Самолет-разведчик Р-5, детище советского конструктора Н. Поликарпова, был создан в 1928 году. Он выпускался заводом № 1 в Москве: двухместный, одномоторный, деревянной конструкции с двигателем М-17 мощностью 500 л/с. Назначение - разведчик или легкий бомбардировщик. Вес пустого самолета - 2.000 кг, нормальный - около 3.000, предельный - до 3.800 кг. Р-5 был вооружен двумя пулеметами (один стреляющий через винт, другой с турели), бомбардировочным снаряжением, состоящим из двух бомб под фюзеляжем и восьми под консолями крыла. Бомбовая нагрузка имела довольно большие пределы: от 250 до 500 кг, а в особых случаях до 850 кг. Максимальная скорость полета на высоте 3.000 м равнялась 230 км/час. Посадочная скорость 90-100 км/час. Дальность полета 600 км. Самолет был устойчив и хорошо управляем, позволял выполнять фигуры высшего пилотажа - переворот через крыло петлю Нестерова, боевой разворот и штопор.
В 1930 году на международном конкурсе в Иране для разведывательных самолетов Р-5 занял первое место, опередив лучшие самолеты Англии, Франции и Голландии в своем классе.
В 1934 году на самолетах Р-5 проводились работы по спасению челюскинцев, когда поднимали со льда по 5-6 пассажиров за рейс.
В течение многих лет Р-5 состоял на вооружении ВВС как разведчик, бомбардировщик, штурмовик и даже торпедоносец морской авиации. Применялся в боевых действиях в Испании, Монголии, Финляндии и в Отечественной войне до 1944 года.
Было выпущено около 7.000 самолетов, но все они, к сожалению, к концу 50-х годов были уничтожены.
Начиная с 1958 года (со дня основания Музея ВВС в Монино) было предпринято много попыток разыскать самолет Р-5 и закрыть одно из белых пятен в истории отечественной авиации. Удивительная реликвия обнаружена в городах Памира. Удалось узнать и историю этого самолета.
Осенью 1940 года летчик Душанбинского авиаузла С. Кабанов, выполняя пролет на перевозку почты и груза по маршруту Душанбе-Хорог, потерпел аварию.
В 1985 году группа энтузиастов-авиаторов во главе с А. Забродким - заместителем командира отряда Таджикского управления ГА - в трудных условиях на высоте 4.200 метров провела горноспасательные работы. Детали самолета были собраны на площадку, пригодную для посадки вертолета Ми-8, а затем перевезены на ремонтную базу Айни.
К этому времени из Музея ВВС бывшим начальником музея С. Федоровым были доставлены на ремонтный завод двигатель М-17 и авиационное оборудование - около 30 приборов (пилотажных, навигационных и для контроля работы силовой установки). Завершающие работы по сборке самолета, отладке систем, нивелировке и опробованию двигателя проводились инженерами А. Перминовьм и А. Романовым.
После реставрации самолет Р-5 совершил перелет из Душанбе в Монино и занял достойное место в экспозиции музея.
Таких самолетов (в единственном экземпляре, с уникальной судьбой) в Монинском авиационном музее много. В этом убедились все, кто хоть раз побывал в этом подмосковном городке.