Команда Лебедя строит воздушные суда.
На днях авиакомпания "Красноярские авиалинии" ("Крас Эйр") сообщила о том, что заключила долгосрочный договор с Ульяновским авиационно-промышленным комплексом "Аэростар" о приобретении в ближайшие 5-6 лет 10 самолетов новейшей модификации ТУ-204, которые придут на смену знакомым всем ТУ-154. Первый самолет поступит в компанию до конца года, второй - в 2000 году. По мнению руководителей авиакомпании контракт выгоден обеим сторонам: "Аэростар", недавно запустивший производство новых "тушек" на поток, получил долговременного делового партнера, "Крас Эйр" - дешевые самолеты. Из слов красноярцев можно сделать вывод, что самолеты обойдутся им существенно ниже рыночных цен, поскольку часть средств компания будет проплачивать на этапе строительства, первая же машина обойдется чуть ли не за полцены.
Назвать суммы в компании отказались - коммерческая тайна. Сомнения "Сегодня" в том, что завод продаст самолеты за половину стоимости, подтвердил высокопоставленный источник в руководстве "Аэростара": "На этапе строительства деньги вкладывают и компания, и завод. Соотношение затрат отоваривается в контракте и влияет на цену. Но после того, как покупатель получит самолет, он должен выплатить остаток суммы. За полцены самолет никто продавать не собирается". Платить придется немало. По нашей информации, речь идет о десятках миллионов долларов, даже если завод и предоставит, как обещал, рассрочку за первые 2 самолета. По информации "Сегодня", цена ТУ-204 - примерно 28-29 млн долл. Как утверждает директор по внешним связям "Крас Эйр" Наталья Ботова, кредиты компания брать не намерена, на господдержку не рассчитывает, средства намерена изыскать "за счет внутренних резервов". "Крас Эйр"- не последняя авиакомпания, но представить, что внутренние резервы ее достаточно велики, чтобы выплатить за 5-6 лет 280 млн долл., непросто. Кто будет платить - непонятно, да и сам контракт оказался вовсе не на 10 самолетов, а всего на 2. Остальные же 8 - в рамках протоколов о намерениях. То есть под вопросом.
Один из экспертов предположил, что контракт - предвыборная бутафория, позволяющая под видом финансирования строительства самолета качать с предприятий красноярского края средства. То есть самолеты действительно будут строиться, но изрядная часть средств будет "оседать" в предвыборной копилке губернатора Александра Лебедя. Участие Лебедя и его команды в проекте не скрывается. Наталья Ботова даже преподнесла контракт как сенсацию: впервые в России два губернатора - красноярский - Александр Лебедь и ульяновский - Юрий Горячев, отказавшись (сознательно) от помощи федералов, приняли решение совместно строить самолеты. 50% строительства оплачивают ульяновцы, остальное финансируют красноярцы. Финансирование будет "в той или уной форме", то есть долгами, взаимозачетами, бартером, а. также продукцией предприятий-смежников, расположенных в Красноярском крае. В первую очередь - металлом производства Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ). По мнению аналитиков, контролировать процесс будут доверенные лица губернатора в ранге заместителей. Один из них - Николай Вернер, зам. по оперативным вопросам, весьма заметная в крае фигура. Как утверждают источники, он бывший полковник ГРУ, которого Лебедь "привез" из Приднестровья. По собственной легенде, пострадал за поддержку мятежного генерала. Молва же приписывает Вернеру немалые личные капиталы, а его основная обязанность в команде - "выбивать долги". Второй заместитель Лебедя (по экономическим вопросам) Станислав Петрушке столь бурной биографии не имеет, но, по тем же слухам, его почитают за человека весьма толкового и перспективного. Оба зама представляют область в совете директоров "Крас Эйр". И, оказывается, не только. Чем ближе к выборам, тем больше предприятий подтягивает к себе губернатор, тем больше мест занимают его замы в советах директоров. На сегодня Вернер и Петрушке уже входят в руководство большинства системообразующих предприятий края. Это и пищевые предприятия: маргариновый завод, Канский ликеро-водочный завод. Это "Красуголь", "Красноярскнефтепродукт", Ачинский глиноземный завод и Завод цветных металлов. Они же представляют интересы администрации на Кразе. По информации "Сегодня", следующим в списке "приобретений" губернаторской команды должен стать химический завод "Сивинит". В крае мало кто сомневается в том, что обновление парка "Крас Эйр" - не более чем один из многочисленных способов перекачки средств.