Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Даже в катастрофах наши самолеты лучше всех


20 июля 1999 г. Игорь Черняк, "Комсомольская Правда"


29 июля одному из самых знаменитых наших конструкторских бюро - ОКБ Сухого - исполняется 60 лет. Основанное талантливым советским авиаконструктором П. О. Сухим, ОКБ и по сей день остается одним из мировых лидеров. Достаточно сказать, что в 98-м году боевые самолеты, марки "Су" составили половину (!) всего экспорта российской военной техники и вооружений. Накануне юбилея фирмы на вопросы нашего корреспондента отвечает гендиректор ОКБ Сухого Михаил Погосян.

Погосян Михаил Асланович. 43 года. Окончил МАИ с красным дипломом. Работал на разных должностях в ОКБ Сухого - от начальника отдела до первого зама генерального конструктора, председателя совета директоров ОКБ. С марта 1998 г. - гендиректор АВПК "Сухой". Руководил созданием экспериментального истребителя С-37 "Беркут" - прототипа истребителя 5-го поколения. 29 мая 1999 г. избран гендиректором ОКБ Сухого.

- Михаил Асланович, на крупнейшем в мире авиасалоне в Ле Бурже Россия вновь оказалась в центре внимания: потерпел катастрофу очередной самолет, на этот раз фирмы Сухого. Если так пойдет и дальше, наши истребители вообще перестанут покупать...

- Убежден, что авария не повлияет на имя Сухого: специалистам очевидно, что это просто роковое стечение обстоятельств. Квалификация же летчика, состояние техники не вызывают, никаких сомнений. Более того, в катастрофе самолет продемонстрировал свои уникальные возможности: после касания о землю и возгорания смог подняться - не думаю, что еще какая-то машина в мире может повторить подобное. Да и то, что пилоты успешно катапультировались и уже на второй день вышли из госпиталя, подтверждает надежность техники.

- А зачем вообще надо было устраивать цирк в воздухе и рисковать машиной, кото-рая стоит 30 миллионов долларов? Это во-обще характерно для наших пилотов - на всех авиасалонах они вытворяют в небе Бог знает что. А западные летчики ведут себя гораздо осмотрительнее - все четко по программе, ни одной лишней фигуры...

- Возможно, в чем-то вы правы. Но я понимаю и пилотов: все чудеса, которые они вытворяли в небе, преследовали лишь одну цель - показать потенциальным покупателям все возможности машины. Хотя, конечно, строевые летчики эти режимы использовать не должны. Будем искать разумную середину, чтобы в дальнейшем исключить такие случаи.

Что же до цены самолета... Да, в экспортном исполнении он стоит 30 миллионов. Но машина, которая разбилась, по многом израсходовала свои ресурс, и ее цена была значительно ниже.

- А как вам вообще Ле Бурже-99? Были ли там какие-то западные самолеты и вертолеты, которые вас поразили - мол, вот он, прорыв в будущее?

- Никаких революционных изменений в технологиях я не заметил. Хотя очевидно, что наши конкуренты не стоят на месте - идет постоянный прогресс, совершенствование техники. Но так, чтобы ахнуть, - этого не было.

- А какие машины фирма Сухого считает конкурентами?

- В первую очередь американский F-18 и его модернизации. Евроистребитель - очень дорогая программа, которая вряд ли сможет конкурировать с нашими самолетами. Оснований опасаться французских "Миражей" и "Рафалей" я также не вижу.

- А МиГ-29?

- Су-27 и МиГ-29 - это разные машины. Су-27 - тяжелый фронтовой истребитель, имеет в полтора раза большую дальность полета, больше подвесок ракетного оружия и большую дальность обнаружения. Потому эта машина идеально подходит для стран, имеющих большую протяженность границ, где не очень развита инфраструктура и аэродромы не на каждом перекрестке. А МиГ-29 - средний фронтовой истребитель, его оптимальнее использовать небольшим государствам.

- И в какие страны вы сегодня продаете больше всего самолетов Сухого?

