Российский авиарынок возрождается
Оренбургское производственное объединение "Стрела", прежде выпускавшее крылатые ракеты морского базирования, начинает серийное производство нового отечественного вертолета легкого класса Ка-226. Это означает, что начавшаяся несколько лет назад экспансия крупнейших зарубежных вертолетостроительных фирм на российский рынок может быть успешно остановлена уже на исходе нынешнего века.
Пять лет назад, когда российское Министерство по чрезвычайным ситуациям подписало первые контракты с франко-германской фирмой "Еврокоптер" на поставку нескольких машин для спасателей, Сергей Шойгу получил от российских КБ целую лавину обвинений в непатриотичности и игнорировании интересов отечественного производителя. В выражениях конструкторы не стеснялись, и жесткий тендер, в котором главными конкурентами были "Еврокоптер" и американская фирма "Сикорски", объявлялся чуть ли не заранее разыгранной комбинацией коррумпированных чиновников.
Однако тогда же Шойгу объявил аргументированную и взвешенную позицию своего ведомства: в России подобные вертолеты будут созданы лишь через несколько лет, а людей нужно спасать уже сегодня. Одновременно с этим министр сообщил о намерении МЧС финансировать разработку российской модели подобного вертолета. Но данный факт остался незамеченным.
В России также был объявлен тендер, в котором приняли участие такие крупные фирмы, как КБ "Миля" и "Камов". В абсолютно честной борьбе победил "Камов". За основу новой машины был взят вертолет Ка-126 - малогабаритный, высокоманевренный,а главное, двухмоторный. Это являлось одним из главных условий конкурса, поскольку машина с одним двигателем при его отказе из спасательной превращается в спасаемую.
С 1997 года в Подмосковье шли разработки и испытания новой модели - Ка-226. Первым заказчиком стало МЧС России, подписавшее контракт стоимостью 187 млн рублей."Чрезвычайное" ведомство намерено использовать эти вертолеты для работы в особо сложных условиях, главным образом в крупных городах. Интерес к новой машине проявляют также правительство Москвы (экстренная доставка пострадавших в клиники столицы и патрулирование крупнейших автотрасс), ОАО "Газпром" и Федеральная пограничная служба.
Стоимость вертолета - ориентировочно, 1,5 млн долларов. Для сравнения: стоимость серийного БО-105, выпускаемого компанией "Еврокоптер", -2,5 млн долларов. Ка-226 имеет несколько модификаций - аварийно-спасательную, поисково-патрульную, санитарную, мониторинговую и пожарную - и способен выполнять до 70 процентов работ, решаемых сегодня отечественным вертолетным парком.
Новинка, превосходящая по всем основным техническим параметрам "еврокоптеровский БО-105, судя по всему, составит ему серьезную конкуренцию не только на российском рынке. По оценке генерального конструктора ОАО "Камов" Сергея Михеева, потребность в Ка-226 только России до 2010 года составит от ты сячи до полутора тысяч машин.