ПС-90А2 будет надежнее и вдвое дешевле аналогичных по мощности английских авиадвигателей.
В московском отеле "Аэростар" 27 апреля состоялась презентация нового российско-американского авиационного двигателя ПС-90А2. За основу его взят серийный отечественный двигатель ПС-90А Пермского моторного завода. Он уже устанавливается на пассажирских Ил-96-300 и транспортных Ил-76МФ. Инвестором и участником проекта с американской стороны o выступает фирма Pratt & Whitney, вкладывающая в него суммарно 125 млн. долл. Взамен этого американцы получили 25% акций АО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) и возможность получения прибыли от продажи ПС-90А2 по всему миру. Следует отметить, что в связи с девальвацией рубля шансы продаж резко возросли. Так, при практически одинаковых характеристиках с авиадвигателем английской фирмы Rolls- Royce такого же класса (тяга 12 тонн) российско-американский ПС-90А2 будет раза в два дешевле.
По словам генерального директора ПМЗ Юрия Решетникова, который одновременно занимает аналогичную должность в ОАО "Авиадвигатель" - организации, спроектировавшей практически все пермские авиационные моторы, программа проектирования и выхода на серийный выпуск ПС-90А2 займет максимально 3 года. Причем, хотя доля американских разработок и отдельных агрегатов в ПС-90А2 весьма невелика, она позволит улучшить его качественные характеристики. Нет смысла перечислять все отличия, но на два следует обратить внимание. Это показатель наработки на случайное выключение двигателя в полете. Он возрастет с 30 000 часов у выпускаемого сейчас чисто российского двигателя до 100 000 часов. А время, которое проработает он на крыле до первого съема на ремонт, увеличится с 6000 до 7500 часов.
Как отметил генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов, резкое увеличение за последние 2 года надежности ПС-90А обязано взаимоотношениям в системе их обслуживания между авиакомпанией и производителем двигателя. Суть системы в том, что авиаторы не покупают двигатели, а оплачивают их частями и только тогда, когда самолеты с ними находятся в воздухе. То есть всю ответственность, включая финансовую, за ремонт несут моторостроители. Так, если в феврале 1997 г. двигатели поступали в ремонтный цех после 1600 часов работы на крыле, то в марте 1999 г. - уже после 4311 часов.
В презентации ПС-90А2 приняли участие 12 российских авиакомпаний. Из них 6 выразили желание продолжить сотрудничество с ПМЗ. Для авиакомпаний основное достоинство ПС-90А2, а также выпускаемого уже серийно ПС-90А выражается в резком снижении удельного расхода топ-лива по сравнению с другими двигателями, производимыми в России и на Украине. К примеру, по заказу "Внуковских авиали-ний" разработан Ил-96-ЗООВ ("Внуково") с двигателями ПС-90А. При том же взлетном весе и количестве пассажиров, что и Ил-86, этот авиалайнер имеет на 2200 км большую дальность полета. Всего же на Ил-96-300 поступило 25 заказов. Хотя генеральный конструктор авиационного комплекса "Ильюшин" Генрих Новожилов считает, что часть из них так и останется "протоколами о намерениях".