← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

МиГ перехватил "Туполева"


11 октября 1999 г. Михаил Кукушкин, "Время"


Производство гражданского самолета передано военной фирме

Премьер-министр Владимир Путин 5 октября подписал постановление правительства об организации серийного производства нового пассажирского самолета Ту-334 на Военно-промышленном комплексе МАПО, который до сих пор был больше известен как изготовитель боевых летательных аппаратов. Этим же постановлением отменяется другое решение правительства — от 27 июля 1992 года, которым выпуск Ту-334 поручался Таганрогскому авиационному производственному предприятию.

Ту-334 — самолет для региональных линий средней протяженности вместимостью до 100 пассажиров. Он должен заменить на трассах морально устаревший Ту-134. Новый "Туполев" — один из довольно типичных для современного российского авиастроения проектов, которые в начале обещают опередить время, а затем реализуются так медленно (из-за нехватки финансирования), что успевают морально устареть еще прежде, чем дойдут до стадии серийного производства. В 1992 году разработчики Ту-334 считали, что заложенные в нем идеи опережают аналогичные проекты конкурентов лет на пять. В этом году, когда самолет впервые поднялся в воздух и начал программу сертификационных испытаний, его хвалят уже осторожнее — впереди конкурентов года на два.Постановление о передаче ВПК МАПО серийного производства Ту-334 в значительной степени продиктовано опасением, что при нынешнем темпе работ техническое лидерство разработчиков этого самолета может плавно переродиться в техническое отставание. В постановлении определены четкие временные рамки для завершения проекта: в 3-месячный срок — предложения ВПК МАЛО по организации производства и кооперации с другими предприятиями, в 2001 году — завершение сертификации, в 2002 году — запуск в серию.

Передача этого пассажирского проекта ВПК МАПО, с точки зрения лоббистской логики, вряд ли радует непосредственного разработчика машины — АНТК им. А.Н. Туполева. На Таганрогском заводе ему было бы проще защитить свои корпоративные интересы в процессе производства и реализации самолетов.

Конструкторскому бюро принадлежат 44% акций "Таганрогской авиации", и этот пакет гарантирует полный контроль за заводом, поскольку еще 51% распылен среди трудового коллектива. А теперь "Туполеву" придется передать "миговцам" "права на результаты интеллектуальной деятельности, содержащиеся в необходимой для производства самолета Ту-334 конструкторской документации". В постановлении, подписанном г-ном Путиным 5 октября, содержится недвусмысленное поручение Минюсту и Российскому авиационно-космическому агентству обеспечить передачу прав до 1 апреля 2000 года.

С точки зрения предыдущего опыта, Таганрогский завод, возможно, имел несколько больше оснований претендовать на заказ Ту-334. Он хотя бы занимался ремонтом непосредственного предшественника этой машины - Ту-134 (правда, основной его специализацией был выпуск самолетов-амфибий). Предприятия, входящие в ВПК МАПО, гражданской авиатехникой раньше вплотную не занимались.

Но в связи со снижением оборонного заказа ВПК МАПО намерен заняться гражданской авиацией вплотную. Об этом его генеральный директор Николай Никитин говорил в августе этого года на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Несколько ранее он сумел добиться одобрения своих планов у вице-премьера Ильи Клебанова. 12 июля, во время визита на ВПК МАПО, г-н Клебанов пообещал поддержать расширение выпуска гражданской авиапродукции на "миговской" фирме и, как выяснилось на прошлой неделе, слова своего не нарушил.

Хотя ВПК МАПО и не имеет такого долгого опыта работы с техникой "Туполева", какой есть у Таганрогского авиазавода, зато денег у "миговцев" больше. Импортные контракты на модернизацию находящихся в других странах истребителей и на поставку новых позволяют ВПК МАПО вложить в производство Ту-334 гораздо более серьезные средства, чем могут обеспечить "таганрогцы".

Кстати, Ту-334, как и истребители МиГ, считается машиной с хорошими импортными перспективами. В конце августа Илья Клебанов даже объявил, что один крупный контракт с этим самолетом уже на подходе. Вице-премьер даже назвал дату — 1 октября, когда будет подписано соглашение о лицензионном производстве сотни Ту-334 в Иране. По словам г-на Клебанова, оставалось согласовать буквально три-четыре финансовых вопроса.

Правда, вице-премьер, по всей видимости, поспешил. По сведениям газеты "Время", среди еще не согласованных вопросов остался и такой важный, как цена сделанных в Иране самолетов. Наша сторона настаивает на сумме 15-16 млн. долл. за штуку. Иранцы предлагают вполовину меньше. Намеченное на 1 октября подписание контракта пока не состоялось.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/10/11/170/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.