Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром взлетит на крыльях консорциума


28 апреля 1999 г. Екатерина Титова, "Российская Газета"


В авиастроении набирает силу тенденция слияния предприятий, замкнутых в одну технологическую цепочку. Однако неясности с государственным участием в этом процессе могут затормозить его, снизив тем самым шанс на выживание многотысячных трудовых коллективов, а также выход российских производителей на международные рынки сбыта.

Программа реструктуризации авиационной отрасли России, насчитывающей 315 компаний, .предполагает сокращение избыточного числа предприятий авиапрома и организацию крупных корпоративных широкопрофильных структур, которые объединят серийные предприятия и конструкторские бюро.

Этап создания корпораций первого уровня, включающих в себя конечных производителей авиатехники, можно считать практически завершенным. Уже действуют холдинги ВПК "МАПО", АВПК "Сухой", на заключительной стадии - рождение международного авиаконсорциума "Ильюшин".

Что же касается процесса организации подобных структур второго уровня, предполагающих объединение предприятий-комплектаторов, выпускающих авионику, двигатели и т.п. для финалистов, то он идет полным ходом. Недавно заявку на объединение подали предприятия, специализирующиеся на производстве воздушных винтов и вспомогательных силовых установок (ВСУ) к ним.

Так исторически сложилось, что в мире существуют лишь три страны - США, Великобритания и Россия, где разрабатывают и создают современные винты для всех типов и назначений летательных аппаратов. В Америке это фирмы "Гамильтон стандарт" и "Харцель", закрывающие 80 процентов потребностей стран Западной Европы, в Англии - "Даути аэроспэйс", на которую приходятся оставшиеся 20 процентов. Что же касается России, то Научно-производственное предприятие (НПП) "Аэросила" было и до сих пор остается монополистом в разработке и производстве воздушных винтов не только на внутреннем рынке, но и полностью обеспечивает потребности Восточной Европы. Тем более что винты "Аэросилы" не только уникальны по своим технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам, что позволяет экономить расход топлива на 20-30 процентов, но и гораздо дешевле западных. Это общепризнанный факт.

О намерении войти в состав будущей корпорации заявили пять предприятий: Омское машиностроительное конструкторское бюро, ОАО "Гидроагрегат" (г. Павлово-на-Оке, Нижегородская обл.), ОАО "Агрегат" (г. Сим, Челябинская обл.), ЗАО "АпАтэк-ДМЗ" (г. Дубна, Московская обл.) и Ступинское научно-производственное предприятие "Аэросила" - основной разработчик воздушных винтов и ВСУ, который, судя по всему, и станет лидером вновь созданной структуры.

По словам Юрия Сухоросова, генерального директора и главного конструктора НПП "Аэросила", для того чтобы объединение было эффективным и экономически целесообразным, предполагается, что все пять компаний проведут реструктуризацию своих предприятий. Это необходимо для того, чтобы в корпорации "не было балласта", то есть производств, не принимающих непосредственного участия в создании воздушных винтов. Консолидация сил позволит всему кусту предприятий снизить не только производственные издержки внутри корпорации, в частности НДС на 20 процентов, но и повысить рентабельность предприятий, в нее входящих. Здесь же стоит отметить, что, объединившись в единый кулак, компании смогут более активно действовать и на международном рынке. Это представляется особенно важным, поскольку именно сейчас, когда число заказов внутри страны неуклонно уменьшается, единственным способом выжить оказывается работа на внешнем рынке.

Однако, как показывает практика, для предприятий мало просто договориться об объединении. Главный вопрос, который всегда вызывает массу разногласий между участниками, - это каким образом будет формироваться уставный капитал корпорации и как в дальнейшем будут строиться взаимоотношения с государством? Ведь концепция развития российской авиационной промышленности предполагает государственное участие в акционерном капитале вплоть до закрепления за государством контрольного пакета акций корпорации.

В данном же случае вся проблема как раз и заключается в том, что в трех из пяти компаний государственного участия в акционерном капитале нет. Поэтому сейчас, по словам Юрия Сухоросова, предприятия решают вопрос либо проведения дополнительной эмиссии акций, в чем не заинтересована часть акционеров, либо будут "придумывать иной способ консолидации пакетов акций предприятий". Однако этот вопрос пока остается открытым. Ведь от того, как быстро, а главное - верно будут решены организационные вопросы, зависит судьба создаваемой структуры.

Между тем, создавая столь масштабную корпорацию, необходимо просчитать не только стратегию ее дальнейшего развития, но и определить нишу, которую она займет на рынке.Ближайший заказ, самый крупный по стоимости и объему, в котором уже участвуют пять названных предприятий, - это производство винтов и ВСУ для военно-транспортного самолета нового поколения Ан-70. И хотя пока остается неизвестной окончательная судьба этой машины (то ли она будет летать в небе России, Украины и других стран Содружества или же ей все-таки удастся выйти на рынок стран объединенной Европы), потребности в Ан-70 оцениваются не одной сотней самолетов.

Не менее емкий рынок по производству винтов и ВСУ и для других типов самолетов. Так, активные работы ведутся по проекту строительства АН-140 (известно, что и Ираном был заключен контракт на закупку 60 таких машин), разрабатываются два новых ВСУ для среднемагистральных самолетов Ил-114 и Ан-140, Ту-204, Ту-334, Бе-200.

Таким образом, создание в авиационной промышленности новой крупной промышленной структуры позволит решить две главные взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечит стабильную на ближайшую перспективу загрузку производственных мощностей и, соответственно, сохранение рабочих мест в отрасли, а во-вторых, даст шанс нашей авиаиндустрии закрепиться на мировом рынке. И это при том, что спрос на российскую технику и технологии растет во многих развивающихся странах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer