У отечественной авиапромышленности появился шанс заработать.
Образовавшиеся разногласия в НАТО в связи с конфликтом в Югославии, в частности заявление, правительства Греции о том, что оно не допустит использования своей территории для проведения военных операций против СРЮ, создают неплохие перспективы для поставок российских вооружений в этот регион. Напомним, что правительство Греции объявило тендер на закупку новых истребителей для перевооружения своих ВВС. На конкурс представлены российский многофункциональный истребитель Су-30МК, а также самолеты F-15H - истребитель-бомбардировщик на базе стандартного F-15E, F-16, "Мираж 2000-5", "Еврофайтер". Однако фактически греки будут выбирать между F-15H и Су-30МК, поскольку греческим ВВС необходим тяжелый многофункциональный истребитель с большой дальностью полета и широкими возможностями по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями.
С самолетами ОКБ имени Сухого греческие военные хорошо знакомы. В 1996 г. начальник Генерального штаба. ВВС Греции, Георгиос Антонетис, сейчас занимающий должность главнокомандующего авиации, находясь в России во главе военной делегации летал на Су-27 и высоко оценил его тактико-технические характеристики. В 1997 г. две пары истребителей Су-27 и Су-30 принимали участие в совместных учениях в Танагре, во время которых командующий греческой тактической авиацией летал на Су-30. Он также остался доволен характеристиками этой машины. В пользу того, что греческих военных вполне устраивает российская военная техника, говорят и заключенные недавно контракты на поставку в Грецию комплексов ПВО "0са" и "Top-M1".
Если госкомпания "Росвооружение" выиграет и этот тендер, ей необходимо будет поставить Греции 60 самолетов Су-ЗОМК. В случае подписания контракта, сумма которого составляет З,5 млрд. дол., первая партия машин попадет в Грецию через, 2,5 года. В соответствии с просьбой греческой стороны учтена возможность срочных поставок.
Обязательное условие контрактных поставок российских самолетов в Грецию наличие офсетных программ. "Росвооружение" готово передать греческой стороне лицензии на производство отдельных узлов и запасных частей. Предполагается создание сервисного центра по обслуживанию самолетов, на базе которого будут проходить обучение летчики, техники и студенты. Частью офсетной программы является также совместное производство легкого учебно-тренировочного самолета С-49. Сейчас в Греции существуют линии по ремонту состоящих на вооружении ВВС F-16. Однако американская сторона накладывает ограничения на эксплуатацию самолетов, в частности в области электронного оборудования. В отличие от американцев российская сторона не собирается вводить какие-либо ограничения на использование Су-30МК.Сейчас в Греции обсуждается программа создания "эгейского .зонтика" в рамках двустороннего греко-кипрского договора о взаимной обороне. В случае если у тендер на поставку истребителей в Грецию выиграет "Росвооружение", этот "зонтик" станет, в основном российским поскольку безопасность воздушного пространства над Эгейским морем будет обеспечиваться греческими комплексами ПВО "Оса" и "Тор-М1", размещенными на Крите кипрскими С-300 и греческими истребителями Су-30МК.