В марте 94-го председатель Госкомитета РФ по оборонным отраслям промышленности В. Глухих решил посодействовать Летно-исследовательскому институту им. Громова. Заручившись поддержкой таких крупных фигур, как П. Дейнекин (в то время - главком ВВС), С. Осликовский (зампредседателя ГК "Росвооружение"), он направил письмо О. Сосковцу, который работал тогда первым заместителем председателя правительства, с просьбой разрешить институту приобрести два самолета МиГ-29 УБ для "летных и наземных демонстраций и обучения российских и зарубежных летчиков" (запомните эту формулировку!).
В мае 94-го Сосковец дал согласие. И правительственное постановление ОС-П7-15535 стало чем-то вроде индульгенции, позволяющей вести дела как придется и, в частности, заключать договоры в совершенно немыслимой последовательности. В логику деловых отношений это никак не укладывается, зато соответствует отношениям в тесном кругу приятелей, которые решают государственные вопросы по-дружески, исходя из своих интересов.
В конце июня начальник "озолоченного" института К. Васильченко попросил гендиректора некоего ТОО "ЛИК ЛИИ" В. Лойчикова заплатить за два его самолета, а заодно - поставить их на хранение по договору, который к тому времени еще не был подписан. (Режимным институтам затруднительно заниматься бизнесом - могут возникнуть вопросы у спецпрокуратуры, вот и появляется фирма, которая решает за них "насущные" проблемы). Трехсторонний договор между Летно-исследовательским институтом, ГК "Росвооружение" и ВВС на передачу институту двух МиГов вступил в силу только через два дня. Согласно этому документу два самолета передали институту за смешную сумму - 512 988 906 рублей. В это соглашение каким-то образом попало и ТОО "ЛИК ЛИИ", а точнее - его расчетный счет, хотя в самом договоре нет ни слова об этой структуре.
В июле от лица коммерческой фирмы "ЛИК ЛИИ" в кассу ВО "Оборонэкспорт" деньги за самолеты приносит почему-то лично замначальника государственного института им. Громова Л. Лобас. Хотя договор между этими структурами о совместной деятельности - "проведении летных и наземных демонстраций авиатехники и обучении российского и зарубежного летно-технического персонала на территории России и за рубежом (!)" оформляется лишь через месяц после уплаты денег.
По некоторым сведениям, приобретенные МиГи хотели в свою очередь продать в Йемен и как будто даже успели взять за них 5 млн долларов (сравните с первоначальной суммой!), но с российской стороны сделка застопорилась. Посол Республики Йемен навещал институт, требуя вернуть деньги, но, увы, так ничего и не получил.
В начале 98-го очередной начальник Летно-исследовательского института потребовал от своего зама Л. Лобаса предоставить всю документацию на право владения самолетами. До прояснения ситуации все полеты были запрещены. И тут на голову начальника посыпались докладные записки, суть которых сводилась к тому, что самолеты крайне необходимы для тренировочных и испытательных полетов, а всяческие запреты совершенно неправомочны. В общем, в июне прошлого года произошла еще одна смена руководителя.
Так кого же "тренировали" на вренных самолетах?
С некоторых пор Летно-исследовательский институт им. Громова начал активно сотрудничать с ТОО "Летайте с нами". Фирма эта занимается тем, что радует туристов, катая их на российских военных самолетах.
Любителя острых ощущений находят в Англии или США и предлагают ему список оригинальных услуг. Полная программа визита в Россию с посещением музея, медицинским осмотром и тремя полетами на МиГе-21 - 7300 долларов, на МиГе-29 - 12 975 долларов, на Су-27 - 13 975 долларов и т. д.
В соответствии с постановлением правительства "'РФ № 1552 от 11.12.1997 государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации возложено на Минэкономики. А на ГНЦ ЛИИ им. Громова лежит научно-методическое обеспечение работ, связанных с госрегулированием в этой сфере. Правительство пока не установило порядка использования экспериментальной авиации в коммерческих целях. Кстати, этот порядок тоже поручено разработать Минэкономики (а обеспечить, стало быть, снова институту). Так зачем обеспечивать, когда можно пользоваться самим?
