В крупный международный скандал, связанный с нелегальной торговлей оружием, может вылиться попытка чешской фирмы "Агропласт" из города Либерец перевезти из Азии в Европу истребители МИГ-21 российского производства. История началась 19 марта в аэропорту Баку, где был задержан совершивший посадку для дозаправки лайнер "Руслан" частной воронежской компании "Полет". На борту воздушного грузовика находились шесть боевых машин (по одним данным -полностью готовые к использованию, по другим - в недоукомплектованном и полуразобранном состоянии). Экипаж лайнера давал крайне противоречивые разъяснения относительно того, куда он направлялся и кому предназначался товар: по одной версии, летели в Югославию, по другой - в Северную Корею. Позже выяснилось, что "Руслан" следовал из казахстанского Талды-Кургана в столицу Словакии Братиславу, откуда истребители якобы должны были на автотранспорте увезти в чешский Либерец.
Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев подтвердил факт совершения в октябре минувшего года сделки между правительством его страны и компанией "Агропласт". По данным Министерства промышленности и торговли Чехии, имеющаяся у "Агропласта" лицензия на закупку и продажу оружия и военной техники не позволяет этой фирме торговать с Казахстаном. Как сообщил журналистам представитель министерства по связям с прессой Властимил Несрста, "Агропласту" было разрешено лишь закупать в России запасные части для МИГ-21 и поставлять их в Индию. Словацкое министерство обороны опровергло какую-либо свою причастность к злополучному "Руслану". А представители "Агропласта" толковали случившееся крайне туманно, вначале заявив о том, что их фирма вообще не фрахтовала воронежский "Руслан". Однако быстро выяснилось, что в Баку в числе сопровождавших самолет лиц задержан и председатель совета директоров "Агропласта" Збынек Швейнога. 1 апреля компания наконец сформулировала свою позицию в специальном заявлении для прессы: факт казахскочешской сделки подтверждался, однако, если верить коммерсантам из Либереца, осуществлялась торговая операция в строгом соответствии с законом. Чешские ВВС действительно имеют на вооружении истребители МИГ-21, запасные части для которых поставляются из России (частично - в счет оплаты старого советского долга Чехословакии), однако, как уверяют пражские чиновники, процесс этот централизован и полностью подконтролен правительству. Впрочем, случай с "Агропластом" может оказаться куда серьезнее. По некоторым сведениям, эта фирма с 1993 года использует для проведения своих операций аэропорт в Братиславе, откуда зафрахтованные самолеты из республик СНГ отправлялись в Хорватию, главную перевалочную базу поставок оружия для воевавшей тогда Боснии и Герцеговины или на Ближний Восток.