Новый вице-премьер РФ обещает навести порядок в оборонке.
Если в результате расследования аварии истребителя Су-ЗОМК, происшедшей в первый день работы международного авиасалона в Ле Бурже, специальная комиссия МО Франции установит, что виноват экипаж российского самолета, то на авиапредприятие "Сухой" могут быть наложены существенные ограничения при участии в будущем парижском авиашоу. Об этом заявил директор французского авиасалона Эдмонд Марчигэй. Сейчас уже абсолютно точно установлено, что самолет 12 июня во время показательных выступлений нарушил предел минимально допустимого уровня снижения над полем аэродрома. Вместе с тем в рассказе командира экипажа Вячеслава Аверьянова есть немаловажная для следствия деталь: во время выполнения маневра "плоский штопор" из-за световых бликов в кабине была несколько потеряна ориентировка в пространстве, пилоту показалось, что самолет мог нарушить двухсотметровую запретную отделяющую сферу показательных выступлений от зрительских трибун.
Аверьянов - летчик-испьггатель с высокой профессиональной репутацией предпринял дополнительный внештатный маневр. Самолет, стремительно пикируя на взлетно-посадочную по-лосу, вместо спланированных двух витков выполнил три с половиной. Летчику в последний момент удалось выровнять истребитель, но не хватило, по оценке экспертов, 0,5-1 метра - сопла самолета зацепили цементное покрытие аэродрома. Через мгновение Су-ЗОМК уже взмывал в небо, но с горящим левым двигателем. На высоте 45 метров летчики катапультировались с интервалом 0,2 секунды.
Чтобы подготовить к испытаниям и показам еще один такой же истребитель, потребуется, как считает генконструкгор "ОКБ Сухого" Михаил Симонов, не менее месяца. Успеть бы к московскому авиасалону "МАКС-99". Деньги для этого вроде бы будут, поскольку впервые самолет страховался перед вылетом на выставку на сумму в 26 млн. долл.
Комментируя случившееся, генеральный директор "Росвооружения" Григорий Рапота воскликнул в сердцах: "Хорошего ничего нет отсутствует дисциплина, нет российского руководителя полетов. Следует не гражданским пилотам доверять участие в серьезных мероприятиях, а военным". Он, однако, уверен, что на международном покупательском спросе опрометчивые действия летчиков не скажутся. Но китайские военные - очевидцы трагедии и потенциальные покупатели одного из вариантов Су-30 - очень бурно реагировали, да и аналитики Ле Бурже предсказывают тяжелые последствия всего российского авиаэкспорта, по крайней мере на ближайшее время.
Совершенно неожиданно сгоревшая звезда авиасалона зажгла другую, создала рекламу креслам-катапультам К-36ДМ. По признанию комиссара выставки, он не знает другого такого средства в мире, которое смогло бы обеспечивать выживаемость экипажа на столь низких высотах. В ближайшее время на экспорт будут предложены кресла следующего поколения, способные сохранить жизнь пилоту при катапультировании на скоростях до 3,5 М.
Желанным гостем у стендов российских фирм был вице-премьер Илья Клебанов, который заявил корреспонденту "НГ": "Я в восторге от "Росвооружения" и предприятий военно-промышленного комплекса, которые после стольких лет застоя тем не менее сохраняют способность делать продукцию, не только соответствующую мировым образцам, но и превосходящую их". Вместе с тем представителям оборонки он ничего, кроме политической поддержки правительства, пока не обешал.
В своих беседах с оборонщиками Клебанов подчеркнул, что "если не будет отлажен экспорт оружия, то военно-промышленный комплекс от развала не удержать". По его оценке, после длительного невнимания правительства к нуждам оборонного комплекса во властных структурах наконец происходит резкий поворот. ВПК необходим не только для обеспечения национальной безопасности, но и пополнения государственной казны за счет экспорта оружия.
Сегодня правительство, заявил Илья Клебанов, активно занимается формированием оборонно-промышленных агентств - это вопрос номер один. Кроме того, не позднее конца июня должен появиться указ президента, который позволит существенно снизить налогообложение предприятий ВПК и, в частности, временно освободить их от налога на имущество.
Отвечая на вопрос обозревателя "НГ" о возможности представления оборонным предприятиям прав самостоятельного выхода на зарубежные рынки, вице-премьер мягко заметил, что это не всегда в интересах самих предприятий. "Надо просто установить такие правила игры, которые позволяли бы все делать качественно и быстро. Экспорт -лишняя головная боль для производственников. Он предполагает создание маркетинговых структур, а это влечет лишние расходы и так далее. Часто это делается необоснованно, иначе говоря, директора предприятий просто устали от неэффективной работы чиновников, постараемся в течение ближайших недель существенно изменить стиль военно-технического сотрудничества изнутри". В связи с этим госкомпания "Росвооружение", безусловно, сохранит лидирующее положение в экспорте оружия, как это и закладывалось первоначально. Параллельная организация - "Промэкспорт" предназначалась для продажи оружия с армейских складов в условиях сокращения ВС. "Но сегодня, - продолжал Илья Клебанов, - арсеналы интенсивно иссякают, поскольку Минобороны очень давно не пополняет своих запасов".
Порядок в проблемах ВПК призвана навести комиссия по военно-промышленным вопросам, возглавляемая премьер-министром, его заместителем назначен сам Илья Клебанов, а членами комиссии определены силовики. Периодичность заседания - нс менее раза в неделю. Работа нацелена на то, чтобы ликвидировать, по выражению Ктебанова, "усталость, накопившуюся в военно-промышленном комплексе".