.

Мозговая Кристина
Преподаватель кафедры Экономической теории НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург.

В системе управления доходами авиакомпаний сверхлимитные продажи занимают особое место. Во-первых, данная стратегия продажи билетов больше чем вместимость воздушного судна – мощный оптимизационный экономико-математический метод, функция цели которого – повышение доходности с рейса. Во-вторых, внедрение предлагаемой стратегии требует правовой регламентации действий, как перевозчиков, так и пассажиров, так как в случае возникновения «лишних» пассажиров необходима строгая реализация алгоритма взаимодействий таких пассажиров и авиакомпаний. В-третьих, вступление России в ВТО требует создание функции для расчета оптимальных компенсаций «лишним» пассажирам.

Эффективность внедрения стратегии сверхлимитных продаж на авиарейсах оценивается в работе компьютерного симулятора. Необходимость создания компьютерного симулятора с целью повышения доходности перевозчиков озвучена мною еще в прошлой статье «Авиационный бизнес, математика, экономика и право».

Компьютерный симулятор позволяет перевозчику заранее оценить размер материальных затрат на компенсации, а также оценить, какое количество билетов можно продавать сверх вместимости и какой доход при этом будет получен. При моделировании продажи дополнительных билетов с помощью компьютерного симулятора можно определить граничные пределы и денежные эквиваленты компенсационных затрат, например, максимальный % от цены билета, который может быть возвращен пассажиру при добровольном перемещении с рейса.

Процесс моделирования компенсационной функции устанавливает оптимальные размеры выплат за время ожидания альтернативного рейса, что необходимо учитывать при правовом регулировании систем авиаперевозок. Соответственно внести поправки в Законодательные документы, основываясь не только на практике иностранных перевозчиков, но и принимая во внимание специфику конкретного государства. Таким образом, реализация данной стратегии вновь требует четкого взаимодействия таких отраслей, как: математика, экономика и право. Экономическая эффективность сверхлимитных продаж реализуется и анализируется при помощи математических методов, которые требуют мощной правовой регламентации, с целью регламентации действий пассажиров и перевозчиков.

 Авиакомпании при внедрении стратегии сверхлимитных продаж идут на риск возникновения ситуации с лишними пассажирами, требующими либо пересадки на другие рейсы, либо выплат денежных компенсаций. Предлагаемая модель основывается на предоставлении пассажиру альтернативного варианта запланированного полета. В основе модели заключена главная обязанность перевозчика – не нарушить договор перевозки с пассажиром.

Слияние мер, обозначенных государственной принадлежностью, и требований, установленных единым либерализованным пространством воздушных перевозок, в данном случае пространства России и стран Европы, позволит выработать эффективную систему действий при реализации сверхлимитных продаж в российских условиях.

Схема действий перевозчика непосредственно в момент регистрации пассажиров на рейс стандартная, перевозчик либо регистрирует пассажира на рейс, либо предлагает альтернативные маршруты перевозки:

Возможность перевозчика отказать пассажиру в посадке должна быть прописана в законодательных документах, определяющих правила перевозки пассажиров, с учетом прав граждан согласно Гражданскому Кодексу РФ. По прибытии пассажира в пункт отправления, необходимо обеспечить ему доступность информации о рейсах с возможными сверхлимитными продажами.

Непосредственно в процессе регистрации, пассажиры, которым необходимо улететь в первую очередь могут заблаговременно явиться на стойку регистрации или пройти он-лайн регистрацию, вероятность получить отказ в посадке выше у пассажиров, явившихся последними на стойку регистрации. Процесс регистрации сопровождается поиском добровольцев. После окончания регистрации будет известно количество неявок пассажиров на данный рейс, соответственно и количество «лишних» пассажиров на рейс.

Как в случае добровольного перемещения пассажира с рейса, так и в случае вынужденного отказа от бронирования, действия перевозчика строго регламентированы, представлены на следующей схеме:

В основе предлагаемого алгоритма выбран алгоритм добровольного перемещения пассажира с рейса на основе Регламента ЕС № 261/2004, однако, размер бонусов и компенсаций лишним пассажирам должен соответствовать российским правовым актам и требованиям.

Во-первых, вступление России в ВТО создаст консолидацию воздушного пространства и развития взаимовыгодных рыночных отношений, а осуществление перевозки пассажиров по определенным единым правилам поможет упростить систему перевозок. Во-вторых, учитывая отсутствия в ВК РФ даже такого понятия, как «отказ в посадке» пассажиру на рейс, невозможно создать собственную схему, определяющую систематизацию действий перевозчика в данном случае. Регламент ЕС № 261/2004 может быть выбран как основа для действий перевозчика при сверхлимитных продажах, но именно размеры компенсаций и правила их предоставления должны быть разработаны и законодательно утверждены непосредственно для Российской Федерации.

Принципиальное различие при реализации стратегии сверхлимитного бронирования – выплаты компенсаций добровольно отказавшимся от бронирования пассажирам и пассажирам, получивших отказ в посадке на рейс. В случае добровольного перемещения пассажиры могут получить фиксированные денежные выплаты или ваучеры на полет. В случае вынужденного отказа размер компенсаций будет зависеть  от дальности полета, выраженной в километрах, а также от времени ожидания начала перелета по альтернативному маршруту.

В свете последних публикаций в прессе и положительной реакции руководства, как авиационной отрасли, так и официальных государственных лиц, тема является действительно актуальной и необходимой для внедрения в деятельность авиакомпаний. И предложенные мной разработки (в отдельно взятом участке) полностью соответствуют концепции перехода российской авиации на мировой уровень.


Кристина Мозговая


URL: http://www.aex.ru/docs/8/2013/1/31/1724/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.