По итогам салона в Ле Бурже компании может быть возвращена главенствующая роль в сфере торговли российским оружием.
Трагическое происшествие с российским суперистребителем Су-ЗОМК, разбившимся в Ле Бурже за день до официального открытия 43-го Парижского международного авиасалона, остается его главным событием. Пожалуй, нет делегации, которая не выразила бы "своего сочувствия представителям АВПК "Сухой" и ГК "Росвооружение". При этом все (даже те, кто не видел первого и последнего шестиминутного демонстрационного полета Су-ЗОМК) признают, что лучшего самолета на сегодняшний день в мире не существует и ошибка летчика не должна повлиять на продвижение этой машины на рынок. Определенный оптимизм проявляет и гендиректор ГК "Росвооружение" Григорий Рапота. По его словам, авария не поставила под сомнение достоинства Су-ЗОМК, самолета будущего, опережающего по своим возможностям разработки конкурирующих фирм как минимум на 10-15 лет.
Между тем глава госкомпании, представляющей на авиасалоне коммерческие интересы 14 предприятий и конструкторских бюро российского ВПК, отказался комментировать подробности переговоров с потенциальными покупателями. Григорий Рапота лишь намекнул, что авиационная составляющая в российском военном экспорте (более 50%) может быть еще увеличена. Так, определенный интерес уже сейчас вызывает разработка трех ведущих российских авиафирм ("Сухой", "ЯК" и "МиГ") - буквально в эти дни они начинают совместную работу над многофункциональным легким самолетом, который должен будет превзойти по своим качествам Су-ЗОМК.
Всего в Ле Бурже представлено около 100 военных и гражданских фирм из России, но их экспозиции разбросаны по павильонам и теряются на общем фоне. Как заявил корреспонденту "Сегодня" вице-премьер Илья Клебанов, это значительно снижает эффект. Россия как бы растворилась в своих партнерах, а на некоторых совместных изделиях даже нет достаточно четких отметок о том, что они разрабатывались и изготавливались при российском участии, порой доминирующем. Иначе говоря, на выставке видно, что не считаться с Россией некоторые считают вполне возможным. В частности, речь идет о пиратском модифицировании российских МиГов. Кроме того, генерал Анатолий Ситнов утверждал в беседе с корреспондентом "Сегодня", что ряд зарубежных фирм без зазрения совести скопировали наши ноу-хау и представили их на салоне. И по его мнению, вопрос о защите российской интеллектуальной собственности все-таки до конца не решен...
Салон еще продолжается, но похоже, что некоторые оргвыводы уже сделаны. Не исключено, что в следующий раз Россию на авиашоу вновь, как и раньше, будет представлять "одна команда профессионалов", а именно ГК "Росвооружение".
По мнению вице-премьера Ильи Клебанова, госкомпания даже в условиях отсутствия финансирования смогла на высшем уровне представить продукцию ВПК. А потому "Росвооружение", как считает вице-премьер, должно доминировать в системе российского экспорта вооружений. И якобы этот принцип уже заложен в готовящемся президентском указе.