Наиболее вероятные причины катастрофы Су-24МР обусловлены малым налетом часов в авиации.
В настоящее время точную причину катастрофы разведывательного самолета Су-24МР, разбившегося в 11.40 22 апреля в 40 км от Анапы, назвать невозможно. Однако, по мнению пожелавшего остаться неизвестным эксперта ВВС, наиболее вероятной является версия, связывающая падение машины с ошибкой экипажа.
Обращает на себя внимание, что Су-24МР выполнял задачу
- разведку морского побережья в районе Новороссийска
- на предельной дальности от аэродрома базирования.
Свою роль, видимо, сыграли низкая облачность и гористый рельеф в районе выполнения задачи. По мнению эксперта, летчики пытались выйти под нижнюю кромку облачности, которая оказалась слишком низкой, чтобы успеть вывести машину из режима снижения.
В пользу версии ошибки экипажа говорит и то, что оба члена экипажа Су-24МР имели в 1999 г. очень небольшой налет: командир экипажа - 12 часов, штурман - 4 часа. Вместе с тем для нынешних не обеспеченных горючим ВВС и эти показатели считаются достаточно высокими. В прошлом году средний налет во фронтовой бомбардировочной авиации составил всего 10 часов, а из-за низкой профессиональной подготовки летного и инженерно-технического состава произошло 50% летных происшествий.
Если эта версия верна, то неизбежно возникает вопрос: почему экипаж не воспользовался при полете на малой высоте радиолокационной станцией, обеспечивающей следование рельефу местности? Отметим, что Су-24 - единственная серийная машина фронтовой авиации России, имеющая такую способность. Его пилотажно-навигационное оборудование позволяет выполнять автоматический заход на посадку в сложных метеоусловиях до высоты 40-50 м. В связи с этим нельзя исключить, что причиной падения машины стал отказ весьма сложной автоматической аппаратуры управления полетом (для Су-24 такие неисправности являются характерными).
Точный ответ на вопрос о причинах катастрофы даст комиссия, которую возглавил заместитель начальника службы безопасности полетов ВС РФ генерал-майор авиации Сергей Солнцев. На месте падения самолета также работает заместитель главкома ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, ранее возглавлявший 4-ю армию ВВС и ПВО, в которую входил разбившийся Су-24МР.