Над "Пермскими моторами" висит дамоклов меч банкротства.
В конце апреля в Москве прошла пышная презентация модернизированного авиадвигателя ПС-90А, произведенного холдингом "Пермские моторы". Этот проект был реализован головным предприятием холдинга - "Пермским моторным заводом" - благодаря мощному финансированию со стороны западного партнера "ПМ" - компании Pratt & Whiiney, инвестировавшей в него свыше 20 млн. долл. А буквально накануне презентации крупнейшее стратегическое предприятие России едва не было обанкрочено небольшой частной фирмой. Лишь в самый последний момент жернова банкротства были остановлены и заключено мировое соглашение на условиях, весьма не выгодных для пермских моторостроителей.
Впрочем, это совсем не значит, что нынешний главный собственник "ПМ" - финансово-промышленная группа "ИНТЕРРОС" - может успокоиться. Дамоклов меч банкротства как висел над моторостроительным холдингом, так и продолжает висеть. И предприятие в любой момент может ускользнуть из рук "интерросовцев". Причем нокаут возможен совсем не от государства - самого крупного кредитора "Пермских моторов", а от западноуральской корпорации "Авиализинг", возглавляемой бывшим генеральным директором "ПМ" Владимиром Киндеркнехтом. Он руководил этим предприятием три года подряд и покинул директорское кресло в апреле 97-го - после того, как "Пермские моторы" вошли в состав промышленной империи Владимира Потанина.
ЗАО "Корпорация "Авиали-зинг", называвшаяся раньше корпорацией "Пермские моторы", образовалась весной 1996 г. Одним из ее отцов-основателей стал широко известный в Перми Виктор Новиков, работавший до того заместителем председателя правления банка "Заря Урала". Банк этот известен главным образом тем, что в нем "сгорели" вклады десятков тысяч пермяков. Да еще тем, что в московском представительстве "Зари Урала" когда-то работала Татьяна Дьяченко. Когда в 1996 г. его родной банк рухнул, Виктор Новиков сразу же пересел в кресло одного из руководителей "Авиализинга", что, впрочем, неудивительно. К "Пермским моторам" у экс-банкира давний интерес...
Главной целью новоиспеченной корпорации было провозглашено продвижение на российский рынок самолетов семейства Ту-204 с двигателями ПС-90А. Для ее успешного достижения корпорация подписала соглашение с ульяновским АПК "АВИА-СТАР". Три года назад этот проект был активно поддержан областной администрацией и широко разрекламирован. По имеющейся информации, в июне 1996 г. тогдашние генеральный директор ЗАО "Корпорация "Пермские моторы" Сергей Сопов и генеральный директор ОАО "Пермские моторы" Владимир Киндеркнехт подписали договор о совместной деятельности между своими организациями сроком на 20 лет.
Удивительно, но все, что связано с этим договором, покрыто плотной завесой тайны. Его подписанты поспешили придать документу строго конфиденциальный характер, и на заводе о нем узнали лишь спустя полтора месяца. В заключении ревизионной комиссии "ПМ" отмечается, что договор о сотрудничестве с корпорацией был подписан Владимиром Киндеркнехтом без утверждения его на совете директоров АО "Пермские моторы", а соответствующее решение фактически единолично приняли господа Киндеркнехт и Кузменко (последний был в то время председателем совета директоров "ПМ").
Предмет договора - развитие производства отечественных авиадвигателей. Вклад каждой стороны был определен в размере 96 млрд. неденоминированных рублей. Но если завод внес его авиадвигателями ПС-90А, включая их техобслуживание, то корпорация пообещала профинансировать на ту же сумму непосредственно либо через третьи лица производство авиадвигателей в соответствии с дополнительно утверждаемыми графиками в течение срока действия договора. При этом способ финансирования был избран весьма своеобразный: путем скупки векселей "Пермских моторов". Тем самым фактически запускался механизм создания колоссальной долговой зависимости крупнейшего промышленного предприятия от частной фирмы...
Как явствует из документов, в 1996-1997 гг. ОАО "Пермские моторы" передало в совместную собственность с одноименной корпорацией пять двигателей ПС-90А, часть из которых была отправлена в адрес ульяновского "АВИАСТАРА". Кроме того, в ноябре 96-го "ПМ" отдало в совместное пользование самолет Як-40 (бортовой № 87418). А корпорация "Пермские моторы" сама и через подконтрольные ей структуры активно скупала векселя "ПМ", якобы реализуя тем самым свой вклад в общее дело. При этом, видимо, как бы само собой подразумевалось, что платить по этим векселям не придется.
Правда, директор по маркетингу, сбыту и коммерции ОАО "Пермские моторы" г-н Горяинов еще в марте 1997 г. задался простым вопросом: где гарантия, что векселя не будут предъявлены к оплате? Он же отметил, что обязательства корпорации по финансированию ремонта двигателей в договоре о совместной деятельности "очень сильно занижены" и эти суммы, исходя из реалий, должны быть увеличены как минимум вдвое. Эти соображения г-н Горяинов изложил в служебной записке на имя г-на Киндеркнехта. Однако генеральный директор, видимо, к ним так и не прислушался...
