Топливные баки лайнеров ненадежны вот уже 20 лет.
С 1988 года руководство корпорации "Боинг" знало о том, что керосиновые баки знаменитых лайнеров-гигантов модели "747" могут непроизвольно взрываться. И ничего не сделало для того, чтобы предотвратить возможные катастрофы. Подтверждающие это документы опубликовала французская газета "Ле Паризьен".
Три года назад, 17 июля 1996 года, в половине девятого вечера "Боинг-747" авиакомпании "Транс уорлд эрлайнс" взорвался почти сразу же после взлета из аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке. 230 человек погибли на борту злосчастного самолета. 42 из них были французы - лайнер направлялся в парижский аэропорт Шарль де Голль. Это был не первый "Боинг", погибший от взрыва керосина на борту. С 1959 года 16 самолетов производства знаменитой фирмы сгорели в небе по этой причине.
Три года идет следствие о причинах аварии 1996 года. Родственники погибших в катастрофе французов объединились в ассоциацию. Они-то и сумели раздобыть документы, которые, по мнению французских экспертов, однозначно свидетельствуют - изначально конструкция "боингов" несла угрозу взрыва топливных баков.
Ключевой документ удалось обнаружить в американских архивах. В 1977 году специальная комиссия Федерального управления гражданской авиации США изучала проблему безопасности лайнеров модели "747". Уже тогда возникли сомнения относитльно надежности емкостей для керосина. Они находились в недопустимой близости к системам кондиционирования воздуха на борту и поэтому страдали от излишнего разогрева. В жаркую погоду, а именно такой она была в июле 1996 года, угроза взрыва увеличивалась многократно.
Главный инженер корпорации "Боинг" Дональд Норстром, участвовавший в расследовании, тогда же, в 1977 году, признал, что проблема существует. Но отказался принять меры по ликвидации возможной угрозы. Спустя год после катастрофы 1996 года в докладе следственной комиссии признавалось: "Если бы не взрывоопасные испарения в керосиновых баках, катастрофы бы не произошло". Руководство "Боинга" ответило на это: "Мы признаем проблему и будем стараться разрешить ее". Ничего не сделано до сих пор.
"Исследования ученых Каролинского университета, - утверждает Ги-Мишель Ней, адвокат ассоциации жертв взрыва 1996 года, - показывают, что даже самого слабого выброса энергии, эквивалентного силе падения на землю мелкой монетки, достаточно,чтобы взорвать баки "Боинга-747". Чего еще ждать, чтобы принять меры по предотвращению взрывов? Просто тянуть время в интересах "Боинга", и американские власти это знают".
Время действительно на стороне самолетостроительной корпорации. Дело в том, что к 2004 году все машины с опасным дефектом топливных баков - это "боинги" модели "747", серий 100,20Q и 300 - должны естественным путем отслужить свой срок. Если же признать ошибку в конструкции, все эти самолеты необходимо будет отозвать, вывести из эксплуатации, что дорого обойдется "Боингу". Стоимость же морального ущерба в этом случае невозможно и подсчитать. Вот американцы и тянут до 2004 года. Лишь тогда, по мнению адвокатов жертв катастрофы, самолетостроители решатся признать вину и компенсировать родственникам жертв нанесенный урон.
До тех пор взрывоопасные "боинги" будут летать. А пассажирам в жаркую погоду лучше выбирать для себя другой вид авиалайнеров.