Вам побыстрее или подешевле?
О том, что военные раз в год могут летать бесплатно в пределах нашего отечества, знают все. Однако добиться билетов от авиакомпаний по военно-перевозочным документам очень сложно.
"С Камчатки и Сахалина улететь в отпуск просто невозможно. Ссылаясь на неаккуратность Минобороны в расчетах споставщиками услуг, авиакомпании просто отказываются выделять места для военных, - рассказал замначальника штаба ТОФ контр-адмирал Владимир Цвирко. - Чуть проще дела во Владивостоке и в Хабаровске - каждый перевозчик выделяет по 6-12 мест для военных в одном самолете".
Несмотря на тяготы пути, желающие улететь "бортом" записываются на рейс заранее. Когда появляется "борт", народ в буквальном смысле набивается туда, как селедка в бочку. В прошлый четверг из Петропавловска-Камчатского на грузовом ИЛ-72 улетело аж 400 счастливчиков. Поднимались внутрь самолета они не по трапу, а по аппарели - в фильмах про десантников можно увидеть, как брюхо самолета распахивается, открывая широченный квадратный люк, по которому может спокойно въехать БМП.
На одном таком "халявном" самолете мне довелось лететь до Москвы четверо суток. Ту-134, небольшой гражданский самолетик, переделанный под нужды военно-транспортной авиации, оказался гостеприимен и неудачлив." В день первый мы поднялись с аэродрома Кневичи под Владивостоком и взяли курс на запад. Кроме нас на борту летел груз красной рыбы в качестве привета от Тихоокеанского флота. К наступлению темноты совершили посадку - в Кневичах! Дело в том, что ТУ-134 не приспособлен к длинным перелетам. Он должен был сесть в Хабаровске или в Улан-Удэ на дозаправку и там же заночевать, поскольку летный ресурс его в день не превышает 6 часов, а до Москвы в лучшем случае лететь 9 часов. Но на военных аэродромах в этих городах не оказалось керосина, поэтому посадку они не дали. А гражданские аэропорты отказали и в заправке, и в посадке, резонно отметив, что "военным платить за это нечем". В итоге в первый день мы вернулись к стартовой черте.
Наутро со свежими силами мы кое-как "добрели" до Улан-Удэ. Наконец-то топливо там появилось. Это позволило нам сесть, переночевать и к середине следующего дня, наведя справки о том, где есть керосин, вылететь в Новосибирск. Следующим утром пассажиров и экипаж, искусанных громадными местными комарами, "Тушка" встретила сногсшибательным зловонием - дело было жарким летом и красная рыба испортилась. Несмотря на стоны "халявщиков", доблестные черноморцы отказались избавиться от "привета", и тухлый груз полетел с нами дальше. Только к вечеру четвертого дня мы и рыба приземлились в Чкалове под Москвой. Вернувшись во Владивосток, я посетовала на сервис знакомым военным, ожидая сочувствия. Однако мне еще и позавидовали: "Надо же, всего четыре дня летела!" Как выяснилось, редкий "борт" летит прямиком в Москву, не все из них достигают столицы и за неделю. Пассажир на борту военно-транспортного самолета - не самоцель, а досадный балласт. Его доставят до места, но по дороге решат все поставленные задачи. А задачи, к слову, могут измениться (дело военное), и тогда вместо Москвы вы окажетесь, например, где-нибудь в степях Казахстана. А там застрять можно и на месяц.
Что же касается пассажиров вьыетевшего в прошлый четверг грузового "ИЛа", то им действительно повезло: к моменту подписания номера в печать самолет приземлился в Москве.