← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Барахолка на военном аэродроме


14 октября 1999 г. Александр Николаев, "Российская Газета"


"Воздушная армия" военно-транспортной авиации медленно, но верно наступает на "территорию", традиционно принадлежавшую гражданскому воздушному флоту России. Что же мы получим в итоге?

За состояние дел отечественной гражданской авиации отвечает федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ РФ). Эта настоящая "небесная канцелярия", которая призвана управлять полетами, устанавливать единые правила на рынке авиаперевозок, контролировать их выполнение, создавать условия, влияющие на развитие рынка авиаперевозок с учетом прежде всего государственных интересов и обеспечения гарантированной безопасности полетов. Естественно, ФСВТ должна беспокоиться о повышении доходности авиакомпаний, то есть думать о повышении доходной части госбюджета.Однако не секрет, что именно доходность воздушных перевозок падает. После распада Союза в России отмечено четырехкратное падение объема авиаперевозок, хотя основные авиаперевозчики все равно остались прописаны в Российской Федерации. О недопустимом снижении уровня сервиса и говорить не приходится. По итогам прошлого года из огромного числа отечественных авиакомпаний (их сейчас более трехсот) прибыльными оказались чуть больше десятка.

Причин серьезного кризиса в отечественной авиации много. И к величайшему сожалению, кризис этот усугубляется своеобразной политикой ФСВТ, которая теряет контроль за рынком воздушных перевозок, допустив на него военную авиацию. Новый руководитель уважаемого ведомства генерал-полковник Владимир Андреев добился того, что ВТА теперь официально разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Оставим в стороне вопрос этический.

Рассмотрим некоторые чисто практические аспекты ускоренной коммерциализации ВТА.

Военные летчики, выполняющие специальные задачи, подчиняются только своим сугубо специализированным нормам и правилам, которые принципиально отличаются от требований, принятых в гражданской авиации. К тому же военные аэродромы - это строго охраняемые объекты оборонного значения, на которые гражданским инспекторам зачастую путь заказан. Да и сложившаяся исторически лихость асов в погонах накладывает свой отпечаток, увы, зачастую трагический.

Службы гражданских аэропортов скоро будут ставить свечки в церквах за благополучный взлет-посадку бортов, приписанных к ВТА. Почти все они летают с недопустимым перегрузом и многочисленными нарушениями техники безопасности воздушных перевозок. Всем памятна страшная трагедия в Иркутске, когда в жилом массиве упал военный "Руслан".

Не отстают от военных и испытатели. Так, например, Ил-76, принадлежащий авиакомпании Воронежского акционерного самолетостроительного общества, приземлился по метеоусловиям в Домодедове. Посадка была тяжелой, что неудивительно, так как при осмотре обнаружился перегруз в полтора раза.

Можно привести немало случаев, когда транспортные самолеты, перегруженные коммерческими грузами, падали, так и не набрав высоты. А происходит это потому, что базируется военная и специальная авиация, как говорилось, на "закрытых" аэродромах типа Чкаловский под Москвой или вообще в испытательном аэродроме Раменское ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Кстати, последний совсем недавно, 29 сентября, получил права на обслуживание международных грузовых перевозок. И это при том, что мощности действительно международных аэропортов Внуково, Домодедово, Шереметьево в лучшем случае загружены наполовину.

Недавно компетентные органы, проводя операцию по борьбе с возможным терроризмом, осмотрели аэродром Астафьево, принадлежащий военно-морской авиации. Выяснилось, что там без всяких регистрационных документов работает большое количество граждан из ближнего зарубежья, занятых погрузкой-разгрузкой коммерческого ширпотреба, перевозимого летчиками морской авиации.

Интересно, что, по оценке экспертов, оборот коммерческого капитала лишь в одном "процветающем" летном отряде ВТА достигает пятисот тысяч долларов в месяц. А летчики и техники, что удивительно, дач на Канарах до сих пор не имеют и рублевую зарплату получают с задержками.

Пользуясь фактической бесконтрольностью, ВТА сбивает цены и привлекает к себе коммерсантов и "челноков". И в то же время безопасности не гарантирует никто.

Если дела пойдут и дальше таким образом, то, по мнению экспертов, к 2010 году российская гражданская авиация прекратит свое существование, сократив полеты по отношению к 1990 году в 12 раз. Произойдет разрушение всей наземной инфраструктуры и транспорта, износ которых уже достиг критической точки.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/10/14/175/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.