← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Гибель "Финиста"


22 февраля 1999 г. Валерий Миролевич, "Новые Известия"


Катастрофа, происшедшая в конце минувшей недели под Орлом с легкомоторным самолетом "Финист", как бы растворилась в чудовищной самарской трагедии. Сообщения о ней промелькнули коротко, без комментариев. Погибли два пилота воронежской фирмы "Трансавиа" и два инженера Воронежского механического завода. Но более малая по масштабам беда не перестает быть бедой. К тому же последствия этой авиакатастрофы для страны могут не ограничиться четырьмя человеческими жизнями и гибелью машины.

Старший штурман Сергей Касьянов, пилотинструктор Владимир Лапин, руководитель проекта "Малая авиация Черноземья" Юрий Юровский и его зам Александр Мосиец вылетели из Смоленска. Они перегоняли в Воронеж своим ходом экспериментальный самолет СМ-92, окрещенный "Финистом". Малая авиация в России считай что умерла, возродить ее предстояло "Финисту". Аэродромом для него должен стать Воронеж.

В последние годы предпринималось немало попыток создать замену устаревшему труженику Ан-2. Шесть лет назад частная агротехническая фирма "Ромашка" по своей инициативе вложила около ста миллионов долларов в создание нового сельскохозяйственного самолета. В свободное от основной работы время проектом занимались конструкторы бюро имени А.Н.Туполева. Довести его до готовой машины фирма не смогла, не потянула.

Наконец, КБ московской фирмы "Техноавиа", Воронежскому механическому и смоленским авиастроителям удалось довести дело до собранной в заводских цехах машины. Первый "Финист" уже прошел необходимые испытания. По заключению специалистов он единственный, пригодный для применения в российских условиях. Первый самолет вот уже несколько месяцев в Воронеже. У него "маркетинговая" задача: демонстрировать потенциальным покупателям свою незаменимость и выгодность. Для того чтобы наладить серийный выпуск, объединению промышленников (Смоленск - комплектующие, ВМЗ - моторы. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)- сборка) нужны вложения. Под конкретные показательные машины "дрогнут" карманы многих, кому они нужны.

Второй "Финист" перегоняли в Воронеж в поддержку первому. Он потерялся, перестал отвечать на вызовы орловских диспетчеров, не долетев километров сто до города. Спасатели МЧС, прибывшие на место аварии, обнаружили лишь обломки, погибших пилотов и двух главных опекунов проекта, которым помощь уже была не нужна. Что произошло?

- Было резкое ухудшение метеоусловий на участке полета, - сказал мне главный инженер ВАСО Михаил Шушпанов. - Самолет попал в циклон: туман, изморозь, видимость - ноль. Вероятно, произошло обледенение. Малый самолет - не лайнер, напичканный электроникой...

Госкомиссия, расследующая причины авиакатастрофы, еще работает, ее выводы будут известны через несколько дней. Версия неожиданного шквала, судя по просочившимся сведениям, пока является основной. Какие бы причины ни были названы - от этого никому не легче. Погибли люди, остались вдовы и дети без отцов. Осиротел и "Финист" № 1, стоящий в ангаре. Взлетит ли он еще после шквала комиссий, проверок и выводов?




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/2/22/2/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.