← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Расклевали "Авиастар"


14 октября 1999 г. "Советская Россия"


Открытое письмо рабочего губернатору

Главе администрации Ульяновской области губернатору Ю. Ф. Горячеву

Уважаемый Юрий Фролович!

Еженедельно вы проводите по радио и телевидению селекторные совещания, то есть ищите открытую трибуну. Я тоже решил воспользоваться вашим методом — написать вам открытое письмо.

Наступила осень пора, как говорится, считать цыплят. Только на нашем "Авиастаре" считать пока практически нечего — если в начале года было запланировано построить 11 самолетов, к середине лета в средствах массовой информации области говорилось о заключении контракта и выпуске до конца года шести самолетов, то сейчас известно уже — сделан один. И то, говорят, хорошо. А вообще то слово "сделали" здесь не подходит. Скорее доделали самолет, собранный на 90 процентов пять лет назад. Весной этого года вы заявили на селекторном совещании, что будете дважды в месяц бывать на "Авиастаре". По письму наших ветеранов создали областную комиссию, которая должна была исследовать ситуацию. Но вы не выполняете обещание. Поэтому я, проработавший на авиакомплексе 20 лет, предлагаю свой вариант исследования его работы.

По словам посетившего наш комплекс в конце 80-х годов члена Политбюро Зайкова, на его строительство было затрачено около 10 миллиардов рублей. Если учесть, что в то время рубль не так разительно отличался от доллара, то стоимость нашего комплекса намного превышает ту сумму, которую уже второй год Россия просит у МВФ. Наш комплекс уникальный, но эта российская "жемчужина", по мнению многих, попала в руки, мягко говоря, некомпетентных людей.Некомпетентность председателя совета директоров Полякова А П , генерального директора Коротнева Г И , директора по производству Подгребельного Н. С. выявила комиссия, в течение месяца работавшая по вашему распоряжению (№ 340р от 290399 г). Разумеется, в официальном заключении комиссии об этом прямо не сказано Однако, проработав всего месяц, в основном по материалам дирекции, в комиссии поняли, что люди, пришедшие три года назад (и, похоже, не без вашего влияния), привели "Авиастар" к краху. Тогда становится понятно, почему, пообещав ежемесячно приезжать и помогать "Авиастару", вы свое обещание не выполняете. Более того создав фирму "Туполева", отдаете с легкой душой под юридическую опеку Москвы предприятие, совсем еще недавно приносившее области около 20 процентов всего дохода.

Так, в справке о работе "Авиастара", за последние три года поданной администрацией комплекса, сказано, что "Авиастар" продал три самолета за рубеж и один самолет — в Россию, в 1997 году сделал три, а в 1998 году — два планера.

Поясню сначала, в чем заключается основная работа комплекса, которая как бы разбита на три этапа.

1 этап — изготовление мелких деталей и узлов в цехах основного производства, 2 этап — сборка из них летательного аппарата в цехах агрегатной сборки, 3 этап — установка на летательный аппарат покупных изделий (ПКИ), обработка их и передача на летную испытательную станцию— цеха ПОС. Так, на первом этапе из многих тысяч номенклатурных изделий основным производством сделаны единицы, да и то в основном по недоработкам Цехами АСП за последние три года не собрано ни единого летательного аппарата. А это, извините, уже приписки, за которые в недавние времена отдавали под суд. Из тех машин, что проданы, в 1994 году начата комплектация 23-й машины (то есть, были закуплены ПКИ), комплектация 27-й машины начата в 1994 году, и 28 и машины — в 1997 году. В основном же, все эти машины были доукомплектованы ПКИ, снятыми с изготовленных ранее машин, 18-я машина была собрана и даже облетана в 1995 году, 19-я машина также была собрана, но не облетана, и 21-я машина была в основном на 90 процентов укомплектована в 1995 году. 18-я машина в 1998 году была повторно укомплектована в основном ПКИ, снятых с пришедших на ремонт 10-й, 12-й и 13-й машин и продана. Сейчас с этих ремонтных машин комплектуются разграбленные ранее 19-я и 21-я машины, которые готовятся к продаже.

У меня возник вопрос (хотелось, чтобы переубедили меня), если самолеты были изготовлены много лет назад и укомплектованы в основном из закупленных много лет назад ПКИ, а проданы только сейчас, то где деньги на покупку новых ПКИ, на зарплату, на энергию и другие расходы. Недавно нам выплатили зарплату за 9 месяцев — это радостное событие комментировали все средства массовой информации области Но ведь выплатили не из заработанных денег, а просто продали принадлежащие коллективу акции, продали за восемь миллионов долларов (200 миллионов рублей), на зарплату ушло около 70 млн. — где остальные. За проданный в рассрочку "Руслан" получили 120 млн. рублей, и опять денег мы не видим. Уже проданы или заложены многие самолеты, корпуса, и в то же время сидим без энергии — отключают за неуплату.

