Состоялась презентация нового легкого вертолета "Ансат", разработанного и собранного на Казанском вертолетном заводе (КВЗ). В проект вложены 100 млн. рублей, причем разработку финансировали завод (из собственной прибыли) и правительство Татарстана.
В переводе с татарского "ансат" означает "простой". Машина имеет довольно элементарную конструкцию винта, что значительно облегчает его сборку. Кроме того, он прост в управлении - вместо привычных педалей и штурвала в кабине пилота установлен пульт, напоминающий джойстик на электронных играх. Максимальная взлетная масса вертолета - 3300 кг, кроме пилота, "Ансат" способен взять на борт 8 пассажиров, может развить максимальную скорость горизонтального полета - 280 км в час, подняться на 3000 метров и пролететь без дополнительной заправки 600 км.
Пока "Ансат" оснащен двумя двигателями РК-206С совместного российско-канадского предприятия Pratt & Whitney/Климов мощностью 630 лошадиных сил. Не исключено, что в будущем на вертолете "Ансат" будут устанавливаться двигатели ТВО-100, разработанные в Омском КБ, а также АЛ-34, предлагаемые КБ имени Люльки (если они дойдут до стадии серийного производства). Практически все электронное оборудование и приборы вертолета - отечественного производства, за исключением системы индикации параметров работы двигателя, выпускаемой фирмой "Маркони". Но на базовую модель будут установлены аналогичные приборы, разработанные уже ульяновскими конструкторами. Таким образом, КВЗ намерен загрузить заказами и российские заводы.
Легкий, многоцелевой двухдвигательный "Ансат" уникален для России. Но в мире у него есть конкуренты - франко-немецкий "Еврокоптер" и американский "Макдоналл Дуглас". "Ансат" по сравнению с ними выигрывает в цене. Его предполагаемая стоимость - 1,5-2 млн. долларов, в два-три раза меньше, чем у зарубежных аналогов. По мнению заместителя главного конструктора КВЗ Эдуарда Чекина, новый вертолет имеет практически неограниченную сферу применения - к "Ансату" проявили интерес пограничники, спасатели, газовики, нефтяники, геологи, медики. Предполагается, что в ближайшие годы рынок может поглотить до двух тысяч машин.
По оценкам специалистов, конкуренцию "Ансату" могут составить такие отечественные вертолеты, как однодвигательный Ми-34 производства КМАПО и Ка-226 фирмы "Камов". Последняя, модернизировав хорошо известную модель советского легкого вертолета КА-26, уже заключила контракт с МЧС. Казанский завод только собирается приступить к сертификационным испытаниям, а серийный выпуск вертолетов "Ансат" планируется начать в 2001 году.