← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Смертельный "Боинг". Тайна авиакатастрофы


28 марта 1999 г. Леонид Липняков, "Новая Газета"


Вечером 4 октября 1992 года, через несколько минут после взлета, в 15 километрах от амстердамского международного аэропорта "Схиплхол" потерпел катастрофу транспортный самолет "Боинг-747" израильской авиакомпании "Эл-Ал". Воздушный лайнер, выполнявший рейс из Моррисвилля (США) в Тель-Авив с промежуточной посадкой в Нидерландах, рухнул на юго-восточной окраине Амстердама. В ту дождливую ночь, ставшую последней для экипажа разбившегося "Боинга" и многих жителей общины Бейлмер, никто не мог и предположить, что так трагически закончившийся рейс положит начало странной истории, которая затянется почти на семь лет и в конце концов приведет к сенсационным разоблачениям.

Вопросы стали возникать сразу же вслед за примчавшимися пожарными. Еще дымился искореженный фюзеляж огромного самолета, а место катастрофы уже было оцеплено полицией и войсками. Едва пожарные успели потушить пылавшие останки "Боинга", как их быстренько выставили за кольцо оцепления. Однако некоторые из них все же заметили каких-то людей, одетых в специальные костюмы, скорее даже скафандры, белого цвета, которые появились вслед за полицейскими и солдатами. Кто были эти люди и что они искали на месте трагедии? Если "черный ящик", то зачем им понадобилось облачаться в защитные костюмы? Репортеры, прибывшие на место падения "Боинга", так и не смогли получить более или менее вразумительного разъяснения по поводу характера груза, следовавшего через "Схипхол" в Тель-Авив. Начальство аэропорта молчало, полицейские пожимали плечами, солдатам попросту запретили общаться с журналистами.

Около трех часов ночи в небо поднялся первый "Боинг-747" из целой серии рейсов, срочно организованных американской транспортно-экспедиторской компанией "Юнайтед парсел сервис" ("ЮПС"). Вслед за ним с небольшими промежутками взлетели еще несколько "Боингов", в полетных заданиях которых конечным пунктом был указан Тель-Авив. Все они имели на борту неизвестный груз, хранившийся до этого момента на складах авиакомпании "Эл-Ал" в "Схипхоле". Почему так срочно потребовалось отправить его к месту назначения именно в ночь катастрофы? Полеты явно не были плановыми, поскольку стало известно, что полетные карты и задания не были подготовлены заранее, а экипажи лихорадочно формировались представителями "ЮПС" из летчиков нидерландской авиакомпании "КЛМ". Так что же находилось на складах "Эл-Ал" в "Схипхоле"? Что американцы и израильтяне пытались скрыть от голландских журналистов?

К утру следующего дня журналистам дали понять, что беспрецедентная спешка и секретность были вызваны тем, что "ЮПС" занималась перевозкой оружия, в том числе ракет, из США в Израиль через Нидерланды. А поскольку за всей операцией якобы стояло Центральное разведывательное управление США, то становилось понятно, почему прессе сразу ничего не сообщили.

Инцидент с израильским "Боингом" стал мало-помалу сходить со страниц голландских газет. Власти молчали, так и не ответив ни на один вопрос. "Черный ящик", расшифровка аудиозаписей которого могла бы, наверное, кое-что прояснить, бесследно исчез.

С новой силой страсти вокруг катастрофы начали разгораться по мере того, как участились обращения к врачам жителей Бейлмера, а также служащих компании "KJIM" и грузчиков, работавших на складах, где хранились обгоревшие части и остатки оборудования разбившегося "Боинга-747". Все они жаловались на общее ухудшение самочувствия, боли в желудке, нарушение дыхания. Причину не могли установить ни сами больные, ни осматривавшие их доктора. Число пострадавших достигло 120 человек.

Примерно в середине прошлого года в руки журналистов голландской газеты "НРК Ханделсблад" попал любопытный и одновременно пугающий документ - авианакладная, из которой следовало, что на борту "Боинга" помимо боеприпасов, взрывчатых веществ и огнеопасных жидкостей находилось 190 литров диметил-метилфосфоната (ДММФ). Это химическое вещество является прекурсором, то есть, попросту говоря, сырьем для изготовления боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия типа зарин. По оценкам специалистов, такого количества ДММФ хватило бы для производства 270 килограммов зарина.

Много это или мало? Смертельная для человека доза этого отравляющего вещества при попадании его на кожу или в дыхательные пути равняется одной тысячной доле грамма! По оценкам специалистов Международной организации по запрещению химического оружия, расположенной в Гааге, для использования в оборонных исследованиях, скажем, для опробования новых видов противогазов или противохимических костюмов, не требуется большого количества зарина. Зато почти три центнера отравы как раз годятся для проведения ее широкомасштабных полевых испытаний. А это уже вовсе не оборона.

Все понемногу начало становиться на свои места. Стала понятной лихорадочная деятельность "ЮПС": нужно было как можно скорее избавиться от опасного и компрометирующего груза, хранившегося на складах в "Схипхоле". В этом были заинтересованы все участники разыгравшейся драмы: и американский отправитель смертельного груза - компания "Солкатроник Кемиклз", и экспедиторы из "ЮПС", и его израильские получатели. В качестве последнего в авианакладных значился Израильский институт биологических исследований, расположенный в районе Несс-Сиона в двадцати километрах к югу от Тель-Авива.

Позднее выяснилось, что, кроме ДММФ, на борту "Боинга" находились также емкости с фтористым водородом и изопропанолом. Для изготовления зарина необходимо иметь четыре компонента, три из которых перевозились одним рейсом. Таким образом, можно говорить о том, что Израиль, до сих пор не ратифицировавший международную Конвенцию о запрещении химического оружия, продолжает с помощью Соединенных Штатов вести разработки в области создания боевых отравляющих веществ.

Это подтолкнуло журналистов на продолжение расследования, которое привело и к другим открытиям. Так, результаты анализа почвы на месте катастрофы показали, что на борту "Боинга" находилось примерно тысяча литров еще одного химического вещества - трибутилфосфата. В таких количествах, как считают голландские специалисты, оно применяется только с одной целью - для получения оружейного урана и плутония. Кстати, в авианакладной трибутилфосфат не фигурировал.

Дело приняло серьезный оборот. Для расследования обстоятельств "бейлмерской трагедии" осенью 1998 года была создана специальная парламентская комиссия. К марту этого года в ее распоряжении уже была сосредоточена масса документов и свидетельских показаний, которые не только полностью подтвердили результаты журналистского расследования, но и вскрыли новые факты, связанные с катастрофой. Например, оказалось, что загадочные "люди в белом" - это спецподразделение министерства обороны Нидерландов по ликвидации последствий применения химического, биологического и ядерного оружия. Выходит, военные с самого начала знали, какой груз находился на борту самолета. Им также было хорошо известно об истинных причинах заболеваний среди персонала "Схипхола" и жителей Бейлмера. Это подтвердил преставитель военного ведомства Нидерландов. Когда журналисты спросили его, что за шесть с половиной лет предприняло Минобороны для компенсации нанесенного здоровью людей ущерба, офицер ответил: "Пока ничего". И, подумав, добавил: "Так нас просили американцы". Интересно, кому подчиняется голландское министерство обороны - своему правительству и парламенту или заокеанским коллегам? И о благополучии кого оно печется в первую очередь?-

Да, лжи в этом запутанном деле хватило бы на десять других. Правду скрывали отправитель и экспедитор опасного груза, перевозчик, начальство аэропорта "Схипхол", голландские военные.

Теперь на месте падения самолета в память погибших стоит монумент, у которого каждый год в день и час катастрофы собираются их родные и близкие, а также те, кто в тот октябрьский вечер 1992 года был свидетелем трагедии, навсегда изменившей привычный ход жизни в тихом пригороде столицы Нидерландов.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/3/28/43/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.