Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Смертельный "Боинг". Тайна авиакатастрофы


28 марта 1999 г. Леонид Липняков, "Новая Газета"


Вечером 4 октября 1992 года, через несколько минут после взлета, в 15 километрах от амстердамского международного аэропорта "Схиплхол" потерпел катастрофу транспортный самолет "Боинг-747" израильской авиакомпании "Эл-Ал". Воздушный лайнер, выполнявший рейс из Моррисвилля (США) в Тель-Авив с промежуточной посадкой в Нидерландах, рухнул на юго-восточной окраине Амстердама. В ту дождливую ночь, ставшую последней для экипажа разбившегося "Боинга" и многих жителей общины Бейлмер, никто не мог и предположить, что так трагически закончившийся рейс положит начало странной истории, которая затянется почти на семь лет и в конце концов приведет к сенсационным разоблачениям.

Вопросы стали возникать сразу же вслед за примчавшимися пожарными. Еще дымился искореженный фюзеляж огромного самолета, а место катастрофы уже было оцеплено полицией и войсками. Едва пожарные успели потушить пылавшие останки "Боинга", как их быстренько выставили за кольцо оцепления. Однако некоторые из них все же заметили каких-то людей, одетых в специальные костюмы, скорее даже скафандры, белого цвета, которые появились вслед за полицейскими и солдатами. Кто были эти люди и что они искали на месте трагедии? Если "черный ящик", то зачем им понадобилось облачаться в защитные костюмы? Репортеры, прибывшие на место падения "Боинга", так и не смогли получить более или менее вразумительного разъяснения по поводу характера груза, следовавшего через "Схипхол" в Тель-Авив. Начальство аэропорта молчало, полицейские пожимали плечами, солдатам попросту запретили общаться с журналистами.

Около трех часов ночи в небо поднялся первый "Боинг-747" из целой серии рейсов, срочно организованных американской транспортно-экспедиторской компанией "Юнайтед парсел сервис" ("ЮПС"). Вслед за ним с небольшими промежутками взлетели еще несколько "Боингов", в полетных заданиях которых конечным пунктом был указан Тель-Авив. Все они имели на борту неизвестный груз, хранившийся до этого момента на складах авиакомпании "Эл-Ал" в "Схипхоле". Почему так срочно потребовалось отправить его к месту назначения именно в ночь катастрофы? Полеты явно не были плановыми, поскольку стало известно, что полетные карты и задания не были подготовлены заранее, а экипажи лихорадочно формировались представителями "ЮПС" из летчиков нидерландской авиакомпании "КЛМ". Так что же находилось на складах "Эл-Ал" в "Схипхоле"? Что американцы и израильтяне пытались скрыть от голландских журналистов?

К утру следующего дня журналистам дали понять, что беспрецедентная спешка и секретность были вызваны тем, что "ЮПС" занималась перевозкой оружия, в том числе ракет, из США в Израиль через Нидерланды. А поскольку за всей операцией якобы стояло Центральное разведывательное управление США, то становилось понятно, почему прессе сразу ничего не сообщили.

Инцидент с израильским "Боингом" стал мало-помалу сходить со страниц голландских газет. Власти молчали, так и не ответив ни на один вопрос. "Черный ящик", расшифровка аудиозаписей которого могла бы, наверное, кое-что прояснить, бесследно исчез.

С новой силой страсти вокруг катастрофы начали разгораться по мере того, как участились обращения к врачам жителей Бейлмера, а также служащих компании "KJIM" и грузчиков, работавших на складах, где хранились обгоревшие части и остатки оборудования разбившегося "Боинга-747". Все они жаловались на общее ухудшение самочувствия, боли в желудке, нарушение дыхания. Причину не могли установить ни сами больные, ни осматривавшие их доктора. Число пострадавших достигло 120 человек.

