Перевозчики готовятся поднять цены на авиабилеты
Многозначительная интрига завязалась между знаковыми российскими авиаперевозчиками: глава "Трансаэро" сообщил журналистам, что "Аэрофлот" предложил поднять цены, руководство "Аэрофлота" поспешило с опровержением. Перепалка развеселила авиационщиков. Оказалось, ценовая политика обсуждалась еще с рядом крупных авиакомпании. Не все оповещают об этом общественность, но, похоже, готовится заговор против пассажира.
Так же, как нашему правительству мешает управлять народ, авиакомпаниям мешает процветать пассажир. Он виноват в том, что билеты дешевые, и компании возят нас себе в убыток. Сколько можно решать социальные проблемы пассажира - в таком ключе выступали главы авиакомпании на коллегии Федеральной авиационной службы (ФАС). Глава ФАС Геннадий Зайцев подытожил: нужно приводить цены в соответствие.
В соответствие с чем? Равняться на мировые цены в стране, где выросло поколение, в глаза не видевшее самолета, бессмысленно. Есть два относительно объективных показателя: себестоимость и загрузка рейса. Летать с загрузкой менее 70% бессмысленно, а добиться такого процента почти нереально - подрубают крылья конкуренты. "Регулярные пассажирские перевозки внутри России не представляют интереса", - утверждает глава "Ист-Лайн" Амиран Куртанидзе. А "Трансаэро" летает теперь только за рубеж. Но значительная часть авиакомпаний еще пытается получать прибыль на внутреннем рынке, где рентабельные маршруты можно пересчитать по пальцам. Авиакомпании накидываются на них, как акулы, и рвут друг у друга пассажиров. Основная приманка - демпинг, за спиной у "любителей прибыли" - толпа желающих летать с убытком. Ждут, кто выйдет из борьбы.
Выхода из порочного круга не видно. Например, уже год авиационная общественность прогнозирует банкротство "Внуковских авиалиний". Но они живы, и хотя самолеты превратились в летающие трамваи, пассажирам нравятся их неподвластные экономическому расчету цены. Поддержки от регулирующих органов никакой. Банкротство компаний-инвалидов откладывается. Так что крупнейшие перевозчики поневоле вынуждены договариваться. Отсюда соглашения "Трансаэро" и "Аэрофлота" с "Красноярскими авиалиниями", намечающиеся альянсы "Трансаэро" с "Домодедовскими авиалиниями" и западносибирской "Сибирью". Специалисты прогнозируют, что процесс будет идти все активнее, поскольку в затылок московским компаниям дышат региональные. Набирают вес "Пулковские авиалинии", на звание федеральных претендуют красноярская и западносибирская компании,они все активнее вторгаются и на международные маршруты, и на московский рынок: в ближайшее время обе компании начнут летать в "Шереметьево". И, наконец, в гонку лидеров включился новый игрок, московский "Ист-Лайн", который открыл первый регулярный рейс в Германию и тут же объявил о соглашениях с рядом компаний, позволяющих сформировать полетную сеть в основные регионы страны.
Процесс "расслоения" идет полным ходом. Рано или поздно круг "избранных" замкнется. И в тот момент, когда игроки определятся, им будет выгодно выработать единые правила. Как показала практика, только совместными усилиями они смогут оказывать давление на федеральные органы. Такие попытки уже начались. Известно, что авиакомпании совместно пробивают в ФАСе несколько важнейших документов, один из которых ограничивает выдачу лицензий на "лакомых" маршрутах. Следующий шаг - банкротство мелких конкурентов. А мы почувствуем новые правила на собственном кармане.