Авиапассажиров обуяла аэроярость
Вообразите: вы - пассажир первого класса авиакомпании "Юнайтед Эйрлаинз". И наблюдаете такую картину: ваш попутчик-банкир встает, взгромождается на тележку для освежительных напитков, снимает штаны и, ради бога извините, справляет нужду. А потом размазывает продукты своей жизнедеятельности по стенкам самолета. Это не бред, это реальный случай из жизни реального банкира. Придя в себя, бедняга мог вспомнить только то, что его просто взорвало от необъяснимой ярости, а следовавшие тем же рейсом пассажиры, среди которых оказались президент Португалии и министр иностранных дел Аргентины, получили бесплатное дополнительное "развлечение".
Аэроярость - новый вид психического расстройства, характерный приступами необъяснимого буйства в воздухе, явление новое, сложное и противоречивое. У сотрудников спецслужб, отвечающих за безопасность полетов в западных авиакомпаниях, оно вызывает откровенное раздражение. По их мнению, это всего лишь "отмазка" пассажиров от ответственности за учиненные безобразия. А полгода назад "Британские авиалинии" заявили о том, что отказываются оправдывать аэроярость, а будут возбуждать судебные иски против хулиганствующих пассажиров.
Первые случаи приступов необъяснимой агрессивности в воздухе попали в газеты в мае 1997 года. Пресса сразу же окрестила новый феномен "аэрояростью" и запустила термин в оборот, регулярно освещая все новые случаи непонятных припадков пассажиров. Болезнь вскоре стала модной: рок-звезды и богема помельче, типа хозяек ночных клубов, в ответ на просьбу бортпроводников погасить сигарету или не усердствовать с алкоголем швыряли в стюардесс бутылками или пробирались в кабину, чтобы придушить летчиков, только для того, чтобы об этом написали в газетах. Управление гражданской авиации Великобритании, отвечающее за безопасность полетов, просто зубами скрипело, читая очередную сенсацию. Добросовестные англичане начали регистрировать случаи скандального поведения в воздухе. А в этом году Международная ассоциация авиаперевозок собрала данные основных авиакомпаний и пришла в ужас: за три года рост числа нападений составил 400%, а формы пассажирской агрессии становятся все более опасными.
Статистика показывает, что приступы чаще случаются с пассажирами первого класса, переплатившими за билет и настроенными получить больше комфорта, чем остальные. Психологи добавляют, что такие пассажиры в "наземной" жизни привыкли отдавать приказы, устанавливать свои правила и не склонны кому-либо подчиняться.
Причины воздушных помешательств называются разные. Некоторые ученые видят их в повышенной температуре в салоне самолета, что может действовать на пассажиров, обладающих термальной сверхчувствительностью. Кто-то так нестандартно реагирует на ограниченное пространство и скученность.
Профессор по психологии поведения в воздухе Хелен Мьюир, одна из лучших специалистов в этой области, пока не может высказать какого-либо однозначного мнения по поводу феномена аэроярости. Она спроектировала экспериментальную кабину, моделирующую условия самолета, и собирается проводить эксперименты по выяснению действия алкоголя, высокой концентрации двуокиси углерода, стресса, уровня сахара в крови и типов характера на поведение человека в воздухе. Но денег на проект пока никто не выделил. Сами авиалинии предпочли установить в салонах самолетов видео-камеры, снимающие пассажиров для доказательства их поведения в суде, введение системы штрафов (до 250 тыс. долл.) и наказаний (до 20 лет тюремного заключения). А в довершение единой базы данных на провинившихся пассажиров им будет предложено ходить пешком.
Вспышки "аэроярости", зафиксированные в 1994-1999 гг.
Июль 1994 г. Британские авиалинии совершают вынужденную посадку в Мюнхене после того, как пассажир Грининг в припадке ярости нападает на свою подругу.
Январь 1995 г. Рок-звезда Кортни Лав нападает на пассажиров и экипаж рейса австралийских авиалиний.
Сентябрь 1995 г. Американская ведущая ток-шоу Джулиан Малво попала в тюрьму за нападение на стюардессу, которая просто попросила выключить компьютер на время посадки.
Сентябрь 1995 г. Уругвайский бизнесмен Алмейда-Гутьерес пытался задушить стюарда.
Октябрь 1995 г. Банкир Джерар Финнеган учинил безобразие в салоне первого класса (см. начало статьи).
Декабрь 1995 г. 18 британских и ирландских туристов попали в заложники к разбушевавшейся американской олимпийской команде борцов.
Январь 1996 г. Саудовская принцесса Салва Куаханти оштрафована за нападение на стюардессу компании TWA.
Апрель 1996 г. Хозяйка ночного клуба напала на пилота, попросившего ее погасить сигарету.
Сентябрь 1998 г. Томас Джойс посажен на 9 месяцев в тюрьму за нападение на экипаж самолета британских авиалиний.
Февраль 1998 г. Рок-звезда Лайм Галлахер, Оазис, забрасывает пассажиров остатками еды.
Апрель 1998 г. Постоянный клиент Британских авиалиний бизнесмен Джон Хенсон нападает на стюардессу, угрожает убить пилота и наносит удар головой одному из пассажиров. Вынужденная посадка в Бостоне.
Октябрь 1998 г. Пожизненный отказ от обслуживания любым видом транспорта Стивена Хенди, нанесшего тяжелые увечья стюардессе Фионе Уиэр.
Психологические проблемы в воздухе свойственны и российским авиапассажирам. Это подтвердили "Сегодня" в трех крупнейших отечественных авиакомпаниях, но какой-либо статистики не привели, сославшись на отсутствие специальных исследований. И только пожелавший остаться неназванным психолог, много лет работающий в авиации, несколько успокоил корреспондента "Сегодня": агрессия - возможная, но не типичная форма проявления так называемой авиафобии, т. е. боязни перелета. "Полет порождает страх у многих людей. В некоторых случаях возникает довольно устойчивый невроз, подобный хорошо известным явлениям - боязни темноты, высоты, замкнутого пространства. Порой стресс порождается плохим физическим самочувствием во время полета, но иногда он имеет и чисто психологическую природу. Большинство людей, страдающих аэрофобией, ведут себя вполне мирно: сидят, вжавшись в кресло, и тихо молятся до самой посадки. Но для некоторых людей формой защиты от внутреннего неблагополучия является агрессия, и авиаперелет провоцирует у них именно такую реакцию. Что же касается эксцентричного поведения в самолете различных VIP-персон, то оно имеет другую природу. Полет для них привычен и не вызывает стрессовой реакции, но стереотип поведения, в основе которого привычка командовать, ощущение возможности привлечь окружающих к решению своих проблем, - в условиях чисто физического дискомфорта выливается в агрессию. Слава богу, в России не так много VIP-персон. Поэтому и случаев "аэроярости" у нас меньше".