← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Коммерческие бои на взлетной полосе


2 октября 1999 г. Сергей Птичкин, "Российская Газета"


Наше государство останется великой авиационно-космической державой, если Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М. М. Громова обретет истинно государственный статус.

Научных центров, сравнимых с ЛИИ, в мире всего три. Олицетворяют они, прежде всего уровень развития аэрокосмической промышленности и науки той или иной державы. Далеко не каждая страна, проектирующая и строящая свои самолеты, способна создать свой собственный эффективно работающий летно-исследовательский центр. В нашей стране с этой очень непростой задачей смогли справиться еще пятьдесят девять лет назад.

Образован ЛИИ был всего за три с половиной месяца до начала Великой Отечественной. Становление его пришлось на годы "холодной войны", когда Советскому Союзу противостояла вся западная цивилизация.

В семидесятые и восьмидесятые годы именно здесь были осуществлены прорывные испытательные работы, связанные в том числе с нашим космическим челноком "Буран". Ученым ЛИИ удалось оптимизировать процесс летных испытаний и исследований, что очень важно именно в условиях рыночных отношений.

К сожалению, соблазны рынка не обошли стороной даже этот солидный центр отечественной науки. Увы, сама ситуация в стране способствовала превращению закрытой территории института в какую-то криминально-коммерческую зону. В этой зоне прокручивались и исчезали огромные деньги. А сам институт и вся его научная база ветшали и рушились именно из-за недостатка финансовых средств.

Итог наступил закономерный. ЛИИ оказался на грани банкротства. Долг кредиторам превышал двести миллионов рублей. Перспектива развития банкротства была ясна и плачевна: внешнее управление, распродажа имущества и... Hе многоточие, а жирная точка была бы поставлена на российской авиационной промышленности, а возможно, и на всем авиастроении стран Содружества. Дело в том, что только ЛИИ проводит весь комплекс летных испытаний любого летательного аппарата, после чего и принимается решение о способности этого аппарата безопасно держаться в воздухе и уверенно перемещаться в пространстве голубого океана. Только ЛИИ сопровождает крылатую или винтокрылую машину от момента ее зарождения до полного списания и отправки в утиль.

Центр, без которого ни один самолет или вертолет не может получить путевки в небо, спасло, наверное, чудо. За две недели до суда по банкротству на пост руководителя ЛИИ им М. М. Громова назначили Бакаева В. М. Нового начальника, кстати, сразу предупредили, что решение суда о введении внешнего управления почти запрограммировано, поэтому есть риск, что руководить ему придется недолго, лучше сразу согласиться на должность внешнего управляющего.

Однако Вячеслав Бакаев, по его собственным словам, не имел никакого желания принимать участие в распродаже имущества института, которому отдал тридцать лучших лет своей жизни. Он сумел провести очень непростые переговоры с кредиторами и убедил-таки их заключить мировое соглашение, дав честное слово, что долги будут возвращены без банкротства, без распродажи имущества. Ему поверили.

К сегодняшнему дню погашена почти половина задолженностей. Идет активный поиск новых инвестиций, возобновляются перспективные направления работ. Пусть не стремительно, но возрождение ЛИИ идет.

Одной из главных задач новое руководство института видит в том, чтобы как можно скорее вернуть ЛИИ в правовое поле и добиться того, чтобы государственное унитарное по названию предприятие стало действительно государственным с большой буквы. А проблем здесь множество.

На закрытой территории института еще со времен Союза находятся обособленные летнодоводочные базы ведущих авиационных центров - "ильюшинцы", "туполевцы", "суховцы"... Многие из этих фирм в свое время были акционированы и стали развиваться по законам, отличным от тех, что писаны для государственных предприятий. В частности, они первыми стали активно зарабатывать деньги предоставлением коммерческих услуг. В аренду под склады сдавались и сдаются пустующие ангары, активно эксплуатируются собственные самолеты для коммерческих рейсов, благо уникальный аэродром позволяет принимать и отправлять любые типы летательных аппаратов. На территории ЛИИ была создана своя таможня, свой пограничный пункт. Однако хозяин аэродрома - Летно-исследовательский институт, обеспечивающий бесперебойное его функционирование, и тем самым, возможность получения коммерческих доходов базирующимися организациями, не получает от них адекватной помощи в поддержании аэродрома.

Дело приняло трагикомический оборот. МВД высказало мнение, что не имеет смысла держать в Жуковском полк охраны ЛИИ, так как оберегать безопасность и покой акционеров за государственный счет действительно смешно. Между тем сам-то ЛИИ как был, так и остался объектом стратегического значения, напичканным государственными, военными и промышленными секретами. Проблема с охраной института, не будем скрывать, есть. Но ведь подход к ее решению сравним с тем, как если бы в случае возникновения головной боли в качестве лечения предлагали гильотину...

Кто-то пытается в связи со всем перечисленным нарисовать совершенно безвыходную ситуацию. А на самом деле все не очень-то и сложно, даже по-хорошему привлекательно. Сама по себе побочная коммерческая деятельность авиапредприятий по существующему законодательству грехом не является. Порочно то, что деятельность эта приносит прибыль лишь отдельным физическим лицам, а не делу, то есть отечественному авиастроению.На базе ЛИИ им. М.М. Громова можно поставить эксперимент, цель которого выяснить: способен ли рынок в России в принципе быть управляемым и способна ли частная коммерческая деятельность поддерживать развитие государственной индустрии. Требуется для этого совсем немного. Значительная часть интегрального дохода от эксплуатации базы ЛИИ должна направляться на его содержание. Своя доля должна оставаться у тех самых "семи сестер", базирующихся в ЛИИ. Свое дополнительное финансирование обязан получать полк охраны. Возможно, надо на вполне официальных основаниях поддержать пограничников и таможенников. А главное - начать нормальное финансирование инфраструктуры ЛИИ им. М.М. Громова, без которой очень скоро и вся коммерция здесь прекратится, не говоря о потере национального достояния в лице самого института.

Абсолютно закрытая и хорошо управляемая территория института в Жуковском позволяет провести действительно государственный рыночный эксперимент в чистом виде.

Вполне возможно, что по ЛИИ им. М. М. Громова надо принять специальное правительственное решение Дело того стоит, тем более что новое руководство своими реальными делами доказало, что на первом месте для него стоит именно государственный интерес. Думается, имеет смысл провести амнистию многих прежних грехов сколоченного на скорую руку коммерческого конгломерата, начать эксперимент, как говорится, с чистого листа. Впрочем, о бюджетном финансировании государственного предприятия тоже забывать не стоит.

Если совместными усилиями государства и частного капитала будет сохранен единственный в своем роде научно-исследовательский центр, являющийся национальным достоянием России, то в выигрыше окажутся не только ученые авиаторы из Жуковского Выиграет в перспективе вся отечественная наука, выиграем все мы.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/10/2/169/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.