← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

МАПО уходит на гражданку


20 октября 1999 г. Леонид Заварский, "Коммерсант"


Руководство военно-промышленного комплекса (ВПК) МАПО добилось постановления об организации на предприятии производства пассажирских самолетов Ту-334. Параллельно руководители МАПО фактически заморозили программу модернизации истребителей "МиГ", хотя в результате ее реализации Россия могла бы получить от зарубежных заказчиков свыше $1,5 млрд. Похоже, переход военных производителей на "гражданку" дорого обойдется государству.

5 октября премьер Владимир Путин подписал правительственное постановление о передаче производства 102-местного Ту-334 на Луховицкий авиазавод, входящий в ВПК МАПО (разработчик и производитель истребителей "МиГ"). Против этого решения выступило АО "Авиастар", выпускающее Ту-204 (у Ту-334 с этим самолетом много аналогичных конструктивных элементов) и претендовавшее на выпуск нового гражданского самолета. Руководство "Авиастара" попыталось оспорить в правительстве решение о выпуске Ту-334 на ВПК МАПО, мотивируя свою позицию нерентабельностью выпуска этого самолета на непрофильном производстве, а также соответствующими экспертными оценками ГОСНИИАС, ЦАГИ и ВИАМ (см. справку).

А российские военные обвинили ВПК МАПО в том, что он фактически заморозил работы по модернизации истребителей "МиГ", имеющих неплохой экспортный потенциал. Модернизированные МиГ-29СМТ готова закупать Ливия, а также страны, имеющие на вооружении старые МиГ-29. Сейчас в ВВС 40 зарубежных стран находится несколько тысяч истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29 и МиГ-31. По некоторым оценкам, только на модернизации МиГ-29 Россия может заработать более $1,5 млрд. Однако на московской выставке МАКС-99 глава ВПК МАПО Николай Никитин заявил, что МАПО должно занять свою нишу в гражданской авиации.

Это заявление вызвало особое недовольство. 26 августа начальник Генштаба Анатолий Квашнин обратился с письмом к курирующему авиастроение зампредседателя правительства РФ Илье Клебанову (который поддерживал Николая Никитина в его планах выпускать Ту-334 на ВПК МАПО). В послании, в частности, говорится: "В 1996-1998 годах Министерством обороны были развернуты и осуществлены мероприятия по разработке концепции и практической реализации истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ. Проводимые работы позволяют придать новый облик боевому составу авиации вооруженных сил. Однако новое руководство ВПК МАПО практически устранилось от работ по модернизации самолетов".

По нашим сведениям, история с производством Ту-334 на ВПК МАПО попала в поле зрения президентской администрации и Совета безопасности. Пока реакция этих структур неизвестна. Сейчас все зависит от того, насколько сильны позиции лоббистов МАПО и "Авиастара" в правительстве.

Для налаживания выпуска Ту-334 на ВПК МАПО фактически надо разворачивать новое производство, сертифицировать его, создавать сложную инфраструктуру послепродажного обслуживания и т. д. Минимальные расходы только на освоение серийного производства Ту-334 тянут на $1 млрд. Во всяком случае, такую цифру назвал на МАКС-99 Никитин, сообщивший также, что его предприятие выделит на это $70 млн. Общие же расходы по проекту перевода ВПК МАПО на выпуск Ту-334 обойдутся в несколько миллиардов долларов. Очевидно, что выпуск пассажирской машины на предприятии, никогда не выпускавшем гражданскую авиатехнику, сделает цену готовой продукции необоримой для потенциальных заказчиков.

Неподъемным этот проект может оказаться и для бюджета. Огромные средства на освоение Ту-334 ВПК МАПО, судя по всему, надеется получить из бюджетных средств. Эти надежды наивны, так как государство вряд ли выделит средства под столь сомнительный и дорогостоящий проект. Впрочем, по мнению наблюдателей, для Никитина сейчас главное - удержаться на своем посту. Он возглавил ВПК МАПО благодаря протежированию Юрия Маслюкова и сейчас, по слухам, ожидает отставки. А новый проект, поддержанный Клебановым и Путиным, смог бы укрепить позиции руководителя МАПО.

Из заключения ЦАГИ и ГП ВИАМ по вопросу определения головного сборочного предприятия по постройке самолета Ту-334 в России

"На ОАО "Авиастар" в течение последних 10 лет освоено серийное производство самолета Ту-204 и его модификаций. Самолет Ту-334 имеет большую степень преемственности по сравнению с Ту-204 (кабина, регулярная часть фюзеляжа, бортовое пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, основные конструктивные, компоновочные и технологические решения, требующие в производстве единых технологических процессов). Такое сходство конструкции позволяет снизить расходы на подготовку производства и освоение серийного выпуска самолета на 30-35%. АНТК им. Туполева (разработчик Ту-334.- „Ъ") и ОАО "Авиастар" имеют многолетний опыт по организации и проведению сертификационных испытаний самолета Ту-204 и его модификаций. Основа проведения сертификации и испытаний самолета Ту-334 на 89% аналогична. "Авиастар" имеет сертифицированное производство воздушных судов класса Ту-204, и производство Ту-334 не требует дополнительных финансовых вложений".




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/10/20/181/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.