От воинов-десантников и спортсменов-парашютистов не раз доводилось слышать, что для учебы и тренировок в прыжках с парашютом нет лучшего средства, чем самолет Ан-2. Но "Аннушка", как ласково называют этот самолет пилоты, эксплуатируется во многих странах мира вот уже более 50 лет и по многим параметрам давно устарела. В России Ан-2 уже не производится. А те самолеты, что еще сохранились, год от года вырабатывают свой ресурс, и недалеко то время, когда последняя "Аннушка" не сможет подняться в воздух.
Об этом с сожалением думают и десантники, и спортсмены-парашютисты. Есть, правда, примерно равноценная по экономичности замена этому самолету. Например, вертолет Ми-8. Но из вертолета учиться прыгать с парашютом все-таки сложнее, так как определенную опасность представляют несущий и хвостовой винты.
Словом, "Аннушке" нужна замена, но ее конструкторы, похоже, пока не придумали. Так считал и я, пока не побывал на выставке военных технологий, техники и вооружений "Омск-99". Именно там группе специалистов и журналистам показали "Аннушку" в новом облике. На базе Ан-2, который имеет непревзойденную аэродинамическую схему для своего класса самолетов", омское производственное объединение "Полет" создало принципиально новую машину, которая получила индекс Ан-3.
Главное отличие новой "Аннушки" от Ан-2 заключается в установке на самолет вместо поршневого (бензинового) нового турбовинтового двигателя ТВД-20, работающего на авиационном, керосине.
Что это дало? Если старый двигатель АШ-62ИР имеет мощность 1.000 лошадиных сил, то новый ТВД-20 - 1.375. Это позволило увеличить взлетную массу и соответственно полезную нагрузку на 300 кг. Возросли и наивыгоднейшая высота полета, практическая дальность, скоро-подъемность, крейсерская скорость.
Но модернизация "Аннушки" этим не ограничилась. В самолете установили систему обогрева и вентиляции кабин, отдельную дверь для экипажа (раньше он заходил через пассажирский отсек). Изменения претерпело электротехническое и пилотажно-навигационное оборудование. На Ан-3 установили централизованную систему сигнализации и новую противопожарную систему, а также трехлопастной реверсивный винт АВ-17, с помощью которого теперь самолет может двигаться вперед и "пятиться" назад. Это очень удобно при маневрировании на взлетно-посадочной полосе и заруливании на стоянку. Словом, "Аннушка" ныне получила второе рождение.
Специалисты Киевского авиационного научно-технического комплекса им. О. Антонова и производственного объединения "Полет" говорили мне, что в условиях нынешней экономической ситуации на Украине и в России рассчитывать на создание нового самолета подобного класса трудно. Для этого нужны большие средства. А вот модернизация парка Ан-2, которые во многих странах мира насчитываются сотнями, вполне по силам практически любому государству. Речь, естественно, идет в первую очередь о самолетах, имеющих достаточный , запас ресурса.
Во время работы выставки "Омск-99" Ан-3 демонстрировался на земле и в воздухе. У всех, кто на нем летал, были только положительные отзывы.
Новая "Аннушка" с двигателем ТВД-20 на сегодняшний день прошла все виды заводских и государственных испытаний. У омского производственного объединения "Полет" есть соответствующие мощности для модернизации устаревших Ан-2. В будущем, когда появятся деньги, оно готово и производить Ан-3, как говорят, с нуля. Словом, у десантников, спортсменов-парашютистов, у всех, кому нужна крылатая машина такого класса, есть надежда, что еще не одно десятилетие они будут пользоваться "услугами" этого самого простого и безопасного самолета в мире.