← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Рынок сдал. Рынок принял


18 октября 1999 г. Анатолий Саутин, "Эксперт"


На днях грузовой Ил-76, принадлежащий Воронежскому авиастроительному объединению был задержан в аэропорту "Домодедово" по причине, повергшей в шок даже бывалых таможенников. Документы на груз, предоставленные пилотами, были заполнены карандашом, а вес груза и вовсе не указывался.

В июле этого года глава Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ), бывший генерал ВВС России Владимир Андреев, подписал правительственное постановление № 862 "Об использовании государственной экспериментальной авиации в коммерческих целях". Этот документ по сути легализовал коммерческую деятельность дюжины авиакомпаний, принадлежащих оборонным ведомствам. С момента выхода постановления не прошло и двух месяцев, как доля рынка авиакомпании, находящихся в управлении военачальников, выросла вдвое. Так, по данным Ассоциации гражданских авиакомпаний (АТАК), лидер новичков 224-й летный отряд еще в июне занимал 13-е место в рейтинге отечественных авиаперевозчиков по количеству совершенных рейсов (2,8% рынка). В августе он поднялся уже на 4-е место и взял под контроль более 6% потока гражданских грузов. По подсчетам экспертов АТАК, на популярном китайском направлении военные экипажи в августе совершили более 80 рейсов - против 12 в июле.

Основная причина, по которой негражданским авиакомпаниям за столь короткий период удалось превратиться из аутсайдеров в заметных игроков на рынке, - предельно низкие тарифы, которые они предлагают. Рыночная стоимость летного часа на грузовом Ил-76 составляет от 1100 до 1500 долларов. Военные открыто демпингуют, запрашивая с владельца груза 300, максимум 700 долларов, что ниже себестоимости. Объясняется это тем, что затраты негражданских операторов в ряде случаев близки к нулю. Самолеты летают на казенном керосине, с них не берут плату за пролеты, так как они используют военные воздушные коридоры, обслуживание самолета производится на бюджетные средства. На безвозмездной основе построена работа наземной инфраструктуры.Экспансия военной и экспериментальной авиации в секторе грузовых перевозок не сбавила темпы и в сентябре, когда сразу пять военно-транспортных самолетов чудом избежали воздушной катастрофы. Тогда казалось, что ФСВТ начнет отбирать лицензии у проштрафившихся авиакомпаний. Однако ведомство Владимира Андреева ограничилось туманными заявлениями об ужесточении требований по безопасности грузовых авиаперевозок. Судя по всему, рост числа авиапроисшествий там воспринимают как издержки конверсии.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/10/18/180/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.