- В первую очередь это Китай и Индия. Суммы контрактов с ними оцениваются миллиардами долларов. Страны большие, имеют геополитическое влияние, и мы рассматриваем их как стратегических партнеров. Неплохие перспективы рынка в Юго-Восточной Азии, есть интерес у Южной Кореи. Опять же Африка - в прошлом году поставили самолеты в Эфиопию.

- По бартеру за бананы?

- Ну почему? Действительно, денег у Эфиопии немного, но оплатила она нормально, тем более цена была невысокая.

- Демпинг?

- Нет. Мы поставляли им машины, которые уже частично исчерпали свои ресурсы. Но так как они ведут конкретные боевые действия, им и не нужен длительный ресурс, а нужно, чтобы техника работала сегодня. То, что им было предложено, их устроило.

- Какой из самолетов Сухого вы считаете самым-самым?

- Безусловно, это Су-27. Технологии, которые были созданы в 70 - 80-е годы, и сегодня отвечают самым передовым требованиям.

- А как же новые самолеты, про которые столько писали, - тот же С-37 с обратной стреловидностью крыла?

- Работа над этой машиной еще в начальной стадии. Да, лично я С-37 горжусь. Но для того чтобы им гордилась фирма, самолет должен выдержать большую программу испытаний.

- Сколько времени уходит на постройку опытного образца нового самолета?

- Если мы останемся на нынешнем организационном уровне, то около шести лет. В советские времена укладывались в два года. Если мы не добьемся изменений, то скоро нам уже нечем будет гордиться.

- И как вы намерены добиваться этих изменении?

- Первое: перестроить работу комплекса под концентрацию усилий на модернизацию самолетов 4-го поколения. Второе: сконцентрировать интеллектуальные, финансовые и организационные ресурсы на самых перспективных проектах. Третье: внедрение технологий боевой авиации в гражданскую область - очевидно, путем сотрудничества с фирмами Туполева и Ильюшина.

- Наши гражданские самолеты все больше уступают западным - противостоять напору "Боинга" и "Эрбаса" крайне сложно. А как обстоит дело с военными самолетами России, когда-то бывшими лучшими в мире?

- С точки зрения характеристик самолета как носителя оружия Су-27 и МиГ-29 в полной мере отвечают требованиям, которые предъявляются к самолетам такого класса. И сегодня мы успешно выдерживаем конкуренцию с лучшими машинами США и Европы. А вот в бортовом оборудовании есть некоторое отставание.

Для того, чтобы поддерживать нынешний уровень, надо решать задачу модернизации парка самолетов 4-го поколения. И в первую очередь обеспечить таким дорогостоящим системам, как Су-27 и МиГ-29, возможность наряду с применением управляемого высокоточного оружия "воздух - воздух" применение аналогичного оружия "воздух - земля". То есть чтобы самолет стал по-настоящему многоцелевым и решал задачи поражения и воздушных, и наземных целей. Это требование и нашего Министерства обороны, и мирового рынка.

Но, ставя целью создание самолета следующего поколения, необходимо провести организационное реформирование промышленности. Ведь разработать и запустить в серию новый самолет - дело весьма дорогое, деньги нужны огромные.

- Но у государства нет даже на зарплату учителям и врачам...

- Путь есть - это совместная деятельность госорганов управления, привлечение средств от реализации экспортных контрактов, концентрация финансовых ресурсов из других источников. Не распылять средства по сотням программ далеко не первостепенной важности, а концентрировать их на важнейших проектах. Для того и нужна реструктуризация авиапрома, чтобы из множества КБ и заводов создать несколько мощных интегрированных структур, способных отстоять место России на мировом рынке боевой авиации.

А о той роли, которую в современном мире играет авиация, свидетельствуют события в Югославии, где США и НАТО провели операцию без Сухопутных войск и практически без потерь. Это еще раз доказывает, что наличие у страны мощной и современной авиационной группировки делает ее по-настоящему сильной...




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer