Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет - "невидимка" виден всем.


26 апреля 1999 г. Георгий Антонов, "Воздушный Транспорт"


В 1966 г. советский физик П. Уфимцев опубликовал материалы своей научной работы, посвященной отражению электромагнитных волн от кромок различных поверхностей. В начале 70-х годов этими исследованиями заинтересовались в США. В 1974 г. управление по перспективным исследованиям министерства обороны США DARPA приступило к изучению средств снижения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) - основного критерия оценки радиолокационной заметности. В основу работы положили компьютерную модель определения ЭПР, созданную математиком фирмы "Локхид" В. Шройдером в рамках программы "Эхо-1", в которой использованы теоретические исследования П. Уфимцева.

В августе 1975 г. фирмы "Локхид" и "Нортроп" заключили многомиллиардные контракты с ВВС США на исследования облика легкого одноместного малозаметного самолета. Фирмы представили натурные макеты летательных аппаратов, которые прошли испытания на специальном стенде, имитирующем облучение радиолокационными станциями. В сравнительных испытаниях первое место завоевал проект фирмы "Локхид", с которой и был в 1976 г. заключен контракт на постройку двух экспериментальных самолетов.

Фирма "Локхид" в рамках секретной программы "Хэв Блю" в лаборатории ВВС США "Флайт Дайнэмикс" построила два самолета "Локхид XST", созданные для проверки осуществления технологии "стеле" (от английского stealth - скрытность). Один из них напоминал уменьшенную копию появившегося позднее истребителя F-117А, но отличавшегося от него скошенными внутрь рулями высоты. Свой первый полет этот летательный аппарат совершил 1 декабря 1977 г. на авиабазе Грум-Лейк в штате Невада. Летчиком-испытателем был Билл Парк. С этого времени начались усиленные испытания многогранной пирамидальной конструкции фюзеляжа. Главный конструктор Бен Рич сконструировал летательный аппарат по схеме "бесхвостка" с углом стреловидности крыла по передней кромке 72,5. Машина со взлетной массой 4200 кг была оснащена двумя ТРД J85-GE-4A по 1340 кго каждый.

Основываясь на испытаниях экспериментальной модели, в США развернули дорогостоящую программу создания малозаметного тактического ударного самолета "Сениор Трейд" и стратегического бомбардировщика (проект "Аврора"). 18 июня 1981 г. летчик-испытатель Хал Фарлей поднял в воздух первый самолет, который в 1983 г. пошел в серию под обозначением F-117A. За завесой глубочайшей секретности эти новые диковинные машины стали поступать на вооружение. Только 21 апреля 1990 г. состоялась первая демонстрация самолета-"невидимки". В 1982-1990 гг. успели построить 59 таких необычных летательных аппаратов, 3 из которых по различным причинам разбились.

Планер самолета выполнен в основном из алюминиевых сплавов, что хорошо было видно на телеэкранах даже неспециалистам, когда показывали танцующих сербских женщин на обломках крыла сбитого самолета, недолго бывшего "невидимкой". Поверхность планера имеет граненую (фасеточную) форму благодаря комбинациям отдельных плоскостей, отражающих лучи РЛС только в отдельных узких секторах. Минимальная ЭПР в курсовой плоскости порядка 0,1 м. Воздухозаборники особой формы с узкими соплами закрыты решетками, что позволяет экранировать компрессоры турбин от радиолокационного излучения. Увеличению малозаметности еще способствует специальное матовое рассеивающее покрытие темного цвета, которое не позволяет разглядеть этот летательный аппарат на фоне темного небосвода днем.

Позолоченные пять панелей остекления кабины и оптических датчиков препятствуют проникновению электромагнитного излучения внутрь кабинного оборудования и снаряжения пилота. Одноместная кабина имеет обзор только вперед. За нею имеется подсвечиваемый ночью фарой приемник дозаправки топливом. Малая заметность F-117A позволяет самолету летать над территорией, прикрытой средствами ПВО противника на большой высоте. Это облегчает летчику поиск наземных целей на большой дальности, обеспечивает более отвесную траекторию бомб и повышает точность и проникающую способность бомбометания.

