Украина отказывает России в праве отцовства
В жизни "всей Украины" случилось "выдающееся событие" - так, по сведениям украинского агентства "Украина Онлайн", охарактеризовал. вчера президент Леонид Кучма испытания первого серийного пассажирского самолета Ан-140. Самолет, спроектированный и произведенный на Украине, имеет 52 посадочных места и предназначен для полетов на расстояние до 4000 тыс. км.
Ликование президента объяснимо: украинцы "нагрели" старшего брата - Россию - по полной программе. Финансирование АН-140 в течение всех лет строительства почти в полном объеме осуществлялось из бюджета России. Российские авиационные чиновники во главе с советником президента Евгением Шапошниковым настаивают, что самолет является российско-украинским. Украинцы считают АН-140 собственным "дитём", поскольку факт ежегодных российских бюджетных ассигнований юридических последствий не влечет.
Ситуация абсурдная: отечественный авиапром разваливается, отечественные предприятия годами ждут госзаказа, вязнут в долгах, а деньги уходят на финансирование украинского АНТК им. Антонова. "Сегодня" так и не удалось выяснить, кому и зачем это нужно. Чиновники Международного авиарегистра (воздушной администрации СНГ) и сам маршал Шапошников отвечали: будущее за кооперацией, вот-вот будет создано СП, где Россия получит пакет акций.
Но воз и ныне там, самолет уже достроен и летает, и вряд ли стоит ждать, что у Украины вдруг появится желание "делиться".
Сегодня Россия имеет на самолет АН-140 одно безусловное право: в первоочередном порядке закупить 70 новых машин, но столько нам не нужно и не по карману. При этом авторские права принадлежат КБ им. Антонова, а значит, потенциальным российским эксплуатантам не миновать проблем.
Как уверяют эксплуатанты (на просторах СНГ около 1600 различных антоновских машин), каждая бумажка, каждый чертеж и каждая консультация в КБ стоят денег, и немалых. Никогда не известно заранее, сколько запросят. Этот путь прошла авиакомпания "Волга-Днепр" со своими "Русланами" (АН-124). Ситуация разрешилась благодаря российско-украинским переговорам на высшем уровне. В целом правовые отношения между двумя авиационными державами остаются неурегулированными, а потому повторение конфликтной ситуации - вопрос времени.
Вчера замглавнокомандующего ВВС РФ Юрий Клишин сообщил, что уже в 2000 году потребуется заменить стоящие на вооружении Ил-18, МиГ-25 и АН-12 на более современные. Но денег нет, придется ограничиться капремонтом и посильной модернизацией имеющихся. По оценкам маршала Шапошникова, сейчас у российских ВВС около сотни самолетов разработки КБ им. Антонова. Так что следующими пострадавшими от авиационной дружбы вполне могут стать военные.