Примерно в середине прошлого года в руки журналистов голландской газеты "НРК Ханделсблад" попал любопытный и одновременно пугающий документ - авианакладная, из которой следовало, что на борту "Боинга" помимо боеприпасов, взрывчатых веществ и огнеопасных жидкостей находилось 190 литров диметил-метилфосфоната (ДММФ). Это химическое вещество является прекурсором, то есть, попросту говоря, сырьем для изготовления боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия типа зарин. По оценкам специалистов, такого количества ДММФ хватило бы для производства 270 килограммов зарина.

Много это или мало? Смертельная для человека доза этого отравляющего вещества при попадании его на кожу или в дыхательные пути равняется одной тысячной доле грамма! По оценкам специалистов Международной организации по запрещению химического оружия, расположенной в Гааге, для использования в оборонных исследованиях, скажем, для опробования новых видов противогазов или противохимических костюмов, не требуется большого количества зарина. Зато почти три центнера отравы как раз годятся для проведения ее широкомасштабных полевых испытаний. А это уже вовсе не оборона.

Все понемногу начало становиться на свои места. Стала понятной лихорадочная деятельность "ЮПС": нужно было как можно скорее избавиться от опасного и компрометирующего груза, хранившегося на складах в "Схипхоле". В этом были заинтересованы все участники разыгравшейся драмы: и американский отправитель смертельного груза - компания "Солкатроник Кемиклз", и экспедиторы из "ЮПС", и его израильские получатели. В качестве последнего в авианакладных значился Израильский институт биологических исследований, расположенный в районе Несс-Сиона в двадцати километрах к югу от Тель-Авива.

Позднее выяснилось, что, кроме ДММФ, на борту "Боинга" находились также емкости с фтористым водородом и изопропанолом. Для изготовления зарина необходимо иметь четыре компонента, три из которых перевозились одним рейсом. Таким образом, можно говорить о том, что Израиль, до сих пор не ратифицировавший международную Конвенцию о запрещении химического оружия, продолжает с помощью Соединенных Штатов вести разработки в области создания боевых отравляющих веществ.

Это подтолкнуло журналистов на продолжение расследования, которое привело и к другим открытиям. Так, результаты анализа почвы на месте катастрофы показали, что на борту "Боинга" находилось примерно тысяча литров еще одного химического вещества - трибутилфосфата. В таких количествах, как считают голландские специалисты, оно применяется только с одной целью - для получения оружейного урана и плутония. Кстати, в авианакладной трибутилфосфат не фигурировал.

Дело приняло серьезный оборот. Для расследования обстоятельств "бейлмерской трагедии" осенью 1998 года была создана специальная парламентская комиссия. К марту этого года в ее распоряжении уже была сосредоточена масса документов и свидетельских показаний, которые не только полностью подтвердили результаты журналистского расследования, но и вскрыли новые факты, связанные с катастрофой. Например, оказалось, что загадочные "люди в белом" - это спецподразделение министерства обороны Нидерландов по ликвидации последствий применения химического, биологического и ядерного оружия. Выходит, военные с самого начала знали, какой груз находился на борту самолета. Им также было хорошо известно об истинных причинах заболеваний среди персонала "Схипхола" и жителей Бейлмера. Это подтвердил преставитель военного ведомства Нидерландов. Когда журналисты спросили его, что за шесть с половиной лет предприняло Минобороны для компенсации нанесенного здоровью людей ущерба, офицер ответил: "Пока ничего". И, подумав, добавил: "Так нас просили американцы". Интересно, кому подчиняется голландское министерство обороны - своему правительству и парламенту или заокеанским коллегам? И о благополучии кого оно печется в первую очередь?-

Да, лжи в этом запутанном деле хватило бы на десять других. Правду скрывали отправитель и экспедитор опасного груза, перевозчик, начальство аэропорта "Схипхол", голландские военные.

Теперь на месте падения самолета в память погибших стоит монумент, у которого каждый год в день и час катастрофы собираются их родные и близкие, а также те, кто в тот октябрьский вечер 1992 года был свидетелем трагедии, навсегда изменившей привычный ход жизни в тихом пригороде столицы Нидерландов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer