Следы российских авиадвигателей привели в Белоруссию.
На днях Главной военной прокуратурой Белоруссии возбуждено уголовное дело по факту хищения в особо крупных размеpax. Речь идет об обнаруженных на одном из коммерческих складов в столичном микрорайоне Уручье шести двигателей от истребителей МиГ-29 и четырех от вертолетов Ми-8. Согласно имеюшимся на складе документам, они числились как моторы от гражданских самолетов. Предварительным следствием установлено, что двигатели, суммарная стоимость которых превышает 3 млн долл., поступили в Белоруссию из России и их планировалось продать в Алжир и Северную Корею.
Представители ГВП, равно как и подключившиеся к расследованию сотрудники КГБ, отказываются назвать лиц, подозреваемых в совершении преступления, мотивируя это интересами следствия. В то же время заместитель белорусского военного прокурора Александр Пилявский отметил, что обнаруженное является лишь мизерной частью похищенной в 1995 году партии моторов с боевой авиатехники, оцениваемой в несколько сот миллионов долларов. Установлено, что "сердца" самолетов и вертолетов поступили в Минск из Брестской области, где они длительное время находились на хранении у одной из коммерческих фирм. К афере с двигателями, по заявлению Пилявского, причастны бывшие сотрудники КГБ СССР и штаба ВВС России, в отношении которых объявлен розыск. По договоренности с российской стороной обнаруженные двигатели от "МиГов" до окончания следствия складированы в авиагарнизоне Мачулищи в пригороде белорусской столицы. Что касается моторов с вертолетов, то они по пока невыясненным обстоятельствам исчезли незадолго до того, как сотрудники ГВП прибыли с ордером на обыск в коммерческий склад в Уручье.
Немногословность представителей ГВП может объясняться сложностью расследования, которое объясняется давностью срока совершения хищения, отсутствием подозреваемых и практической невозможностью отыскать документальные следы учетов авиаимущества ВВС СССР. Хотя есть все основания полагать, что данному уголовному делу не грозит участь перерасти в разряд "мертвых". Это связано с тем, что управление военной контрразведки КГБ Белоруссии именно в 1995 году проводило официальное разбирательство по факту завоза в республику истребительных авиадвигателей из России. Зимой 1995 года сотрудники ГАИ Березовского РОВД Брестской области остановили два большегрузных автомобиля с российскими номерами. Согласно товарно-транспортным накладным, в кузовах находились 10 двигателей от МиГ-29, следующих в адрес дочерней российской коммерческой фирмы "Фактория". Последняя размещалась на площадях авиагарнизона, дислоцированного в городе Кобрин Брестской области, и занималась поставками авиаимущества за рубеж. Груз сопровождали вооруженные охранники одной из частных московских служб безопасности. Впоследствии эти 10 двигателей были проданы в Йемен по цене 200 тыс. долл. за каждый.
В связи с тем, что на тот момент между Россией и Белоруссией отсутствовали межгосударственные договоренности о нахождении на территории стран лиц с оружием, транспорт и охрана были задержаны до выяснения обстоятельств. Затем начались малопонятные события. Ночью в Березу срочно выехал представитель Совета безопасности РБ, который отдал распоряжение отпустить груз и сопровождающих лиц. Одновременно последовала команда военным контрразведчикам разобраться в характере деятельности "Фактории". В Кобрин был командирован сотрудник УВКР КГБ, который занесколько недель сумел раскопать весьма любопытную информацию, которая в виде справки была доложена председателю КГБ и госсекретарю Совбеза. Однако дальнейшие попытки армейских чекистов "заняться глубинным бурением" были пресечены указанием сверху.
Корреспонденту "Сегодня" удалось встретиться с одним из бывших контрразведчиков, участвовавших в том разбирательстве. Он согласился рассказать некоторые подробности этой истории. "В незаконной продаже многомиллиардного авиаимущества бывшей советской армии замешаны и ныне весьма влиятельные гражданские чиновники и генералитет России и Белоруссии, внешне-торговые фирмы. Естественно, что они не остановятся ни перед чем, чтобы эта информация не получила огласки", - заявил экс-чекист.
Что касается обнаруженных в Уручье шести двигателей РД-33, то на них отсутствуют формуляры, что затрудняет их продажу. Дело в том, что без этих документов невозможно определить ресурс мотора и, соответственно, обеспечить безопасность самолета и пилота Продлевает ресурс лишь генеральный конструктор и завод-изготовитель. Однако, как показывает практика, некоторые страны, где у власти находятся "отмороженные" режимы, го товы покупать вооружение без документации.