Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МАПО уходит на гражданку


20 октября 1999 г. Леонид Заварский, "Коммерсант"


Руководство военно-промышленного комплекса (ВПК) МАПО добилось постановления об организации на предприятии производства пассажирских самолетов Ту-334. Параллельно руководители МАПО фактически заморозили программу модернизации истребителей "МиГ", хотя в результате ее реализации Россия могла бы получить от зарубежных заказчиков свыше $1,5 млрд. Похоже, переход военных производителей на "гражданку" дорого обойдется государству.

5 октября премьер Владимир Путин подписал правительственное постановление о передаче производства 102-местного Ту-334 на Луховицкий авиазавод, входящий в ВПК МАПО (разработчик и производитель истребителей "МиГ"). Против этого решения выступило АО "Авиастар", выпускающее Ту-204 (у Ту-334 с этим самолетом много аналогичных конструктивных элементов) и претендовавшее на выпуск нового гражданского самолета. Руководство "Авиастара" попыталось оспорить в правительстве решение о выпуске Ту-334 на ВПК МАПО, мотивируя свою позицию нерентабельностью выпуска этого самолета на непрофильном производстве, а также соответствующими экспертными оценками ГОСНИИАС, ЦАГИ и ВИАМ (см. справку).

А российские военные обвинили ВПК МАПО в том, что он фактически заморозил работы по модернизации истребителей "МиГ", имеющих неплохой экспортный потенциал. Модернизированные МиГ-29СМТ готова закупать Ливия, а также страны, имеющие на вооружении старые МиГ-29. Сейчас в ВВС 40 зарубежных стран находится несколько тысяч истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29 и МиГ-31. По некоторым оценкам, только на модернизации МиГ-29 Россия может заработать более $1,5 млрд. Однако на московской выставке МАКС-99 глава ВПК МАПО Николай Никитин заявил, что МАПО должно занять свою нишу в гражданской авиации.

Это заявление вызвало особое недовольство. 26 августа начальник Генштаба Анатолий Квашнин обратился с письмом к курирующему авиастроение зампредседателя правительства РФ Илье Клебанову (который поддерживал Николая Никитина в его планах выпускать Ту-334 на ВПК МАПО). В послании, в частности, говорится: "В 1996-1998 годах Министерством обороны были развернуты и осуществлены мероприятия по разработке концепции и практической реализации истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ. Проводимые работы позволяют придать новый облик боевому составу авиации вооруженных сил. Однако новое руководство ВПК МАПО практически устранилось от работ по модернизации самолетов".

По нашим сведениям, история с производством Ту-334 на ВПК МАПО попала в поле зрения президентской администрации и Совета безопасности. Пока реакция этих структур неизвестна. Сейчас все зависит от того, насколько сильны позиции лоббистов МАПО и "Авиастара" в правительстве.

Для налаживания выпуска Ту-334 на ВПК МАПО фактически надо разворачивать новое производство, сертифицировать его, создавать сложную инфраструктуру послепродажного обслуживания и т. д. Минимальные расходы только на освоение серийного производства Ту-334 тянут на $1 млрд. Во всяком случае, такую цифру назвал на МАКС-99 Никитин, сообщивший также, что его предприятие выделит на это $70 млн. Общие же расходы по проекту перевода ВПК МАПО на выпуск Ту-334 обойдутся в несколько миллиардов долларов. Очевидно, что выпуск пассажирской машины на предприятии, никогда не выпускавшем гражданскую авиатехнику, сделает цену готовой продукции необоримой для потенциальных заказчиков.

Неподъемным этот проект может оказаться и для бюджета. Огромные средства на освоение Ту-334 ВПК МАПО, судя по всему, надеется получить из бюджетных средств. Эти надежды наивны, так как государство вряд ли выделит средства под столь сомнительный и дорогостоящий проект. Впрочем, по мнению наблюдателей, для Никитина сейчас главное - удержаться на своем посту. Он возглавил ВПК МАПО благодаря протежированию Юрия Маслюкова и сейчас, по слухам, ожидает отставки. А новый проект, поддержанный Клебановым и Путиным, смог бы укрепить позиции руководителя МАПО.

Из заключения ЦАГИ и ГП ВИАМ по вопросу определения головного сборочного предприятия по постройке самолета Ту-334 в России

"На ОАО "Авиастар" в течение последних 10 лет освоено серийное производство самолета Ту-204 и его модификаций. Самолет Ту-334 имеет большую степень преемственности по сравнению с Ту-204 (кабина, регулярная часть фюзеляжа, бортовое пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, основные конструктивные, компоновочные и технологические решения, требующие в производстве единых технологических процессов). Такое сходство конструкции позволяет снизить расходы на подготовку производства и освоение серийного выпуска самолета на 30-35%. АНТК им. Туполева (разработчик Ту-334.- „Ъ") и ОАО "Авиастар" имеют многолетний опыт по организации и проведению сертификационных испытаний самолета Ту-204 и его модификаций. Основа проведения сертификации и испытаний самолета Ту-334 на 89% аналогична. "Авиастар" имеет сертифицированное производство воздушных судов класса Ту-204, и производство Ту-334 не требует дополнительных финансовых вложений".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer