← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Проклятие ночного стервятника


29 марта 1999 г. Сергей Ларионов, "Московский Комсомолец"


Югославы разбили американскую мечту о "самолете века".

Пентагон в шоке: позавчера где-то под Белградом неуклюже рухнул на землю и сгорел как свечка "ночной ястреб" - первый в мире серийный самолет - "невидимка", детище суперсекретного проекта ВВС США под кодовым наименованием "Сеньор Трёнд". Пилоту, правда, удалось катапультироваться и без проблем добраться до своей военной базы. В свое время тактический бомбардировщик F-117A "Найтхок" считали даже "самолетом века". Но над ним будто навис злой рок...

Ни для кого не секрет, что наши авиаконструкторы очень давно отказались от самой идеи создания летательного аппарата, который не может засечь ни один радар. Во-первых, это была дорогая затея, во-вторых, как выяснилось, достаточно бесперспективная. А американцы пошли по этому пути, вложив миллиарды долларов в свои бомбардировщики - тактический F-117A "Найтхок" и стратегический В-2А "Спирит".

Работы по созданию незаметного для радаров одноместного самолета в Штатах начались еще в 1974 году. В борьбу за деньги американских налогоплательщиков включились две крупнейшие фирмы - "Локхид^и "Нортроп". Конкуренты построили два макета машин в натуральную величину, которые и прошли первые испытания в сверхсекретных лабораториях. В частности, конструкторы имитировали облучение летательных аппаратов установками, по своим характеристикам напоминающими радары вероятного противника.

В "проекте века" победил "Локхид". Примечательно, что специалисты этой компании внимательно изучили публикации советского физика Уфимцева, еще в 60-е годы изучавшего отражение электромагнитных волн от различных поверхностей. Первый полет новейшего тактического бомбардировщика состоялся в июне 1981 года. В 1983-м "ночные ястребы" стали поступать на вооружение ВВС США. К началу 90-х американцы располагали уже 60 самолетами-"невидимками". Правда, с ними то и дело творились странные вещи.

Попробовать в деле F-117A собирались еще в 1986 году, во время бомбежек столицы Ливии Триполи. Но перед началом операции что-то пошло наперекосяк, и "Найтхоки" вернулись в ангары. Вспомнили о бомбардировщиках только спустя три года. В декабре 1989 года пара самолетов вылетела на боевое задание - сровнять с землей резиденцию панамского президента Норьеги. И снова неудача: бомбы с лазерным наведением легли мимо цели...

Зимой 91-го, во время операции "Буря в пустыне", около пятидесяти F-117A совершили не одну сотню вылетов и сбросили на Ирак почти 2 тысячи тонн взрывчатки. Но это был, пожалуй, единственный случай, когда "ночные ястребы" как-то проявили себя. И то, по данным Министерства обороны СССР, один самолет-"невидимка" не вернулся на базу: его "снял" зенитно-ракетный комплекс советского производства "Оса". Как утверждают информированные источники "МК", Москва располагала тогда фотодокументальными подтверждениями того, что иракская система ПВО все-таки сбила "Найтхок". Скандала, правда, не вышло. Американцы ограничились заявлением, что несколько бомбардировщиков получили серьезные повреждения, но вернулись на аэродром...

Сейчас же фиаско налицо - в последние сутки ведущие западные телеканалы и фотоагентства пестрели кадрами обломков сбитой "гордости заокеанских ВВС". Югославские военные всерьез праздновали победу - их комплексы ПВО не сильно пострадали в результате первых авиаударов Североатлантического альянса. Если же налеты НАТО будут проходить по той же схеме, что и в минувшие выходные, сербские зенитчики наверняка смогут записать на свой счет еще не один сбитый "Стелс".




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/3/29/47/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.