Полет на достаточной высоте увеличивает эффективность лазерной подсветки цели управляемых бомб. Обычно F-117A совершает крейсерский полет на высоте 6100 - 7600 м, затем снижается для бомбометания с горизонтального полета до высоты 1525 - 600 м, что повышает точность попадания в цель до 1 метра.

F-117A - низкоплан с V-образным оперением и надкрыльными воздухозаборниками двигателя. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде отдельной конструкции. Трапециевидное крыло большой стреловидности со скошенными фасеточными законцовками имеет двухлонжеронную конструкцию. Все антенны связного и радионавигационного оборудования в целях снижения радио-локационной заметности выполнены убирающимися.

Первый боевой вылет самолетов-невидимок состоялся 21 декабря 1984 г. в ходе операции "Джас Коз". Два истребителя "Локхид F-117A" сбросили 900-килограммовые бомбы с лазерным наведением на казармы Рио-Гато - предполагаемое местонахождение президента Панамы Норьеги. Из-за несогласованности действий самолеты сбросили смертоносный груз на какой-то пустырь.

Зимой 1991 г. во время антииракской операции "Буря в пустыне" все 56 самолетов F-117А из 415-й и 416-й тактической истребительной учебной эскадрильи совершили 1272 боевых вылета (налет составил 6900 часов) и сбросили более 2000 бомб (общая масса сброшенных боеприпасов 1814 тонн). По мнению командующего ВВС многонациональными силами в зоне Персидского залива двухзвездного генерала Ч. Горнера, малозаметные самолеты типа F-117A и в будущем станут незаменимыми в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

По утверждениям специалистов армии США, ни один самолет-"невидимка" тогда не был сбит, хотя несколько из них, по уточнению самих американцев, получили "боевые повреждения от близких разрывов зенитных ракет". По данным Министерства обороны СССР, один самолет F-117A иракская ПВО все-таки сбила с помощью советского ЗРК "Оса", о чем имеется фотодокументальное подтверждение.

Тактический бомбардировщик F-117A "Найтхоук" (размах крыла 13,2 м, длина самолета 20,08 м, высота 3,78 м, площадь крыла 84,8 м, максимальная взлетная масса 23 810 кг, боевая нагрузка 2670 кг) оснащен двумя ТРДД "Дженерал Электрик F404-GE-F1B2" (по 4900 кго каждый), позволяющими развивать максимальную скорость 1040 км/час. Боевой радиус действия с одной дозаправкой в воздухе- 1450км.

Югославскими специалистами ПВО обращено внимание на то, что когда "Ночной ястреб" открывает створки бомболюков и опускает бомбы, подвешенные на выдвижных пилонах, он теряет всю малозаметность для средств ПВО.

Американцы, пытаясь скрыть причины гибели первого F-117A в Сербии, заявили, что это случилось по технической причине "ввиду несимметричного схода бомб". К утру следующего дня все стало на свои места. Ночной разбойник отбомбился с небольшой высоты по военному заводу близ Белграда, и когда решился на второй заход, эту тихоходную машину нагнал и ударил по хвосту югославский МиГ.

27 марта над "самолетом века" вновь навис злой рок. Не секрет, что наши авиаконструкторы давно отказались от создания так называемых самолетов-"невидимок" из-за их неудачных летно-технических, да и тактических данных. Они уязвимы по многим параметрам. Создатели хвалебной американской Книги Гиннеса о рекордах, фактах и достижениях мировой авиации могут уверенно записать жирным шрифтом - 27 марта 1999 г. новейший серийный тактический бомбардировщик F-117A был впервые позорно уничтожен в небе Европы истребителем российского производства.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjSpv
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/geo/ekb/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer