На самарский АН-140 установят украинский двигатель.
Первым поставщиком двигателей для АН-140, которые будет выпускать АО "Авиакор", станет украинское АО "Мотор-Сич". Об этом заявил "Известиям" генеральный директор предприятия Андрей Карклин со ссылкой на достигнутые с украинцами договоренности. Это означает, что "Авиакор" предпочел украинские двигатели американским, которые предлагала компания Pratt&Whrtney.
По словам Андрея Карклина, у данного выбора есть несколько причин. "Мотор-Сич" - самое крупное моторостроительное предприятие на территории СНГ, поставляющее двигатели для всех типов самолетов. Украинцы предлагают свою продукцию по более низкой по сравнению с Pratt &Whitney цене - 750 тыс. долларов против 800 тыс.
АН- 140 уже проходит сертификационные испытания с украинским двигателем. Если ставить на него двигатель американский, придется не только заново начинать испытания, но и вносить изменения в конструкцию крыла, что потребует дополнительных вложений.
В то же время выбор в качестве партнера АО "Мотор-Сич" может быть в значительной степени связан с активной политикой владельца "Авиакора" - группы "Сибирский алюминий" - по развитию своего бизнеса на Украине.
Протокол, предусматривающий расширение сотрудничества "Авиакора" с "Мотор-Сич", был подписан на авиасалоне в Ле-Бурже. До конца 2000 года украинцы поставят в Самару двигатели, необходимые для оснастки первых восьми самолетов (объем поставок оценивается примерно в 12 млн долларов); Эта цифра носит предварительный характер, и согласование окончательной цены будет продолжаться. Оно ведется по кооперативному принципу, исходящему из продажной цены самолета (каждый поставщик получит определенный процент от рыночной стоимости Ан-140).
На рынке новый самолет уже ждут. Начало серийного производства Ан-140 придется как нельзя кстати. Сейчас в России фактически нет современных самолетов, ориентированных на воздушные перевозки средней и малой дальности. Устаревшее семейство Ан-24 в ближайшее время вообще уйдет с авиатрасс, и тогда "регионального" самолета просто не останется. Правда, есть Ил-114, который производится в Ташкенте, но он обладает серьезными недостатками - его крылья находятся ниже фюзеляжа, что ограничивает возможность посадки на грунт (а именно такое покрытие имеет большинство малых региональных аэродромов), - и к тому же дорого стоит (по некоторым данным, его цена значительно превышает отметку в 10 млн долларов). АН-140 будет намного дешевле. Его ориентировочная стоимость - от 8,5 до 10 млн долларов при мировой цене самолетов такого класса 10-15 млн. Уже есть договоренности о закупках первых восьми Ан-140, которые будут выпущены в 2000 году (одним из потенциальных покупателей является "Аэрофлот").
Параллельно с решением вопроса по двигателям завершается программа кооперации с Харьковским авиазаводом (соответствующий протокол также подписан в Ле-Бурже), где уже все готово для серийного выпуска АН- 140. Условия этой кооперации, позволяющей исключить возможность толкотни на рынке из-за одновременного появления конкурирующих изделий двух заводов, должны быть определены уже в течение июля текущего года. Детали самолета будут изготавливаться в Харькове и Самаре. После взаимных поставок окончательная сборка будет происходить в обоих городах. Емкость только российского рынка оценивается в 500-600 Ан-140.
Предстоящее начало серийного производства АН-140 и его модификаций в Самаре не означает, что в их оснастку не будут внесены серьезные коррективы. Напротив, Андрей Карклин считает, что предприятие не должно замыкаться на какого-то одного поставщика, и он не исключает возможности сотрудничества в перспективе и с Pratt &Whitney. Американские двигатели, полагает директор предприятия, облегчат продвижение нового самолета на западных рынках.
Тем временем на прошлой неделе было оформлено уже фактически состоявшееся слияние "Авиакора" с группой "Сибирский алюминий". Акционеры предприятия обновили состав его совета директоров, в котором 13 из 17 мест заняли представители группы. Лев Хасис, в течение длительного времени определявший политику предприятия вообще не попал в совет.
Полная смена руководящего состава явно связана с далеко идущими планами "Сибирского алюминия" в сфере авиастроения. Группа делает свою ставку на выпуск новых самолетов - Ан-70 и прежде всего того же Ан-140. Проект выпуска военно-транспортного Ан-70 столкнулся с определенными трудностями - министерство обороны готово выделить около 30 млн долларов под программу уже освоенного выпуска самолетов, а само по себе освоение "Авиакору" видимо, придется финансировать самостоятельно.
Основные результаты работы АО "Авиакор" в 1998 году
АО "Авиакор" получило по итогам работы в 1998 году убытки в размере 57,779 млн рублей (втом числе 41,278 млн - от содержания объектов соцкультбыта). Дивиденды по акциям выплачиваться не будут из-за понесенных обществом убытков. По данным баланса на конец 1998 года недвижимое имущество "Авиакора" оценивается в 1 млрд 57,643 млн рублей, краткосрочные обязательства в 819,825 млн рублей, долгосрочные - 201,91 млн рублей. Валюта баланса -1 млрд 797,934 млн рублей. За год выпущено 6 самолетов ТУ-154М, проведен ремонт 8 самолетов того же типа на общую сумму в 45 млн 138 тысяч рублей.