В Турции идет беспрецедентное соревнование лучших боевых вертолетов мира. В самом начале следующего года правительство этой страны объявит о том, какой именно геликоптер станет основным в армии Турции, И это ознаменует крупнейшую военно-торговую сделку на старте грядущего тысячелетия.
Турция планирует полностью обновить парк боевых винтокрылов и закупить для своих ВВС 145 вертолетов. Сумма контракта оценивается в несколько миллиардов долларов. В битву за столь лакомый кусок вступили ведущие мировые производители военной авиатехники. Италия выставила новейшую "Мангусту", Франция тоже новый летающий "Тигр". От США в жесткой конкурсной борьбе сошлись аж два самых крупных авиа-концерна - "Белл" со своей "Королевской коброй" и "Боинг" с"Апачем". Россию представляет фирма "Камов" новейшей разработкой - вертолетом Ка-50-2, специально адаптированным к условиям конкурса.
Как сказал руководитель фирмы "Камов" и ее генеральный конструктор Сергей Михеев, без активной и очень серьезной помощи Госкомпании "Росвооружение" даже пробиться в участники турецкого тендера было бы невозможно. Нечасто услышишь из уст промышленника похвалу в адрес наших главных посредников торговли вооружением. Примечателен еще один факт: в тесной связке с российской оборонкой в Турции выступает ведущая израильская оборонная корпорация "Ай-Эй-Ай", разработавшая уникальный комплекс бортовой авионики и систем управления вооружением.
Появление черного российского "Аллигатора" в турецком небе первоначально вызвало чуть ли не пренебрежительную реакцию. Да сможет ли эта тяжелая бронированная машина с какой-то необычной соосной схемой несущих винтов являться серьезным конкурентом? Однако уже первые сравнительные полеты, в том числе в составе вертолетной группы, показали, что российский Ка-50-2 по своим пилотажным характеристикам, легкости управления, защищенности и вооружению не только не уступает европейским и американским конкурентам, но даже превосходит их.
Первый этап напряженного тендера наш вертолет выдержал успешно. Летом начнется решающий второй этап, в котором испытания пройдут в полном объеме, в том числе с боевой стрельбой. Кстати, турецкая сторона выразила пожелание, чтобы ураганная огневая мощь Ка-50-2 была несколько снижена, приведена к стандартам НАТО.
Возникла еще одна проблема. Турки склоняются к тому, чтобы на Ка-50-2 была изменена кабина и летчики сидели не рядом - плечо к плечу, а как у "Апача" - друг за другом. Это в корне меняет облик боевой машины, а с учетом фактически нового вооружения осуществить за жестко ограниченное время тендера все нововведения почти невозможно. То есть фирма "Камов" как бы объективно выталкивается из борьбы за главный приз.
Однако русские инженеры не были бы русскими, если бы не взялись "перековать блоху" за одну ночь. А их творческое объединение с израильтянами, похоже, рождает вообще гремучую смесь. Потрясающе, но сегодня решены почти все вопросы с полным перевооружением Ка-50-2 и даже с переоборудованием его новой кабиной. И это при том, что из бюджета на участие в тендере не взято ни рубля.
Ясно, что выбор Турции определится не только и даже не столько боевыми характеристиками перспективной машины. Последнее слово будет за чисто политическим решением, и сегодня никто уверенно не скажет, какой именно вертолет станет доминирующей боевой машиной на южном фланге НАТО.
Однако сама игра российской авиапромышленности в мировом чемпионате военных вертолетов уже сегодня достойна восхищения соотечественников.