Комиссия рассматривала вопрос о текучести кадров. Генеральный директор Коротнев заявил, что снижение численности работников до 10,5 тысячи человек и менее приведет к нарушению технологического цикла изготовления самолета. То есть, к фактической ликвидации АО "Авиастар". Сейчас, по данным центральной табельной, ежедневно на работу выходят 5-6 тысяч человек, из них около 2 тысяч — работники, непосредственно создающие материальные ценности. Чем же они загружены? Провозглашенный руководством лозунг "Все цеха обязаны изготавливать сторонние заказы" свелся к одному цеху дается определенный план на сторонние заказы. Как цех будет с ними справляться — это его проблемы. Я не буду распространяться о том, что комплекс построен для выпуска самолетов, а не кастрюль.

На самом деле Подгребельный Н. С. этого вопроса вообще не касается, его хобби — ходить по рабочим местам, марафет наводить, переворачивая у рабочих ящики. Другое любимое занятие — инвентаризация. Хотя на комплексе, как на головном, так и в каждом производстве, стоит мощная вычислительная техника, и любая изготавливаемая деталь, гайка, заклепка, заносится в память машины, которая следит за их прохождением. Начиная с августа, до конца года сотни сотрудников комплекса считают, пересчитывают, заполняют цифрами горы бумаг, а в результате все у всех сойдется, все будет правильно. Многие даже и не знают, что и как считать, потому что инструкции противоречивы. Для примера есть инструкции учета ПКИ с драгоценными металлами, учет ведется во всех цехах, а как списать их—не уточнено, приходится показывать как незавершенное производство. Парадокс самолеты уже летают за границей, один "Руслан" разбился, а десятки килограммов золота, сотни килограммов серебра все еще числятся за кладовщиками в незавершенном производстве.Одним из рассматривавшихся на комиссии вопросов был вопрос о наличии дополнительных доходов у руководства АО "Авиастар". Заключение комиссии лаконично руководство может совмещать должности на комплексе с должностями в дочерних предприятиях по решению совета директоров. А что за этим кроется — большой-большой секрет. Говорят, генеральный директор подал в налоговую инспекцию декларацию о доходах в миллион рублей, зато у кладовщицы, на которой "висят" десятки килограммов золота и серебра, оклад составляет 180 рублей в месяц. Так что при всех наших бедах избранным можно пользоваться роскошью Господин Коротнев приобрел специальную "Волгу" с вмонтированным цветным телевизором, холодильником и спутниковой антенной за 630 тысяч рублей, сотовый телефон за 31 тысячу рублей А средняя зарплата работников завода — 420 рублей в месяц.

Как и вы, комиссия, затрагивала вопрос об акциях Вроде и считаемся мы акционерами, но реальным хозяином является господин Поляков А.П., хотя и старается быть в тени. Это он мог бы, если бы захотел, сделать так, чтобы третья часть акций АО "Авиастар" не уплыла за рубеж. Мы, ветераны, давно говорили и говорим, что если нельзя уж национализировать комплекс, то нужно хота бы передать контрольный пакет акций государству. Поляков постоянно сетует, что-де государство не хочет нас брать, а документально это никак подтверждает. Да это и немудрено, ведь если он отдаст контрольный пакет, то уже не будет хозяином комплекса. Поэтому он и не хочет передавать акции государству в лице Авиационно-космического агентства, а ищет другие лазейки. И не потому ли он так упорно соэдает интегрированную компанию "Туполев" под эгидой Министерства экономики России, ведущую роль в которой играет чубайсо-уринсоновская команда?

Можно еще долго перечислять, что есть на самом деле и что показывает дирекция. Например, в мае в газете "Мир новостей" дирекция в лице заместителя директора В. Шестакевича заявила "Наш ответ Боингу": "После непростых, но деловых переговоров... с компанией "Трансевропейские линии" на "Авиастар" поступил индивидуальный заказ на несколько десятков миллионов долларов, который буквально оживил предприятие. Да что там предприятие — весь город? Еще год назад у ворот бывшего авиагиганта стояли 10—15 тысяч рабочих и специалистов", — видимо, это кивок в сторону бывшего генерального директора Михайлова В. В., - "Обратившись к услугам российских авиастроителей, компания создала сразу 10 тысяч рабочих мест, то есть это заслуга нынешнего руководства".

В действительности же дело обстоит с точностью до наоборот. Михайлов приглашал уволившихся ранее работников, сохраняя им стаж. Нынешние руководители по несколько раз в год выпускают приказы о сокращений штатов Михайлов ввел стажевую надбавку — нынешнее руководство отменило. Михайлов строил корпуса (например, 30-й корпус), нынешнее руководство продает их или закладывает. Да, у Михайлова были тактические промахи, но стратегию он держал правильную — это сейчас осознают практически все работники "Авиастара". Поэтому обращаюсь к вам, Юрий Фролович, исправьте ошибку — верните В. В. Михайлова (если он, конечно, согласится).

Александр Никитович Дойников, рабочий,

О себе. Переводом с Уфимского ЧМПО приехал на УАПК в 1979 году сборщиком-клепальщиком 5-го разряда. С 1994 года, после окончания вечернего техникума, — начальник бюро цеха окончательной сборки. За всю 37-летнюю трудовую деятельность не только ни разу не нарушил трудового распорядка или не справился с работой, но и ни разу не опоздал на работу. В трудовой книжке не хватило стандартного листа для записи поощрений — пришлось вклеивать вкладышь. По характеру мягкий, врагов или недоброжелателей не имею.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/10/14/174/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.