Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деньги улетели в связи с неприбытием самолета


30 марта 1999 г. Роман Шлейнов, "Новая Газета"


В марте 94-го председатель Госкомитета РФ по оборонным отраслям промышленности В. Глухих решил посодействовать Летно-исследовательскому институту им. Громова. Заручившись поддержкой таких крупных фигур, как П. Дейнекин (в то время - главком ВВС), С. Осликовский (зампредседателя ГК "Росвооружение"), он направил письмо О. Сосковцу, который работал тогда первым заместителем председателя правительства, с просьбой разрешить институту приобрести два самолета МиГ-29 УБ для "летных и наземных демонстраций и обучения российских и зарубежных летчиков" (запомните эту формулировку!).

В мае 94-го Сосковец дал согласие. И правительственное постановление ОС-П7-15535 стало чем-то вроде индульгенции, позволяющей вести дела как придется и, в частности, заключать договоры в совершенно немыслимой последовательности. В логику деловых отношений это никак не укладывается, зато соответствует отношениям в тесном кругу приятелей, которые решают государственные вопросы по-дружески, исходя из своих интересов.

В конце июня начальник "озолоченного" института К. Васильченко попросил гендиректора некоего ТОО "ЛИК ЛИИ" В. Лойчикова заплатить за два его самолета, а заодно - поставить их на хранение по договору, который к тому времени еще не был подписан. (Режимным институтам затруднительно заниматься бизнесом - могут возникнуть вопросы у спецпрокуратуры, вот и появляется фирма, которая решает за них "насущные" проблемы). Трехсторонний договор между Летно-исследовательским институтом, ГК "Росвооружение" и ВВС на передачу институту двух МиГов вступил в силу только через два дня. Согласно этому документу два самолета передали институту за смешную сумму - 512 988 906 рублей. В это соглашение каким-то образом попало и ТОО "ЛИК ЛИИ", а точнее - его расчетный счет, хотя в самом договоре нет ни слова об этой структуре.

В июле от лица коммерческой фирмы "ЛИК ЛИИ" в кассу ВО "Оборонэкспорт" деньги за самолеты приносит почему-то лично замначальника государственного института им. Громова Л. Лобас. Хотя договор между этими структурами о совместной деятельности - "проведении летных и наземных демонстраций авиатехники и обучении российского и зарубежного летно-технического персонала на территории России и за рубежом (!)" оформляется лишь через месяц после уплаты денег.

По некоторым сведениям, приобретенные МиГи хотели в свою очередь продать в Йемен и как будто даже успели взять за них 5 млн долларов (сравните с первоначальной суммой!), но с российской стороны сделка застопорилась. Посол Республики Йемен навещал институт, требуя вернуть деньги, но, увы, так ничего и не получил.

В начале 98-го очередной начальник Летно-исследовательского института потребовал от своего зама Л. Лобаса предоставить всю документацию на право владения самолетами. До прояснения ситуации все полеты были запрещены. И тут на голову начальника посыпались докладные записки, суть которых сводилась к тому, что самолеты крайне необходимы для тренировочных и испытательных полетов, а всяческие запреты совершенно неправомочны. В общем, в июне прошлого года произошла еще одна смена руководителя.

Так кого же "тренировали" на вренных самолетах?

С некоторых пор Летно-исследовательский институт им. Громова начал активно сотрудничать с ТОО "Летайте с нами". Фирма эта занимается тем, что радует туристов, катая их на российских военных самолетах.

Любителя острых ощущений находят в Англии или США и предлагают ему список оригинальных услуг. Полная программа визита в Россию с посещением музея, медицинским осмотром и тремя полетами на МиГе-21 - 7300 долларов, на МиГе-29 - 12 975 долларов, на Су-27 - 13 975 долларов и т. д.

В соответствии с постановлением правительства "'РФ № 1552 от 11.12.1997 государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации возложено на Минэкономики. А на ГНЦ ЛИИ им. Громова лежит научно-методическое обеспечение работ, связанных с госрегулированием в этой сфере. Правительство пока не установило порядка использования экспериментальной авиации в коммерческих целях. Кстати, этот порядок тоже поручено разработать Минэкономики (а обеспечить, стало быть, снова институту). Так зачем обеспечивать, когда можно пользоваться самим?

