Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гигант самолетостроения складывает крылья


13 октября 1999 г. Сергей Куликов, "Независимая Газета"


Руководитель "Авиастара" Александр Поляков видит выход из тупика в слиянии с фирмой Туполева

Парадокс, но факт: гигант российской промышленности сегодня работает на авиакомпании Египта, чуть ли не молясь на миллионера доктора Камаля, который покупает новенькие Ту-204 с двигателями "Роллс-Ройс" и, что самое главное, вовремя за них расплачивается. Две пассажирские "тушки" и одна грузовая уже отправлены в Каир, но в производстве находятся еще три, так что скоро в Африке самолетов Ту-204 будет летать больше, чем на их исторической родине.

Тем временем авиазаводы России благополучно стоят. Все! Стука молотка в сборочном цехе Ульяновского авиапромышленного комплекса не слышно, только каплет непослушная капля с потолка — кровля протекает. Авиапром СССР выпускал в год до 500 самолетов. В прошлом голу их набралось не более десятка по всему СНГ, так что живем пока старыми заделами. Первоочередная задача самолетостроителей — восстановление управляемости как в области финансов, так и в сфере технологий их сохранения. В России сегодня кризис, так что главная проблема — переждать его до лучших времен. В том, что они все же наступят, здесь не сомневаются, иначе незачем было огород городить...

Председатель совета директоров "Авиастара" Александр Поляков рассказал о том, почему не покупают отечественные самолеты: "На недавнем совещании в ЦАГИ было торжественно заявлено, что Ту-204 в Минеральных Водах впервые налетал более 300 час. за месяц. Ни у одного самолета российского происхождения такого показателя не было и нет. Самолет получился отличный, но бездумная приватизация "Аэрофлота" развалила весь воздушный флот страны более чем на 400 авиакомпаний, которые неспособны к самовоспроизводству. Большая часть их — однодневки, которым самолеты в результате раздела достались бесплатно, так что наращивать парк они не будут. Это не касается лишь пяти-восьми компаний, у которых есть соответствующие средства. Но "Аэрофлот" сегодня почти полностью ориентирован на западную авиатехнику, и заявления его директора Окулова о стремлении покупать только лучшее на самом деле некорректны. Скорее всего, дело именно в Западе, в принципах купли и продажи, а еще - в больших комиссионных, которые мы в России заплатить долго не сможем. К тому же всегда лучше лететь в командировку в Штаты на самолете "Боинг". Это за нефтью и газом едут в нашу сторону, а вот за самолетами — прямо в противоположную".

В настоящий момент "Авиастар" вошел в полосу, когда самолеты, производимые в его корпусах понемногу становятся востребованы рынком. Наконец-то отечественные авиакомпании почувствовали, что качество отечественных самолетов вполне может их устраивать. Это относится прежде всего к среднемагистральному Ту-204, потому что второи тип самолетов, которые выпускает "Авиастар", Ан-124-100 "Руслан", сегодня России, к сожалению, оказался не нужен: отечественная экономика в глубоком кризисе и неизвестно, когда поднимется. "Руслан" же, способный перевозить уникальные грузы, эксплуатируют в основном авиакомпании, ориентированные па западный рынок: Соединенные Штаты, Канаду, перевозки по линии ООН.

В результате демократических преобразований гражданская авиация России отстала лет на пятнадцать-двадцать от Европы. Наши младореформаторы первым делом развалили два главнейших министерства бывшего СССР — авиационной промышленности и судостроения. Самые наукоемкие и высокотехнологичные. Сегодня руководители "Авиастара" видят выход из сложившейся тупиковой ситуации в слиянии с фирмой Туполева и надежды связывают прежде всего с тем, что сократится промежуток между принятием решения и его исполнением.

Предприятие "Авиастар" сегодня преобразовано, при этом народ сократили, и очень здорово. В 89-м, накануне падения всего авиапрома, в ульяновском авиационном промышленном комплексе было занято 43 тыс. работников, сегодня количество непосредственно занятых на самолетостроительном производстве составляет 10,5 тыс., а на "Авиастаре" как корпорации — порядка 20 тыс. человек. 75% всей своей социально-бытовой инфраструктуры мы передали городу, из 56 детских садов оставили себе 3, так что судите сами... В последние годы все производства, не связанные непосредственно с авиационной отраслью, на "Авиастаре" сделали самостоятельными юридическими лицами. Всего же у корпорации около 50 предприятий, в которых она имеет от 25 до 100% вложений.

Пока в России управляемости нет: у конструкторских бюро свои интересы, у заводов — свои. Первые всегда были сторонниками дотационное, так что в рынок они входили вяло. Достаточно сказать, что конструкторские бюро за последние годы не создали ни одного (!) нового самолета гражданской авиации! Ил-96 достался от СССР как летающий экспонат, Ту-204 - та же картина... Есть малютки типа Ил-103, но эти двухместные такси в расчет брать не будем. Слава Богу, пока остаются на плану военные, несмотря на то что армия вообще не заказывает самолеты. Но их-то еще покупают за рубежом наши бывшие союзники, вот и выручают понемногу валютой.

Будущее российского авиапрома Александр Поляков видит в провинции "Что сегодня происходит. Весь интеллектуальны потенциал в той же фирме Туполева сосредоточен в головах у 60-70-летних, молодежь в конструкторские бюро не идет, ее туда и калачом не заманишь Не растят мировые столицы большую науку - они растят большой бизнес. Тот же "Боинг" находится в Сиэтле, "Эйрбас индастри" — в Тулузе, но никакие в столице. А к нам молодежь потянется, дайте срок! Шаги к слиянию, по нашему мнению, не приведут к утрате традиции Туполева. Это плюс. Но сегодня еще ни одному в России этого сделать не удалось Да. есть решения, договоренности, подписываются документы, но процесс будет длительным дай Бог, если через год какие-то контуры появятся. К сожалению, сегодняшняя практика такова, что ни один из планов объединения, идущих из Москвы, еще не состоялся. Причина одна — в столице утрачено чувство ответственности за авиацию, там больше болеют за финансовые потоки. Где эффективно развивается автопром? В Нижнем Новгороде, в Тольятти, в Ульяновске - в меньшей степени. Но не в Москве! Потому что в столице до конкретного завода мэру далеко и неважно, кто он — Лужков, Иванов или Сидоров. Но если все получится, я уверен, что вокруг фирмы Туполева, которая будет вынесена в Ульяновск, в будущем создайся база для нового мощного авиационного центра".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer