В Омске разработано принципиально новое транспортное средство: автомобиль-самолет-катер. Подобных аналогов в мире нет.
6 апреля 1999 года Российский федеральный институт промышленной собственности выдал патент группе омских специалистов на полезную модель - многофункциональное преобразуемое транспортное средство. Задача, над решением которой десятки лет бьются специалисты США и Европы, успешно решена тремя энтузиастами без отрыва от основной работы.
Модель омичей - почти сказка, она плавает, ездит, летает, садится на воду и взлетает и с воды. У нее, как и у автомобиля, 4 колеса, стандартный автодвигатель в 200 - 250 л. с. с жидкостным охлаждением. Дорожный просвет больше, чем у "Нивы", - 30 см. Но главное - то, чего до сих пор не удается добиться никому, - автомобильный, авиационный и водный модули собраны в один скоростной, ресурсный и надежный механизм. До сих пор все подобные разработки строились на принципе съемных модулей - подъехал автомобиль к базе, прикрепил авиамодуль - крылья, например, и полетел. Конструкторы из Омска напрочь исключили эту мороку, соединив все в одном механизме. А поскольку машину сибиряки делали под себя, их детище на удивление неприхотливо. Оно может взлетать с грунтовки или водного пространства -на скорости всего в 105 километров в час при разбеге всего в 180 - 200 метров. Максимальный полетный вес - 1 300 килограммов, максимальная скорость в воздухе и на земле -270 километров в час. Высота полета - до 3 тысяч метров. Дальность полета - до полутора тысяч километров. Мало того, все это укладывается в обычный "волговский" габарит в 5 метров. У машины есть хвост, складывающиеся крылья и пропеллер. Количество пассажиров - 2 или 4 в зависимости от назначения. Благодаря своей компоновке машина одинаково уютно чувствует себя на европейском автобане и на таежной просеке.
Несмотря на то, что звучит все это как рекламный ролик, у российской машины есть свое ноу-хау. Это само техническое решение. Но сибиряки предпочитают о нем пока не распространяться. Техническое решение машины родилось в результате исследований причин нескольких авиакатастроф. Шли к нему с 1993 года, а родилась идея только прошлым летом.
- Я полностью поддерживаю производство этого средства и считаю целесообразным иметь его на вооружении служб спасения, и не только в МЧС, -сказал нам начальник Главного управ-ления по делам ГОЧС, заместитель начальника Гражданской обороны Омской области полковник Владимир Гурже.
- По нашей предварительной оценке, потребность в данном транспортном средстве только для деятельности Госкомэкологии Омской области составляет три транспортные единицы, - говорит главный эколог Омской области В. Т. Семеняк. У изобретателей лежит уже пачка отзывов - от медиков, агрономов, водников, лесников, водолазов и т. д. Специалисты УВД Омской области, посмотрев аппарат, сказали просто - если эта машина попадет в руки бандитов, милиции можно "сушить весла".
Люди, сделавшие подобную разработку на Западе, давно бы уже подсчитывали дивиденды. Омичам это не грозит, они даже не могут найти деньги на изготовление опытного образца реальных размеров. Все их испытания проводились на модели в три раза меньше запланированных объемов. Комитет по внешнеэкономическим связям Омской области даже направил подробное письмо с предложением к сотрудничеству в посольства 7 ведущих стран мира. Посольства Швеции и Германии ответили вежливым отказом, остальные дипломаты письма российских провинциальных чиновников просто проигнорировали. Знали бы, сколько нужно омичам, не поступили бы так опрометчиво. Минимизировав все затраты, омские спецы просят на все... 10 тысяч долларов.
- Больше никто и не даст, - говорит Петр Глинников. Надеясь пробить свое детище, он прошел многих людей - от кабинетов бывшего вице-премьера Немцова до коридоров Государственной Думы. Немцов переадресовал омичей на свой родной ГАЗ, а поход в депутаты завершился долгим и пустым разговором в кабинете одного из депутатских помощников.
По пути в Нижний Новгород омичи, узнав, что, оказывается, на ГАЗе нет главного конструктора и беседовать там просто не с кем, просто повернули обратно в Омск, благо сам Глинников - командир экипажа Ту-154 компании "Омскавиа".
Последним в Омск по просьбе администрации области приехал летчик-космонавт Игорь Петрович Волк, один из авторитетов авиационной промышленности страны. Модель понравилась, но сдвинуть дело с мертвой точки не удалось и ему.
- Установлено, что одна и та же идея одновременно посещает сразу 7 человек. Мы реализовали свою идею первыми, запатентовали ее. Сейчас все зависит от того, кто первым освоит производство этого вида транспорта. Я бы хотел, чтобы это была Россия, - говорит Глинников.