На чьем балансе находятся МиГи - неясно. Во всяком случае, по нашим данным, на балансе Летно-исследовательского института их нет. Нас не удивит, если эти самолеты неожиданно появятся где-нибудь из-за облаков. Например, в Сербии. Ведь использование военной авиации и экипажей в коммерческих целях стало чуть ли не повседневной нормой. Об этом свидетельствует и нашумевшая история с пропажей в октябре 98-го российского военно-транспортного самолета АН-12 Б в Анголе. Скандал также имеет непосредственное отношение к Летно-исследовательскому институту им. Громова.

Все началось осенью 97-го, когда институт заключил контракт 2210-97 с Российским торговым домом в Анголе "Ростанг". Институт предоставлял в аренду самолет с экипажем и инженерно-техническим составом. "Ростанг" обязался платить 450 долларов за один летный час, оплатить расходы (10 тыс. долларов) на подготовку самолета к перелету и восстановительный ремонт на аэродроме в/ч 42894.

. Осенью самолет со сданным в аренду экипажем из пяти человек вылетел в Анголу. А летом 98-го у "Ростанга" появились претензии к институту (в котором, кстати, с июня вновь сменился начальник), и контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Если верить "Ростангу", командир экипажа самолета А. Капустин по распоряжению начальника института проводил кулуарные переговоры с неким ангольским заказчиком без участия фирмы-арендатора. В июне, когда экипаж вернулся домой, командира А. Капустина арестовали прямо в аэропорту "Шереметьево-1". Разбирательство по этому делу в спецпрокуратуре проводится до сих пор.

Месяца не прошло после этой истории, как замначальника Летно-исследовательского института Л. Лобас (если помните, именно он приносил деньги за МиГи), расписавшись в распоряжении № 89 за нового начальника В. Бакаева, командировал в Анголу еще трех человек: летчика Георгия Стадника, инженера Геннадия Кульмана и бортмеханика Алексея Митяева на три месяца в счет уже расторгнутого контракта. Командировочные удостоверения также подписал Лобас.

Новый экипаж улетел в Анголу практически без прикрытия и без страховки (договор со страховой компанией расторгнут был тоже). Осенью он пропал.

По одним сведениям, самолет вылетел из Луанды в Ондживу, возвращался оттуда с пассажирами, попал в грозу и потерпел катастрофу. По другим - террористы из УНИТА заставили его приземлиться в Конго: на борту были оружие и ящик необработанных алмазов. Теперь экипаж находится на базе группировки в конголезском лесу и вынужден выполнять рейсы для УНИТА.

Судя по всему, у начальства Летно-исследовательского института есть большой бизнес не только в России, но и в Анголе (возможно, в других странах тоже). А нищим летчикам, которых теперь можно сдавать в аренду, в рабство, по существу - отведена роль разменной монеты, средства для получения прибыли.

Темные и весьма впечатляющие эпизоды из жизни Летно-исследовательского института наводят на мысли о том, что государство, увы, не в состоянии контролировать свою военную, военно-транспортную и испытательную авиацию. Конверсия оборонной промышленности оказалась выгодна кому угодно, только не государству. Нищая "оборонка" с ее огромным потенциалом стала добычей сомнительных коммерческих структур и отдельных предприимчивых чиновников, которые могут распоряжаться военными специалистами, самолетами, тратить гроши и получать сверхприбыли. Этот теневой бизнес за годы оформился в систему, оброс личными связями и обрел сильное лобби. Минэкономики и Летно-исследова-тельский институт (который теперь подчиняется этому ведомству) должны обеспечивать контроль, но им это невыгодно. Федеральная авиационная служба России кричит о незаконности полетов в Анголе, но без ведома чиновников этой структуры ни один самолет не пересечет границы.

Получается, что наши военные и транспортные самолеты без ведома государства могут появиться где угодно - не только в России, но и за ее пределами, а наши летчики - участвовать в перевозках непонятных грузов или воевать друг с другом на российских же самолетах где-нибудь в Эфиопии и Эритрее.

P. S. "Приватизация" оборонного комплекса охватила не только авиацию. По нашим сведениям, у заинтересованных лиц есть виды и на аэродрамы. А еще у заинтересованных лиц есть влиятельные хозяева.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzFPK
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer