Истребители российских ВВС учатся воевать вдали от своих аэродромов
Вечером 7 апреля на аэродромах ВВС Саваслейка, Правдинска, Иванова и Энгельса царило оживление. В небо поднялись истребители-перехватчики Су-30 и МиГ-31, самолет радиолокационного обнаружения и управления А-50, летающий танкер Ил-78 и бомбардировщик Ту-95МС. Построившаяся севернее Нижнего Новгорода группа взяла курс на север.
Начались научно-исследовательские учения смешанной группы истребителей, которые должны были отработать задачи обеспечения действий дальней авиации в ходе длительного беспосадочного полета. Общее руководство учениями осуществлял главнокомандующий ВВС Анатолий Корнуков, непосредственно полетом командовал генерал-лейтенант Виктор Аксенов.
Через два часа после взлета - первая дозаправка в воздухе. К танкеру последовательно подходят "МиГи" и "Су" и принимают на борт топливо. У северных границ России с группой встретился и получил от Ил-78 керосин "стратег" Ту-95МС. Через некоторое время он лег на обратный курс в сопровождении Су-30 и МиГ-31 - задача этих экипажей выполнена. Основная группа в составе двух Су-30 и двух МиГ-31 в сопровождении танкера и летающего радара А-50 продолжила свой полет на север.
Им предстояло провести в воздухе еще б часов, дважды дозаправиться и после длительного полета над Баренцевым морем достичь северной оконечности Новой Земли. К утру дело было сделано. Су-30 полковников Тихомирова и Карапетяна, МиГ-31 полковников Куркина и Липатова вернулись на свои аэродромы. Всего в ходе учений выполнено 14 самолетовылетов, проведено в воздухе 12 дозаправок.
Этот полет стал продолжением научно-исследовательских учений, проводимых в ВВС с 1993 г. Последний из экспериментов был осуществлен 1 июля прошлого года, когда группа летчиков 148-го Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава преодолела без посадки 8,5 тыс. км за Ючасов (см. "НВО" № 31 за 1998 г.). В таких полетах отрабатываются взаимодействие различных родов авиации и оперативный межтеатровый маневр сил ВВС, исследуется возможность защиты удаленных районов страны, лишившихся в результате сокращения противовоздушного прикрытия. Отметим и такой момент именно северное воздушное направление считалось ранее, в период холодной войны, самым опасным, поскольку над полюсом были проложены маршруты дежурящих в воздухе стратегических бомбардировщиков В-52. Да и сейчас российскую группу сопровождали над нейтральными водами Баренцева моря натовские разведчики.
Начальник 148-го Центра полковник Евгений Тихомиров, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", сказал, что основные задачи полета выполнены успешно, хотя, как это всегда бывает в ходе таких сложных экспериментов, не обошлось без шероховатостей. По его мнению, нынешние учения не связаны с войной на Балканах. Судя по тому, что полет был запланирован давно, это действительно так. Нельзя, однако, не отметить, "длинная рука" истребительной авиации из Су-30 и МиГ-31, сопровождаемых Ил-78 и А-50, способна эффективно противостоять воздушному противнику на расстоянии нескольких тысяч километров от своих аэродромов. Жаль только, что этих машин в российских ВВС слишком мало.