На чьем балансе находятся МиГи - неясно. Во всяком случае, по нашим данным, на балансе Летно-исследовательского института их нет. Нас не удивит, если эти самолеты неожиданно появятся где-нибудь из-за облаков. Например, в Сербии. Ведь использование военной авиации и экипажей в коммерческих целях стало чуть ли не повседневной нормой. Об этом свидетельствует и нашумевшая история с пропажей в октябре 98-го российского военно-транспортного самолета АН-12 Б в Анголе. Скандал также имеет непосредственное отношение к Летно-исследовательскому институту им. Громова.
Все началось осенью 97-го, когда институт заключил контракт 2210-97 с Российским торговым домом в Анголе "Ростанг". Институт предоставлял в аренду самолет с экипажем и инженерно-техническим составом. "Ростанг" обязался платить 450 долларов за один летный час, оплатить расходы (10 тыс. долларов) на подготовку самолета к перелету и восстановительный ремонт на аэродроме в/ч 42894.
. Осенью самолет со сданным в аренду экипажем из пяти человек вылетел в Анголу. А летом 98-го у "Ростанга" появились претензии к институту (в котором, кстати, с июня вновь сменился начальник), и контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Если верить "Ростангу", командир экипажа самолета А. Капустин по распоряжению начальника института проводил кулуарные переговоры с неким ангольским заказчиком без участия фирмы-арендатора. В июне, когда экипаж вернулся домой, командира А. Капустина арестовали прямо в аэропорту "Шереметьево-1". Разбирательство по этому делу в спецпрокуратуре проводится до сих пор.
Месяца не прошло после этой истории, как замначальника Летно-исследовательского института Л. Лобас (если помните, именно он приносил деньги за МиГи), расписавшись в распоряжении № 89 за нового начальника В. Бакаева, командировал в Анголу еще трех человек: летчика Георгия Стадника, инженера Геннадия Кульмана и бортмеханика Алексея Митяева на три месяца в счет уже расторгнутого контракта. Командировочные удостоверения также подписал Лобас.
Новый экипаж улетел в Анголу практически без прикрытия и без страховки (договор со страховой компанией расторгнут был тоже). Осенью он пропал.
По одним сведениям, самолет вылетел из Луанды в Ондживу, возвращался оттуда с пассажирами, попал в грозу и потерпел катастрофу. По другим - террористы из УНИТА заставили его приземлиться в Конго: на борту были оружие и ящик необработанных алмазов. Теперь экипаж находится на базе группировки в конголезском лесу и вынужден выполнять рейсы для УНИТА.
Судя по всему, у начальства Летно-исследовательского института есть большой бизнес не только в России, но и в Анголе (возможно, в других странах тоже). А нищим летчикам, которых теперь можно сдавать в аренду, в рабство, по существу - отведена роль разменной монеты, средства для получения прибыли.
Темные и весьма впечатляющие эпизоды из жизни Летно-исследовательского института наводят на мысли о том, что государство, увы, не в состоянии контролировать свою военную, военно-транспортную и испытательную авиацию. Конверсия оборонной промышленности оказалась выгодна кому угодно, только не государству. Нищая "оборонка" с ее огромным потенциалом стала добычей сомнительных коммерческих структур и отдельных предприимчивых чиновников, которые могут распоряжаться военными специалистами, самолетами, тратить гроши и получать сверхприбыли. Этот теневой бизнес за годы оформился в систему, оброс личными связями и обрел сильное лобби. Минэкономики и Летно-исследова-тельский институт (который теперь подчиняется этому ведомству) должны обеспечивать контроль, но им это невыгодно. Федеральная авиационная служба России кричит о незаконности полетов в Анголе, но без ведома чиновников этой структуры ни один самолет не пересечет границы.
Получается, что наши военные и транспортные самолеты без ведома государства могут появиться где угодно - не только в России, но и за ее пределами, а наши летчики - участвовать в перевозках непонятных грузов или воевать друг с другом на российских же самолетах где-нибудь в Эфиопии и Эритрее.
P. S. "Приватизация" оборонного комплекса охватила не только авиацию. По нашим сведениям, у заинтересованных лиц есть виды и на аэродрамы. А еще у заинтересованных лиц есть влиятельные хозяева.