Впрочем, в апреле 1997-го Владимир Киндеркнехт вообще ушел с предприятия, поскольку не нашел обшего языка с новым собственником - группой "ИНТЕРРОС". Безработным он оставался недолго и практически сразу же после отставки благополучно приземлился на загодя подготовленный запасной аэродром, пересев в кресло генерального директора корпорации "Пермские моторы", позже переименованной в "Авиализинг". И спустя почти два года г-н Киндеркнехт нанес "ИНТЕРРОСУ" ответный удар: корпорация саккумулировала в своих руках и в руках родственных структур векселя "Пермских моторов" на общую сумму 26 млн. руб. и подала в арбитраж иск о признании моторостроительного холдинга банкротом.
Сам Владимир Киндеркнехт говорит, что это был вынужденный шаг. "Предыдущая команда менеджеров завода разрушила систему сбыта двигателей, а новую не создала и к тому же предприняла попытку разрушить то, что было сделано "Авиализингом", областной администрацией, "Пермскими авиалиниями" и АПК "АВИАСТАР" по организации сбыта двигателей в 1996 г., - считает он. - Сегодня корпорация "Авиализинг", являясь крупным кредитором "Пермских моторов" и опасаясь, что существующее руководство не сумеет должным образом организовать производство и сбыт двигателей ПС-90А, имеет все формальные основания для возбуждения процедуры введения внешнего управления холдингом "Пермские моторы". В конце марта в письме на имя мэра Перми Юрия Трутнева г-н Киндеркнехт предложил городской администрации "совместно с заинтересованными организациями" подыскать кандидатуру внешнего управляющего "ПМ".
Команда "интерросовцев" перешла в контрнаступление - ничего другого ей и не оставалось делать. Так, и.о. гендиректора "ПМ" Дмитрий Харькин в письме все тому же Трутневу предположил, что "Авиализинг" "стремится восстановить так называемый "бизнес", который корпорация вела в пермском авиахолдинге с октября 96-го по май 97-го года". "Следует констатировать, что бывшим генеральным директором ОАО "Пермские моторы" Киндеркнехтом была реализована схема создания крупной кредиторской задолженности стратегически важного для страны предприятия перед небольшой частной фирмой, преследующей свои, далекие от государства, интересы", - считает г-н Харькин.
По подсчетам "интерросовцев", в свое время предполагалось создать долговую зависимость "Моторов" перед третьими лицами на сумму свыше 650 млрд. неденоминированных рублей. Их мнение однозначно: управление "Авиализингом" активами "ПМ" не принесло ни копейки дохода предприятию, в то время как только на ремонтно-технические работы по обслуживанию двигателей холдинг потратил около 25 млрд. неденоминированных рублей; по настоящее время руководство корпорации не представило ни одного отчета об управлении активами ОАО "Пермские моторы", переданными им по договору совместной деятельности, под любым предлогом уходит от проведения сверок по понесенным на производственную деятельность затратам. А председатель совета директоров "Пермского моторного завода", бывший генпрокурор России Валентин Степанков вообще пригрозил, что действия Владимира Киндеркнехта станут "предметом разбирательства не только в арбитражном суде, но и в правоохранительных органах".
Реакция местных властей на все происходящее была крайне вялой. Пермский мэр не стал отвечать ни той, ни другой стороне конфликта. Хотя к попытке "Авиализинга" обанкротить "Пермские моторы" Юрий Трутнев отнесся весьма прохладно, заметив, что задолженность завода перед корпорацией была создана искусственно. Примерно такую же позицию занял и губернатор Геннадий Игумнов. Похоже, и в областной администрации, и в пермской мэрии просто устали от постоянных скандалов, сотрясающих пермский моторостроительный холдинг, и не знают, что с ним делать дальше.
Впрочем, до банкротства дело пока не дошло. Стороны подписали мировое соглашение, по которому завод передал в собственность "Авиализингу" уже упоминавшийся Як-40 в счет выплаты по двум векселям. Но ведь всего их свыше шестидесяти. И, несмотря на обещания представителей корпорации не предъявлять долговые расписки "ПМ" к оплате, никто не может сказать, как завтра сложится политическая конъюнктура. Наш закон о несостоятельности настолько демократичен, что при желании позволяет кому угодно обанкротить какое угодно предприятие - даже самое процветающее.
Словом, ситуация на крупнейшем стратегическом предприятии нашей страны складывается, как в том кино: красные пришли - грабят, белые пришли - грабят. Кстати говоря, еще несколько лет назад никто особенно и не стремился взять в собственность разваливающиеся на глазах "Пермские моторы". Сегодня же, когда туда рекой потекли американские инвестиции, желающих распорядиться ими по своему усмотрению с каждым днем появляется все больше...
Что ждет многострадальные "Моторы" впереди?