Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как подрезают крылья авиапрому


20 июля 1999 г. Дмитрий Малинин, "Известия"


Было время, когда созданная в послевоенные годы авиапромышленность страны ежегодно ставила на крыло несколько сотен гражданских и военных машин. Заводы отрасли покрывали территорию СССР плотной сетью от Комсомольска-на-Амуре до Харькова. Только в цехах, где непосредственно собирались самолеты, трудилось свыше 1,5 миллиона человек. Если же учитывать всех тех, кто работал по заказам авиастроителей, - специалистов по производству пластмасс, металлов, электроники, то можно смело утверждать: каждый десятый, занятый в производстве, вносил свой вклад в развитие "крылатой" отрасли. Увы, эти времена миновали. Кризис тяжелой кувалдой прошелся по хрупким детищам авиапрома.

Например, в 1996-1999 годах было продано менее десятка новейших Ил-96-300 и Ту-204, в то время как мощности отрасли рассчитаны на выпуск по крайней мере 12 таких Илов и 40 Ту. Практически перестали выпускаться самолеты Ил-86, Ту-154 и Як-42. Отрасль хиреет на глазах: предприятия становятся техническими банкротами, из КБ и институтов, некогда снабжавших строителей самыми передовыми технологиями, "уплывают" лучшие мозги.

Причин упадка много. Одна из них в том, что за годы реформ так и не было наработано конкретной политики в отношении стратегических отраслей российской промышленности, к коим, безусловно, относится и авиастроительная. Поскольку государство, по сути дела, бросило отрасль на произвол судьбы, руководители предприятий авиапрома решили действовать по принципу "спасайся, кто как может" и пустились в самостоятельное плавание фактически без руля и ветрил. Доходило до нелепого: например, в ОКБ им. А.С.Яковлева вместо того, чтобы заниматься сертификацией своих самолетов, ударились в огранку бриллиантов.

Однако самой серьезной причиной кризиса отрасли, по мнению специалистов, является отсутствие государственной системы поддержки продаж отечественной авиатехники. Кредиты российских коммерческих банков короткие и дорогие. Западные же банки, во всяком случае, до недавнего времени, не горели желанием финансировать поставки отечественных самолетов, так как их ликвидность была недостаточно высока. Дело в том, что лишь немногие страны мира признают сертификат, выдаваемый российским машинам авиарегистром МАК. Подавляющее большинство предпочитает иметь дело с тем типом сертификата, который выдается в США или в Западной Европе. В этих условиях только государство способно поддерживать родной авиапром путем кредитования покупателей самолетов. Однако этого не было и в помине.

Все это привело к тому, что целый ряд российских авиакомпаний в поисках альтернативы бросился на Запад. С 1990 по 1998 год в страну было ввезено несколько десятков самолетов зарубежного производства. До начала 1998 года у авиакомпаний, широко эксплуатировавших зарубежную технику ("Аэрофлот-Российские международные авиалинии","Трансаэро" и другие), дела шли на первый взгляд неплохо. Были планы по увеличению объемов перевозок, закупок новых зарубежных машин. Однако все их перечеркнул кризис 17 августа. Из-за резкого падения платежеспособности населения сразу же упала средняя загрузка машин, особенно на внутренних линиях. И выяснилось, что эксплуатировать зарубежные самолеты на внутреннем рынке с его низкими ценами просто разорительно. Первой опомнилась авиакомпания "Трансаэро", которая, несмотря на финансовые издержки, нашла в себе смелость отказаться от иностранных машин.

В компании "Аэрофлот-Российские авиалинии" этой проблемы словно бы и не заметили. Между тем расчеты специалистов свидетельствуют, что эксплуатация иностранных машин убыточна и для такой крупной компании, как "Аэрофлот" (причем она терпела убытки даже в докризисное время).

Чтобы не загружать читателей математическими расчетами, приведем лишь несколько цифр из выкладок экспертов. Так, для безубыточной эксплуатации самолета типа "Боинг-767" (два таких были взяты в лизинг "Аэрофлотом") необходимо иметь средний доход за рейс на одного пассажира не менее $400, загрузку около 68% и годовой налет не менее 5000 часов.

В "Аэрофлоте" за 5 лет эксплуатации этих машин так и не смогли достичь требуемых кондиций. Например, среднегодовая загрузка на "Боингах-767" не превышала 60%, а доход на одного пассажира - $350. Вот и получилось, что за 5 лет эксплуатации двух иностранных лайнеров "Аэрофлот" недосчитался порядка $50 млн.

Та же история произошла и с двумя взятыми в лизинг "Боингами-777". Как и его собрат 767-й, 777-й предъявляет очень серьезные требования к налету, уровню дохода с каждого пассажира для обеспечения безубыточной эксплуатации. Наверное, лишним будет говорить, что и в случае с этим самолетом "Аэрофлот" не сумел выполнить требуемых условий. В результате же за несколько лет эксплуатации этих лайнеров "Аэрофлот" потерял порядка $30 млн. Между тем все лизинговые платежи - а это около $87 млн. - уже переведены лизинговым компаниям, а сами самолеты после окончания срока аренды так и так вернутся владельцам.

Можно представить, насколько такие сделки выгодны "Боингу" и экономике США. Становится понятным и то рвение, с которым американское правительство, в частности министерство торговли, пытается пропихнуть нам новый контракт по лизингу 4 "Боингов-767" и получить очередные льготы по импортным пошлинам.

И вот тут мы подходим к началу другой истории. Дело в том, что в свое время Воронежский авиазавод предложил в финансовый лизинг "Аэрофлоту" 6 своих новейших машин Ил-96-300. Реализация этой программы обеспечила бы работой свыше 100 тыс. человек на предприятиях многих городов страны и пополнила местный и федеральный бюджеты на 240 млн. рублей. Стоит ли говорить, что если состоится сделка с "Боингом", существенно осложнится экономическое положение не только воронежцев, но и всего отечественного авиапрома, а "Аэрофлот" потеряет очередные $100 млн.

В конце июля в США во время очередного заседания российско-американской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству будут, в частности, обсуждаться и вопросы лизинга зарубежных самолетов. И думается, что все эти проблемы, связанные с подобными сделками, должны серьезно учитываться нашими участниками заседания.

Кого же мы будем все-таки поддерживать: российского производителя или зарубежного дядюшку? - вопрос пока остается открытым.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer