Концерн устанавливает контроль над крупнейшим авиационным предприятием России.
Несколько дней назад "состоялись переговоры между руководством самарского АО "Авиакор" и группой "Сибирский алюминий", завершившиеся подписанием соглашения, которое, по мнению специалистов, вполне может претендовать на звание сделки года в области. В соответствии с документом, подписанным председателем совета директоров АО "Авиакор" Львом Хасисом и президентом группы "Сибирский алюминий" Олегом Дерипаской, будут осуществлены смена состава совета директоров авиастроительной корпорации и передача части ее акций в трастовое управление алюминиевому концерну. В обмен на это "Сибирский алюминний" должен будет инвестировать в развитие "Авиакора" 40 млн. долл. Таким образом промышленная группа Олега Дерипаски превращается в главного инвестopa программ промышленного развития самарского авиационного предприятия, одного из крупнейших авиазаводов России (и бывшего СССР). Предполагается, что десятки миллионов долларов, которые упоминаются в данном соглашении, пойдут на финансирование производства в Самаре самолетов АН-140, Ан-70 и пассажирского авиалайнера Ту-334, а также на развитие сотрудничества с западными авиационными консорциумами "Боинг", "Эрбастениндастрий" и другими. Причем 40 млн. долл. инвестиций должны поступить от "Сибирского алюминия" на финансирование стратегических программ "Авиакора" в течение двух лет. За это он получает право на участие в управлении пакетом из 46% акций предприятия. Кроме того, половину совета директоров "Авиакора" составят представители группы "Сибирский алюминий", а генеральным директором 9 апреля стал управляющий компании холдинга "Авиакор", заместитель Олега Дерипаски, вице-президент группы "Сибирский алюминий" Андрей Карклин. За командой Льва Хасиса остается только должность председателя совета директоров компании, которую он пока оставил за собой. Смена власти будет утверждена на предстоящем собрании акционеров "Авиакора", дата проведения которого пока не определена.
Хотя формально группа "Сибирский алюминий" в обмен на инвестиции не получает полного контроля над "Авиакором", а только совместное управление крупным пакетом акций, но в Самаре уже убеждены, что речь идет о постепенном переходе этого холдинга в собственность группы Олега Дерипаски. По подобному сценарию в минувшем году "Сибирский алюминий" без особой огласки уже приобрел у "Инкомбанка" контрольный пакет (52% акций) самарской металлургической компании (САМЕКО). При этом вначале публично заявляли лишь о его передаче в трастовое управление. Кроме того, здесь убеждены, что в подобном исходе дела заинтересованы все стороны: и сам "Авиакор", и "Сибирский алюминий", и администрация Самарской области во главе с губернатором Константином Титовым. Дело в том, что, как считают самарские обозреватели, кроме надежных платежеспособных инвесторов "Авиакору" сегодня как воздух требуется влиятельный лоббист, имеющий возможность воздействовать на государственные структуры, поскольку без господдержки все планы крупнейшего предприятия России могут в одночасье рухнуть.
До недавнего времени крупные проекты самарского авиазавода (прежде всего программа выпуска самолетов АН- 140 и Ан-70) поддерживались в Москве членами команд Бориса Березовского и группы "Альфа" Петра Авена. В составе совета директоров были менеджеры Аэрофлота. Но в минувшем году эффективность лоббирования резко упала, а идеолог "Авиакора" Лев Хасис постепенно отошел от авиационного бизнеса. После этого, по информации авторитетного "Самарского обозрения", областная администрация инициировала приход на "Авиакор" новых хозяев из "Сибирского алюминия*. Его президент Олег Дерипаска давно считается одним из наиболее близких экономических и политических союзников самарского губернатора. А потому здесь уверены, что усиление позиции "Сибирского алюминия" и скорый перевод его штаб-квартиры в Самару усилят позиции областных властей и самого Константина Титова.
Не вызывает сомнений и то, что данное соглашение соответствует прежде всего экономическим интересам самого президента группы "Сибирский алюминий": самарский "Авиакор" в перспективе может стать крупнейшим потребителем продукции его Самарского металлургического завода. А дружба с неординарным политиком и влиятельным лидером "Голоса России" поможет осуществлению смелых проектов молодого российского предпринимателя.